Бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету, а также юридическому лицу, иностранному государству и иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной
основах[1] . Иными словами, при осуществлении бюджетного кредита публично-правовое образование выступает в качестве кредитора (займодавца), в отличие от отношений, связанных с государственным (муниципальным) долгом, где оно является должником (заемщиком).
Исходя из понятия бюджетного кредита, можно выделить его виды в зависимости от получателя кредита:
- бюджетные кредиты публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям);
- бюджетные кредиты российским юридическим лицам;
- бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам;
- бюджетные кредиты иностранным государствам (схема 5.8).
Можно сказать, что понятием бюджетного кредита охватываются
все отношения, связанные с предоставлением средств из бюджета на возвратной и возмездной (платной) основах. В некоторых случаях бюджетный кредит может выступать как продолжение целевого иностранного кредита, когда средства от иностранного кредитора перераспределяются дальше в рамках национальной бюджетной системы. Бюджетные кредиты за счет средств полученного целевого иностранного кредита могут передаваться Российской Федерацией субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в
соответствии с программой государственных внешних заимствований[2].
Существуют также бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, которые предоставляются Российской Федерацией субъектам РФ или муниципальным образованиям за счет особенного источника - остатка средств на едином счете федерального бюджета и в пределах двенадцатой части
доходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета на соответствующий год[3]. Данный кредит выступает как один из инструментов управления остатком на едином счете бюджета и одновременно как форма финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы.
Бюджетные кредиты иностранным государствам и иностранным юридическим лицам также имеют две разновидности:
- государственные финансовые кредиты, при которых Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в порядке и на условиях, предусмотренных межправительственным соглашением;
- государственные экспортные кредиты, при которых за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров, работ и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера в порядке и на условиях, установленных межправительственным
соглашением[4].
Бюджетные кредиты предоставляются на основании гражданско-правового договора. В то же время предоставление бюджетных кредитов связано с рядом обязательных условий,
установленных бюджетным законодательством[5]:
- возмездность (платность);
- возвратность;
- срочность;
- отсутствие непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет (для юридических лиц) и по выданным ранее бюджетным кредитам;
- целевой характер;
- обеспечение исполнения обязательства (для юридических лиц);
- предварительная проверка финансового состояния юридического лица;
- согласие получателя бюджетного кредита на проведение контроля за соблюдением целей, порядка и иных условий использования кредита.
К отношениям по предоставлению бюджетных кредитов применимы нормы гл. 42 ГК РФ «Заем и кредит», в особенности связанные с целевым займом, согласно которым заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа[6]. Кроме того, к бюджетным кредитам применяются нормы ГК РФ, связанные со списанием денежных средств без распоряжения клиента, которое допускается ГК РФ в установленных законом случаях. Таким случаем может быть невозврат бюджетного
кредита и процентов по нему[7].
Нормы, регулирующие правоотношения по предоставлению и использованию бюджетных кредитов, расположены в БК РФ в главе, посвященной дефициту бюджета и источникам его финансирования. Таким образом, для публично-правового образования, предоставившего кредит, бюджетные кредиты учитываются в составе источников финансирования дефицита бюджета. Публично-правовое образование, получившее бюджетный кредит, включает его в состав долговых обязательств, т. е. невозвращенный бюджетный кредит является частью государственного или муниципального долга.
Бюджетный кредит предоставляется в пределах сумм, установленных законами (решениями) о бюджете, на срок не более пяти лет - для субъектов РФ и не более трех лет - для муниципальных образований.
Цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов также устанавливаются ежегодными законами (решениями) о бюджете. Например, такими целями могут быть частичное покрытие дефицитов бюджетов; покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов; мероприятия, связанные с ликвидацией последствий
стихийных бедствий и техногенных аварий[8].
Способами обеспечения возврата бюджетного кредита и процентов по нему могут быть:
- банковские гарантии;
- поручительства;
- государственные или муниципальные гарантии;
- залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита (схема 5.9).
При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению бюджетного кредита задолженность может не только взыскиваться за счет предоставленного обеспечения, но также удерживаться из доходов, подлежащих зачислению в бюджеты, или средств, предусмотренных для перечисления в бюджеты. Кроме того, для взыскания кредитов установлен повышенный срок исковой давности - пять лет.
[1] Статья 6 БК РФ.
[2] Статья 93.5 БК РФ.
[3] Статья 93.6 БК РФ.
[4] Статья 122 БК РФ.
[5] Статья 93.2 БК РФ.
[6] Статья 814 ГК РФ.
[7] Статья 854 ГК РФ, п. 9 постановления Президиума Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
[8] Статья 11 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».
|