Термин «суверенный фонд благосостояния» был введен в научный оборот в 2005 г. А. Розановым, который определил такие фонды методом исключения: принадлежащие государствам активы, не являющиеся государственными пенсионными фондами или резервными активами, поддерживающие национальные валюты[1].
Суверенные фонды не являются также государственными международными золотовалютными резервами и инвестиционными фондами (прямых инвестиций, взаимными фондами, хедж-фондами и др.)[2].
Выделяются следующие признаки суверенных фондов: активы фондов находятся в государственной собственности; они обособлены от иных государственных активов и обязательств (признак «суверенности»); фонды созданы для достижения различных публичных целей (например, страхование от рисков кризисных явлений в экономике, избавление от
нежелательной ликвидности[3], сбережение средств для будущих поколений); деятельность по управлению фондами не связана с осуществлением денежно-кредитной и валютной политики, управлением публичными пенсионными фондами[4]. Кроме того, фонды формируются при помощи определенного набора источников (например, профицит платежного баланса, поступления от экспорта определенных товаров и т. д.).
Считается, что первые суверенные фонды появились в американском штате Техас, где в 1854 г. был основан фонд в целях финансирования государственного начального и среднего
образования, который формировался за счет поступлений от аренды земель штата[5]. В 1876 г.
был создан резервный фонд для финансирования образования в университетах штата (в особенности в Техасском университете агрокультуры и машиностроения), который существует и по сей день; управление им осуществляет основанная в 1996 г. управляющая компания
Университета Техас[6].
Появлению суверенных фондов способствовали открытия и разработка месторождений нефти, а затем и других полезных ископаемых, и первыми источниками их формирования были доходы от экспорта природных ресурсов: нефти (Кувейт, штат США Аляска, Норвегия,
Венесуэла, Оман), меди (Чили), фосфатов (Кирибати)[7], алмазов (Ботсвана). Впоследствии суверенные фонды, формируемые посредством таких источников, получили название «сырьевых».
Документом международной рабочей группы по подготовке свода общепринятых принципов и практик деятельности суверенных фондов МВФ, получившим известность как «Принципы Сантьяго», суверенные фонды определены как специализированные инвестиционные фонды или структуры, находящиеся в собственности сектора государственного управления. Создаваемые в целях достижения макроэкономической стабильности и повышения качества управления государственными финансами, такие фонды владеют и управляют активами для выполнения финансовых задач и реализуют инвестиционные стратегии, включающие инвестирование в зарубежные финансовые активы.
Источниками формирования суверенных фондов обычно выступают профицит платежного баланса, государственные операции с иностранной валютой, поступления от приватизации, бюджетный профицит и доходы от товарного экспорта биржевых товаров. Они представляют собой разнородную группу, состоящую из бюджетных стабилизационных фондов, сберегательных фондов, корпораций по инвестированию резервов, фондов развития и
пенсионных резервных фондов без прямых пенсионных обязательств[8].
По источникам образования суверенные фонды делятся на товарные, или сырьевые (commodity-based funds), и нетоварные, или несырьевые (non-commodity-based funds),
фонды, получающие активы из валютных резервов государства [9] . В качестве особой разновидности выделяют суверенные фонды, финансируемые за счет прибыли от добычи
природных невозобновляемых ресурсов (non-renewable resource funds) [10] . Несырьевые суверенные фонды, формируемые за счет профицита государственного бюджета и дополнительных источников (например, приватизации), малочисленны в сравнении с сырьевыми (Сингапур, Малайзия, Китай, Новая Зеландия, Австралия и т. д.) (схема 6.13).
По основным целям деятельности суверенные фонды подразделяются на:
- стабилизационные фонды, создаваемые государствами, богатыми природными ресурсами;
- сберегательные фонды, распределяющие накопленные материальные ценности между поколениями;
- резервные инвестиционные корпорации для снижения издержек от сохранения резервов
или реализации инвестиционной политики с высокой доходностью;
- фонды развития, создаваемые для финансирования приоритетных социально-экономических проектов;
- резервные пенсионные фонды, имеющие пенсионные или какие-либо неопределенные обязательства на государственном балансе.
Суверенные фонды могут также рассматриваться как субъекты международных инвестиционных отношений. С этой точки зрения особое значение имеет проблема защищенности инвестиций суверенных фондов от претензий, возникающих из государственных заимствований, как ключевое условие их функционирования. В этом смысле их международный статус напоминает статус золотовалютных резервов.
По правовым основаниям деятельности можно выделить суверенные фонды: действующие на основании законов (большинство, например, в Австралии, Норвегии, провинции Альберта (Канада), Сан-Томе и Принсипи, Восточном Тиморе и Российской Федерации); действующие на основании указов глав государств (Азербайджан, Казахстан). Для создания постоянного резервного фонда Аляски были внесены изменения в конституцию.
По организационно-правовой форме суверенные фонды могут быть:
- независимыми юридическими лицами (Государственный нефтяной фонд Азербайджана, Инвестиционное управление Кувейта, Корейская инвестиционная корпорация, Инвестиционное управление Катара и Инвестиционное управление Абу-Даби в ОАЭ, Инвестиционное агентство Брунея, Национальный пенсионный резервный фонд Ирландии, Фонд будущего Австралии);
- государственными корпорациями, деятельность которых регламентирована законом (Государственная инвестиционная корпорация и компания Темасек (Temasek) в Сингапуре, Китайская инвестиционная корпорация);
- отдельными денежными счетами, принадлежащими правительству, без образования юридического лица (Государственный пенсионный фонд «Глобальный» Норвегии, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в Российской Федерации).
Наконец, с точки зрения интеграции в бюджетную систему суверенные фонды могут быть входящими в состав государственного (центрального, национального, федерального) бюджета
(Норвегия, Казахстан и Российская Федерация) и внебюджетными (Азербайджан)[11].
Отчеты фондов, их достоверность должны подтверждаться независимым внешним аудитором из частного сектора или органом государственного финансового контроля (в Российской Федерации это Счетная палата, в провинции Альберта Канады - Генеральный ревизор).
Существуют и иные дополнительные основания классификации суверенных фондов[12].
Появление суверенных фондов в Российской Федерации ведет отсчет с Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г., согласно которому «...часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части возможны и должны обсуждаться и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить проедание дополнительных доходов»[13].
В 2004 г. в Бюджетный кодекс РФ была введена новая глава 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» (далее также - Фонд), которая раскрывала понятие Стабилизационного фонда РФ, порядок его формирования и использования средств, порядок
управления, учет и отчетность по операциям со средствами Фонда[14]. Стабилизационный фонд РФ являлся частью федерального бюджета, но подлежал уже обособленному учету. Его формирование происходило за счет дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых в результате превышения цены на нефть сырую марки «Юралс» над ее базовой ценой и остатков средств федерального бюджета на начало финансового года. Средства Стабилизационного фонда РФ могли использоваться на финансирование дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, если накопленный объем Фонда превышал 500 млрд руб. Объемы использования средств Фонда определялись федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год. В 2005 г. часть средств была направлена на погашение внешних долгов Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда[15].
В 2008 г. Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (в первой редакции - Фонд будущих поколений)[16]. Резервный фонд создавался с целью минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а Фонд национального благосостояния - с целью обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ[17].
Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств фонда не достигает его нормативной величины.
Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины. Можно сказать, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния представляют собой сообщающиеся сосуды: при избытке доходов Резервного фонда его часть переходит в Фонд национального благосостояния (схема 6.14).
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов, австралийских долларах, канадских долларах, швейцарских франках и иенах):
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных
агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций;
- депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях и в Банке России.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в разрешенную иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, в Банке России, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов;
- субординированные депозиты в российских кредитных организациях и субординированные облигации российских кредитных организаций, связанные с финансированием проектов, на основании распоряжений Правительства Российской
Федерации[18].
Основные функции, связанные с принятием управленческих решений, осуществляет Минфин России, тогда как Банк России выполняет техническую работу, связанную с
обеспечением их реализации[19]. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах, открытых Казначейству России в Банке России на основании договора банковского счета (схема 6.15).
Одним из инструментов бюджетной политики, связанной с регулированием суверенных фондов в Российской Федерации, является так называемое бюджетное правило. Оно представляет собой закрепленную в БК РФ цену отсечения как ориентир для направления доходов на расходы и сбережения в суверенные фонды или, наоборот, из суверенных фондов - на расходы бюджета.
Бюджетное правило относится к категории инструментов бюджетной политики, именуемых фискальными правилами (numerical fiscal rules ), которые можно определить как долгосрочные ограничения на фискальную политику государства, устанавливающие предельные количественные значения для определенных макроэкономических показателей[20].
[1] Rozanov A. Who Holds the Wealth of Nations // Central Banking Journal. 2005. Vol. 15. No. 4: <http://www.docstoc.com/docs/8086792/Who-Holds-The-Wealth>.
[2] См.: Дораев М.Г. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов (правовые аспекты)
Московский журнал международного права. 2012. № 1: <http:
www.academia.edu/2141535/_Sovereign_Wealth_Funds_as_Participants_of_____ Capital_ Market_Legal_Issues>.
[3] Данный вид рисков получил среди специалистов по экономике неформальное наименование «голландская болезнь».
[4] См.: Mezzacapo S. The So-called «Sovereign Wealth Funds»: Regulatory Issues, Financial Stability and Prudential Supervision // EC Economic and Financial Affairs. April 2009. Economic Papers Nc. 378. P. 4-10: <http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publication15064_ en.pdf>.
[5] См.: Ибраев Р.Х. Роль суверенных фондов на современном глобальном рынке капитала // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 9. C. 95.
[6] См.: Там же.
[7] См.: Золотарева А.Б. и др. Перспективы создания Резервного фонда в Российской Федерации // Институт экономики переходного периода. 2001. № 27: <http://www.iep.ru/ru/ publikatcii/publication/380.html>.
[8] Sovereign Wealth Funds Generally Accepted Principles and Practices («Santiago Principles») // International Working Group of Sovereign Wealth Funds (IWG). 2008. October: <http://www.rwg-swf.org/pubs/eng/santiagoprinciples.pdf>.
[9] Sovereign Wealth Fund Institute. What is SWF?: <http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund>.
[10] Gould M. Managing Manna from Below: Sovereign Wealth Funds and Extractive Industries in the Pacific //
Australian Government. The Treasury. Economic Roundup. 2010. Iss. 1: <http://
archive.treasury.gov.au/documents/1783/HTML/docshen.asp?URL=05_SWFs_in_the_Pacific. htm>.
[11] Sovereign Wealth Funds. Current Institutional and Operational Practices. Prepared by the IWG secretariat in collaboration with the members of the IWG. 2008. September 15. P. 8-14: <http://www.iwg-swf.org/pubs/eng/swfsurvey.pdf> (дата обращения: 26.02.2016).
[12] См.: Шевченко Е.Е. Суверенные фонды благосостояния: место в бюджетном праве Российской Федерации // Весенние дни науки 2015: сб. материалов межвузовской науч. - практ. конф. М., 2015. C. 41-52.
[13] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: <http://www.consuhant.ru/document/cons_doc_LAW _30989/> (дата обращения: 25.03.2015).
[14] Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации».
[15] См.: Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2. C. 13.
[16] Глава 13.2 БК РФ «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».
[17] Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2117.
[18] Статья 96.11 БК РФ, постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».
[19] Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2007 г. № 892.
[20] См.: CottareUi C. Fiscal Rules - Anchoring Expectations for Sustainable Public Finances. IMF Working Paper. Fiscal Affairs Department. 16.12.2009. P 5-8: <http://www.imf.org/extemal/ np/pp/eng/2009/121609.pdf>.
|