Государственная (муниципальная) гарантия (далее - гарантия) представляет собой долговое обязательство, согласно которому публично-правовое образование, выступающее гарантом, обязуется при наступлении гарантийного случая уплатить бенефициару по его письменному требованию определенную денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета[1].
Гарантия может рассматриваться и как особый способ обеспечения бюджетного или коммерческого кредита.
Предоставление государственных или муниципальных гарантий не связано с перечислением бюджетных средств, денежные средства выплачиваются лишь при наступлении гарантийного случая. На данном основании расходы на покрытие государственных (муниципальных) гарантий в бюджете не планируются. Можно утверждать, что исполнение публично-правовым образованием своих гарантийных обязательств является редким случаем. Таким образом, отнесение государственных гарантий в состав государственного долга вместе с реальными долговыми обязательствами - вопрос дискуссионный.
В то же время бюджетное законодательство устанавливает, что общая сумма выданных гарантий включается в состав государственного или муниципального долга с момента выдачи
гарантии, а не с момента наступления гарантийного случая[2]. Законом о бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных
государственных гарантий, т. е. резервируется сумма погашения долгового обязательства[3]. Средства, полученные в случае реализации регрессного требования, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются уже как возврат бюджетных кредитов.
В отличие от бюджетного кредита, предоставление государственных и муниципальных гарантий регулируется в первую очередь бюджетным законодательством. Нормы гражданского законодательства, связанные с обеспечением исполнения обязательств, в частности, с предоставлением банковских гарантий, к государственным и муниципальным гарантиям не применяются. В научной литературе существует мнение, что в государственных и муниципальных гарантиях находит свое отражение одновременно и частное и публичное
начало[4].
Это можно проиллюстрировать содержанием постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором разъясняется, что государственная (муниципальная) гарантия не является поименованным в гл. 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. К правоотношениям по предоставлению государственных и муниципальных гарантий подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и нормы соответствующих статей БК РФ[5]. Законодательство о рынке ценных бумаг и законодательство о банкротстве также определяют, что государственная или муниципальная гарантия является самостоятельным способом обеспечения обязательств[6].
Государственные и муниципальные гарантии могут быть следующих видов:
- для обеспечения основного обязательства;
- для возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера[7];
- для обеспечения существующих обязательств;
- для обеспечения обязательств, которые возникнут в будущем;
- гарантии с обеспечением и без обеспечения;
- с правом отзыва и без права отзыва;
- гарантии по таким обязательствам, где невозможно установить бенефициара в момент выдачи или бенефициарами является неопределенный круг лиц[8].
Гарантия предоставляется в письменной форме и должна содержать следующие положения:
- наименование гаранта (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию;
- обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
- объем обязательств гаранта и предельная сумма гарантии;
- гарантийный случай;
- наименование принципала;
- указание на безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
- основания для выдачи гарантии;
- дата выдачи и срок действия;
- порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
- порядок сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии;
- наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу.
Как и при предоставлении бюджетных кредитов, предоставление государственных и муниципальных гарантий связано с соблюдением ряда условий, в числе которых:
- проведение анализа финансового состояния принципала;
- предоставление обеспечения по регрессному требованию к принципалу в связи с исполнением гарантии;
- отсутствие у принципала и его поручителей просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджет, а также неурегулированных обязательств по выданным ранее гарантиям.
Проведение анализа финансового состояния принципала не является обязательным в двух случаях:
- при обеспечении обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера;
- при выдаче гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу.
Для условия предоставления обеспечения по удовлетворению регрессного требования к принципалу также установлены исключения в связи с исполнением обязательства. Обеспечение не требуется в случаях:
- когда принципалом является Российская Федерация, субъект РФ;
- при предоставлении государственной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера;
- если гарантией не предусмотрено право регрессного требования гаранта к принципалу.
Известно еще одно условие предоставления гарантии - проведение конкурсного отбора
среди претендентов на получение гарантии[9]. Однако практика конкурсного отбора показала его нецелесообразность, в связи с чем он не проводится. На региональном уровне вместо
конкурсного отбора практикуется оценка (экспертиза) гарантируемого проекта[10].
Компетенция правового регулирования государственных и муниципальных гарантий распределена следующим образом: определение общего порядка и принципов предоставления гарантий по всем бюджетам осуществляется Российской Федерацией, а предоставление гарантий относится к компетенции того публично-правового образования, в обязательствах которого они учитываются; право предоставления государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. Предоставление субъектами РФ и муниципальными образованиями гарантий в иностранной валюте не допускается (исключения установлены законом) (схема 5.10).
[1] Статья 6 БК РФ.
[2] Статьи 98-99, 115.2 БК РФ.
[3] См.: Богданова А.В. Условия предоставления государственных гарантий в Российской Федерации // Реформы и право. 2015. № 2. C. 27.
[4] См.: Почтарев А.А. Государственная и муниципальная гарантия как не поименованный в ГК РФ способ обеспечения исполнения обязательств // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1. C. 72-73.
[5] Статьи 124-125 ГК РФ, ст. 115-117 БК РФ.
[6] Статья 27.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 79 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
[7] Например, по обязательствам страхования военных рисков, рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, для поддержки экспорта промышленной продукции, по заимствованиям открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
[8] В этом случае договор о предоставлении гарантии заключается с принципалом, и получателем такой гарантии является принципал.
[9] В настоящее время не применяется.
[10] Порядок организации работы и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 января 2008 г. № 71-ПП.
|