Среда, 27.11.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Управление публичными доходами

Расчет необходимого для покрытия расходов бюджета объема доходов и определение источников получения этих доходов соотносятся как постановка задачи и пути ее решения, т. е. сначала выясняется, какая сумма должна быть мобилизована, а уже затем выбираются способы получения этой суммы[1]. Обратный порядок принес бы в публичное хозяйство элемент стихийности и дезорганизованности, что противоречит плановой сути бюджета.

Говоря об отличиях государственного хозяйства от частного, И.И. Янжул замечает, что «в частном хозяйстве решающим является размер доходов, в государственном - эту роль играет

объем необходимых расходов»[2]. Соглашаясь с таким подходом, следует продолжить мысль: простейшим способом исчисления необходимого объема доходов является их математическое равенство расходам. Однако на практике «золотое правило бюджета» не соблюдается, так как вмешиваются различные факторы: инфляция, политическая конъюнктура, конфликт интересов, недобросовестное поведение и др. Кроме того, с начала XX в. стали появляться экономические теории, обосновывающие целесообразность допущения дефицита бюджета, т. е. превышения

расходов над доходами[3].

Сумму доходов, которую необходимо мобилизовать для покрытия расходов бюджета, следует планировать и исчислять, руководствуясь специальными принципами юридической справедливости, определенности, эффективности (экономности), удобности (простоты) и

др. [4] Способы исчисления доходов могут различаться по детализации: от подробного планирования поступлений по каждому виду доходов до исчисления примерного общего

объема поступлений без детализации по видам[5].

Соответственно общий объем планируемых доходов может быть исчислен, во-первых, как сумма прогнозов по каждому виду доходов, представленная администраторами доходов, и, во-вторых, исходя из объема расходов. В случае расхождения между двумя указанными параметрами возможно принятие решения о мобилизации дополнительных доходов или источников финансирования дефицита бюджета.

При этом использование для покрытия обычного бюджетного дефицита чрезвычайных источников (внешних займов, неплановой приватизации и т. д.) считается ненадлежащей практикой и может быть оправдано только чрезвычайными обстоятельствами.

Основным приемом юридической техники является использование юридических

конструкций[6]. Если такой прием уместен при выяснении внутреннего строения налога, то тем более - при выяснении строения публичного дохода, как более общего понятия. Публичный доход (после планирования) имеет несколько внутренних состояний. Первое из них - мобилизация дохода (здесь необходимо говорить об источниках доходов), затем следует его перераспределение для целей удовлетворения публичных потребностей (такие доходы

являются бюджетными доходами [7] ). Уже перераспределенные публичные доходы подвергаются администрированию (схема 4.10).

 

[1] Известные виды доходов бюджета настолько разнообразны, что позволяют в случае столкновения интересов, связанного, например, с ущемлением прав предпринимателей или иных лиц, скорректировать источники мобилизации доходов.

[2] Янжул И.И. Указ. соч. C. 50.

[3] В первую очередь речь идет об идеях Дж. Кейнса и его последователей. Основной аргумент здесь такой: бюджеты составлялись и утверждались сбалансированными, но в ходе

их исполнения чаще всего возникал дефицит, поскольку расходы превышали заранее исчисленные доходы. Как альтернатива «золотому правилу» появилась доктрина систематического дефицита, суть которой состоит в следующем: дефицит можно не считать злом; в масштабах государства он дает положительные результаты, например, стимулирует развитие производства. По мере развития экономической мысли появились более тонкие концепции бюджетного равновесия, предусматривающие циклический дефицит либо покрытие имеющегося дефицита средствами, получаемыми из неинфляционных источников. Впрочем, эти теории не отменяют необходимости балансирования бюджета, которое осуществляется единственным способом - через мобилизацию дополнительных источников покрытия расходов.

[4] См. § 2 «Принципы бюджетного права» гл. 2 учебника.

[5] См.: Пауль А.Г. Бюджетно-правовое регулирование формирования доходов бюджета. Воронеж, 2011. C. 12.

[6] См.: Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов // Финансовое право. 2010. № 1. C. 22.

[7] Как было сказано выше, бюджетные доходы также имеют два состояния: до зачисления в бюджетную систему (незачисленные) и после (зачисленные). О появлении бюджетного дохода следует говорить, например, с момента исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности. В этом случае источником бюджетного дохода является налог.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.07.2017)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%