541
Понятие управления государственным и муниципальным долгом охватывает «бюджетные, учетные, организационные и иные процедуры, направленные на эффективное регулирование публичного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику
государства»[1]. Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой деятельность уполномоченных органов публичной власти, которая выражается в мероприятиях по выдаче и погашению займов, иных долговых обязательств, эмиссии и выплатам по государственным и муниципальным ценным бумагам, разработке и принятию порядка размещения и по размещению долговых обязательств, по планированию и прогнозированию в данной области, иных мероприятиях.
В самом широком смысле управление государственным долгом можно рассматривать как
целостную систему мер воздействия на состояние государственного долга[2].
Полномочия по управлению государственным долгом Российской Федерации закреплены
за Правительством Российской Федерации в лице Минфина России [3], по управлению государственным долгом субъектов РФ - за высшим исполнительным органом либо финансовым органом, по управлению муниципальным долгом - за исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (схема 5.12).
Управление государственным долгом (как и публичным кредитом в целом) осуществляется с соблюдением условий законности, эффективности, надежности, результативности, публичности и обоснованности решений (схема 5.13). Система управления государственным долгом складывается из:
- установления нормативных ограничений и параметров долговой деятельности государства;
- принятия государственных долговых обязательств;
- обслуживания и погашения государственного долга;
- учета и регистрации государственных долговых обязательств;
- контроля состояния государственного долга;
- мер по оптимизации государственного долга[4].
Параметры государственного и муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством проходят ежегодное утверждение. В числе этих параметров:
- предельный объем заимствований;
- предельный объем долга и верхний предел долга;
- предельный объем расходов на обслуживание долга.
Методами по управлению государственным долгом являются:
- реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой долговых обязательств
иными, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств[5];
- рефинансирование - осуществление новых заимствований в целях погашения ранее принятых долговых обязательств, направление заемных средств на погашение ранее принятого
долгового обязательства;
- конверсия - уменьшение или увеличение процентной ставки на основной долг;
- новация - прекращение обязательства через соглашение сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством;
- предоставление отступного;
- консолидация - изменение срока действия ранее выпущенных займов в целях отсрочки платежа;
- унификация - объединение займов, находящихся в обращении;
- пролонгация - продление срока действия долгового обязательства;
- отсрочка;
- списание и прекращение долговых обязательств, которое, как и аннулирование, осуществляется в установленном порядке в случае невозможности исполнения обязательства.
Применение перечисленных методов управления, как правило, обусловлено невозможностью своевременно и в полном объеме исполнить принятые на себя публично-правовым образованием долговые обязательства.
Обслуживание государственного и муниципального долга заключается в выплате установленных процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, иных выплатах, вытекающих из долговых обязательств. Обслуживание долга, в отличие от погашения основного долга, относится к расходам бюджета и ежегодно предусматривается в составе бюджетных ассигнований, выделяемых, как правило, финансовому органу. Возникновение и изменение непосредственно долговых обязательств связано с источниками финансирования дефицита бюджета (схема 5.14).
В случае значительного объема государственного долга его обслуживание может перейти в категорию одного из основных расходов государства, что характерно, например, для Канады. Нужно, однако, заметить, что в состав государственного долга Канады, в отличие от иных государств, включены пенсионные, страховые и кредитные обязательства, счета поручительства[6].
[1] Финансовое право России: альбом схем / под ред. проф. А.Н. Козырина. М., 2007.
[2] См.: Богданова А.В. Организационно-правовые основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации // Финансовое право. 2015. № 10. C. 46; Финансовое право: учеб. / отв. ред. С.В. Запольский. М., 2011.
[3] Статья 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 101 БК РФ.
[4] См.: Богданова А.В. Организационно-правовые основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации... C. 40.
Статья 105 БК РФ.
[6] См.: Козырин А.Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. М., 2009.
|