Свойствами публичного кредита являются:
- возвратность;
- возмездность (платность);
- срочность (устанавливается срок возврата);
- добровольность;
- целевой характер.
Иногда свойства публичного кредита именуют его принципами. Это связано с тем, что по своим свойствам публичный кредит отличается от иных способов покрытия публичных расходов, в частности от налогов.
Для понимания сущности публичного кредита имеет смысл также сравнить его с частным кредитом. При этом нужно сразу заметить, что частный кредит возник раньше и во многом определил содержание публичного. Публичный кредит по своим приемам и методам не отличается от частного, до настоящего момента заимствуя у него новые приемы и идеи в этой области.
В то же время до сих пор идет дискуссия об отраслевой принадлежности кредита. Еще М.Ф. Орлов отмечал, что «кредит публичный, или государственный, кроме имени и цели, имеет
мало подобия с кредитом государственным»[1]. В научной литературе выделяются следующие отличия публичного кредита от частного:
- при частном кредите кредитор вправе использовать все предусмотренные законом меры принуждения, чтобы вернуть одолженные деньги; при государственном кредите, наоборот, преимущество остается за государством, несмотря на его статус должника;
- частные долгосрочные займы предполагают обеспечение, в то время как государство может заключать займы на самые продолжительные сроки без залога или обеспечения;
- присущие государству долговечность и суверенитет дают ему возможность пользоваться такими формами и условиями займов, которые не под силу частному лицу (принудительные займы; непогашаемые займы; займы, погашаемые до срока; и т. п.);
- государство может пользоваться значительным кредитом даже в тех случаях, когда его финансовое хозяйство расстроено, что совершенно невозможно для частного хозяйства,
находящегося в подобном положении[2].
Вместе с тем частный и публичный кредиты равным образом являются возвратными[3], возмездными, срочными и добровольными[4].
Очевидное отличие публичного кредита от частного - в субъектном составе, который включает государство (публично-правовое образование) в качестве кредитора или заемщика. Из этого отличия вытекает возможность обойтись без обеспечения при государственных заимствованиях. Частный кредит, напротив, сопровождается залогом, гарантиями, поручительством и иными допустимыми гражданско-правовыми способами обеспечения обязательств.
Различается и правовое регулирование частного и публичного кредитов: вопросы государственного и муниципального долга регулируются БК РФ, вопросы займа и частного кредита - гражданским законодательством. При этом предельный объем государственного внутреннего и внешнего долга по кредиту определяется законом о бюджете и не может превышать определенные параметры, которые вычисляются как доля доходов бюджета без учета финансовой помощи[5]. Еще одно отличие публичного кредита от частного заключается в его цели, которая всегда является некоммерческой и направлена на удовлетворение публичных потребностей (схема 5.2).
[1] Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового права / науч. ред. и автор вступ. ст. А.Н. Козырин. М., 1998. C. 300. (Серия «Золотые страницы финансового права России». Т. 1.)
[2] См.: Богданова А.В. К вопросу о месте государственного кредита в системе российского права // Реформы и право. 2014. № 1. C. 47.
[3] В то же время на примере непогашаемых («отвержденных») кредитов мы видим, что не всегда имеет место возвратность, не ограничен максимальный срок публичного долга.
[4] Однако известны принудительные займы у населения советского периода истории России. Еще заметим, что когда заемщиком является государство, то доверие к нему не может быть абсолютным, поскольку механизм взыскания долга определяет сам должник. Даже наличие судебной системы не всегда считается гарантией погашения, так как суды выносят решения на основании законов, установленных государством-должником.
[5] Статья 107 БК РФ.
|