Учение о публичных финансах с момента его окончательного оформления состояло из трех частей: государственные расходы, источники удовлетворения государственных расходов (доходы) и государственный кредит, который также имел целью удовлетворение государственных расходов. Со временем государственный кредит превратился в
специфическую область знаний[1].
Публичный (государственный и муниципальный) кредит в современной доктрине финансового права понимается в широком и узком смысле.
В широком смысле публичный кредит определяется как отношения, в которых публично-правовое образование (государство и муниципальное образование) выступает должником (заемщиком) или кредитором (займодавцем), а также гарантом. В узком смысле публичный кредит означает заимствование публично-правовым образованием средств у населения либо иностранных государств, кредитных организаций, иных лиц, т. е. сводится к вопросам государственного (муниципального) долга (схема 5.1).
Обобщенное легальное определение государственного (муниципального) кредита отсутствует.
Доктринальные определения публичного кредита могут рассматривать его как с экономической, так и с правовой точки зрения. Государственный кредит как экономическая категория - система отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов, или совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта[2].
Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт бюджетного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности.
Часто публичный (государственный и муниципальный) кредит именуют институтом финансового права в целом, т. е. помещают его за рамки бюджетного права. Однако следует признать, что в настоящее время публичные заимствования, кредиты и гарантии не существуют вне бюджетных правоотношений и всегда отражаются в бюджетном учете. За пределами правового регулирования бюджетного законодательства находятся отношения, связанные с общими вопросами эмиссии и обращения ценных бумаг[3], но БК РФ содержит отсылку на специальный закон, регулирующий особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Данный закон является составной частью бюджетного законодательства[4].
Законодательством Российской Федерации утверждено несколько легальных определений для фрагментов государственного кредита: понятия государственного долга, внешних долговых требований, бюджетного кредита, государственных заимствований, целевого иностранного кредита и его разновидностей, к которым относятся связанные кредиты иностранных государств, нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Государственный (муниципальный ) долг представляет собой обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием[5].
Внешние долговые требования Российской Федерации - финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором[6].
Бюджетный кредит - денежные средства, предоставленные бюджетом другому бюджету, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу
487
на возвратной и возмездной основе[7].
Государственный финансовый кредит - форма бюджетного кредита, когда Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях,
предусмотренных межправительственным соглашением[8].
Государственный экспортный кредит - форма бюджетного кредита, когда за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика, в объеме и на условиях, предусмотренных межправительственным соглашением (противоположность - связанный и нефинансовый кредит)[9].
Государственные заимствования Российской Федерации (внутренние и внешние) - государственные займы, осуществленные путем выпуска государственных ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов
международного права[10].
Целевой иностранный кредит - вид государственных заимствований, который представляет собой форму финансирования проектов, включенных в специальную государственную программу, путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями
данных проектов на возвратной и возмездной основе[11].
Связанные иностранные кредиты (иностранных государств или граждан) - целевые
кредиты, при которых закупки осуществляются в основном в стране кредитора[12].
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - целевые кредиты для инвестиционных проектов или структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций[13].
Государственная (муниципальная) гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование обязаны при наступлении гарантийного случая уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом
обязательства[14].
[1] Можно сказать, что эволюция государственного кредита привела к возникновению бумажных денег, которые первоначально представляли собой ассигнации, подтверждающие денежные обязательства государства (Государственного банка России).
[2] См.: Общая теория финансов: учеб. / Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева и др.; под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995. C. 256.
[3] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
[4] Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
[5] Статья 6 БК РФ.
[6] Статья 122 БК РФ.
[7] Статья 6 БК РФ.
[8] Статья 122 БК РФ.
[9] Там же.
[10] Статья 103 БК РФ.
[11] Статья 6 БК РФ.
[12] Там же.
[13] Там же.
Там же.
|