Место института бюджетных и внебюджетных фондов в системе бюджетного права ясно не определено. Во-первых, многие бюджетные и внебюджетные фонды формируются за счет особых источников бюджетных доходов, оставаясь частью общего бюджета публично-правового образования. Это позволяет рассматривать некоторые бюджетные фонды в рамках института публичных доходов[1].
Во-вторых, некоторые внебюджетные фонды, наоборот, будучи организационно самостоятельными, существуют за счет субсидий из центрального бюджета публично-правового образования. Многие бюджетные фонды в действительности представляют
собой обособленные расходы бюджета публично-правового образования[2]. Это позволяет рассматривать некоторые бюджетные и внебюджетные фонды в рамках института публичных расходов.
Наконец, в-третьих, инвестиционный характер некоторых бюджетных фондов не позволяет отнести их ни к расходам, ни к доходам бюджетов. В этом случае бюджетные фонды связаны с отношениями публичного кредита, выступают источниками покрытия дефицита бюджета (схема 6.11)[3].
Социальные фонды являются организационно обособленными и обладают значительной самостоятельностью, что позволяет говорить и о существовании их как элементов бюджетной
системы[4]. Эти фонды[5] имеют форму самостоятельных бюджетов, которые проходят все стадии бюджетного процесса.
В первоначальный период развития бюджетной системы Российской Федерации существовало значительное количество целевых бюджетных фондов, которые были созданы для решения определенных государственных задач. До 2001 г. в Российской Федерации существовали:
- Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
- Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции;
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации;
- Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Фонд по охране озера Байкал;
- иные.
Данные фонды определялись как целевые бюджетные фонды, которые образуются в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и должны использоваться на цели, соответствующие назначению
целевых фондов[6].
Неограниченным было и число целевых бюджетных фондов на уровне субъектов РФ.
На региональном уровне в разное время создавались внебюджетные и бюджетные фонды
в целях реализации планов жилищного строительства[7], дорожного строительства[8] , инвестирования по направлениям социально-экономического развития, поддержки малого и среднего предпринимательства, природоохранных и экономических мероприятий, поддержки и развития социальной инфраструктуры и социальной защиты низкооплачиваемых слоев населения[9].
Средства региональных внебюджетных фондов формировались за счет:
- процентов по целевым ссудам;
- платы за оказание разного рода услуг;
- установленных законодательством субъекта РФ обязательных отчислений;
- добровольных имущественных взносов;
- специальных штрафов за загрязнение окружающей среды;
- сборов с отдельных категорий участников экономической деятельности, иных сумм.
В одних случаях государственные бюджетные и внебюджетные фонды субъектов РФ являлись частью расходов и доходов регионального бюджета[10], в других - представляли собой самостоятельную некоммерческую организацию. Например, согласно Закону Республики Ингушетия «О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия» государственными внебюджетными фондами Республики Ингушетия являются не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые органами государственной власти.
С 2001 г. вышеперечисленные целевые бюджетные фонды в Российской Федерации были ликвидированы. Однако с 2002 г. они появились вновь. Отличием этих фондов от существующих ранее являлось то, что они были направлены не на развитие отдельных направлений и отраслей народного хозяйства, а на регулирование межбюджетных отношений.
При этом следует заметить, что целевые бюджетные фонды в некоторых областях проявили заметную жизнеспособность. В частности, это дорожные фонды, средства которых направлены на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и
строительством автомобильных дорог общего пользования[11]. В настоящее время дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов[12]. Расходы на дорожное хозяйство (на федеральном уровне) осуществлялись и через бюджетные ассигнования,
предусмотренные Федеральному дорожному агентству[13]. Другой пример касается созданной в 2008 г. государственной корпорации Федеральный фонд содействия развитию жилищного
строительства, срок существования которой ограничен законом[14].
С 2002 г. в Российской Федерации появились такие бюджетные фонды, как Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (образуется из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития.
С 2006 г. в составе федерального бюджета были образованы Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов РФ - как часть средств бюджетов, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на
принципах государственно-частного партнерства[15].
С 2003 г. появился бюджетный фонд нового вида - Стабилизационный фонд, который в
отличие от резервных фондов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных
администраций можно назвать резервным фондом всего государства [16] . На базе Стабилизационного фонда были созданы Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений).
Стабилизационный фонд Российской Федерации представлял собой часть средств федерального бюджета, которые аккумулировались за счет превышения цены на нефть над ее базовой ценой, подлежал обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, т. е. вместе с заменившими его Резервным фондом и Фондом будущих поколений, безусловно, может быть отнесен к типу суверенных фондов, которые заслуживают особого рассмотрения.
[1] Например, обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды, доходы от размещения временно свободных средств остатка на едином счете бюджета, инвестиционные доходы суверенных фондов благосостояния.
[2] Например, резервные фонды Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций.
[3] Например, нормы, регулирующие функционирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ст. 96.9-96.12 БК РФ), расположены в отдельной главе раздела о сбалансированности бюджета.
[4] В силу разных причин они получили парадоксальное наименование «государственные внебюджетные фонды».
[5] Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. До 2007 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ.
[6] Статья 17 БК РФ (утратила силу).
[7] См., например, Закон Республики Бурятия от 26 сентября 2001 г. № 824-II «Об исполнении бюджета республиканского государственного внебюджетного фонда жилищного строительства Республики Бурятия “Жилинвест” за 2000 год».
[8] См. Закон Республики Бурятия от 27 сентября 2001 г. № 820-II «Об исполнении бюджета внебюджетного территориального дорожного фонда Республики Бурятия за 2000 год».
[9] См. Закон Республики Ингушетия от 1 мая 1997 г. № 4-РЗ «О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия» (утратил силу).
[10] Закон Читинской области от 5 октября 1995 г. № 21-ЗЧО «О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области» (утратил силу); Закон Магаданской области от 8 апреля 2000 г. № 118-ОЗ «О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны» (утратил силу).
[11] Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в Российской Федерации».
[12] Статья 179.4 БК РФ.
[13] Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве».
[14] Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
[15] Статья 179.2 БК РФ.
[16] См.: Соколова Э.Д.Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2009.
|