Обычно ответственность понимается как форма реализации контрольных мероприятий. Такая точка зрения обоснованна. Но сегодня в силу усложнения правоотношений и появления новых концепций связь между финансовым контролем и бюджетной ответственностью не является непосредственной. Не всегда осуществление бюджетного контроля завершается применением ответственности. В свою очередь, ответственность за нарушения бюджетного законодательства иногда может применяться без предварительного проведения контрольных мероприятий[1].
Разница между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства становится яснее после изучения истории правового регулирования данных институтов. Первоначально финансовый контроль являлся заключительным разделом
финансового права, «последним... колесом в бюджетном механизме государства» [2] . Регулирование ответственности за нарушения, выявленные в ходе финансового контроля, не относилось к сфере финансового права, а контроль выполнял свое назначение «посредством репрессии того или иного характера (чисто нравственной, частноправовой,
уголовно-правовой)»[3]. Появление в современном российском финансовом законодательстве норм, регулирующих применение ответственности и устанавливающих санкции (меры принуждения) за нарушения в бюджетной сфере, налоговые правонарушения, усложнило правовое регулирование, возвело ответственность за нарушения в сфере публичных финансов в ранг отдельного правового института[4].
Следует сразу подчеркнуть, что бюджетная ответственность, как и финансовая, в целом не имеет самостоятельного характера, и состав видов юридической ответственности качественно не расширяется с появлением новых отраслей права и развитием соответствующего им законодательства [5] . Так или иначе юридическая ответственность выражается в уголовно-правовой, административной санкции либо гражданско-правовой ответственности. Специфические меры принуждения, которые можно встретить в бюджетном законодательстве, выступают скорее в качестве предупредительных или обеспечительных мер, не имеют
карательной цели. Это можно сказать, например, о блокировке расходов[6], о приостановлении операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств, приостановлении перечисления межбюджетных трансфертов, назначении уполномоченного по бюджету и временной финансовой администрации. В разное время применялись также компенсаторные (правовосстановительные) меры: взыскание суммы нецелевого использования бюджетных средств, пени за просрочку возврата кредита. Все это формы государственного принуждения, но не меры юридической ответственности.
Особенность бюджетного законодательства Российской Федерации состоит в том, что ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетная ответственность представляют собой разные категории. Бюджетным законодательством закрепляются только правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного
законодательства[7], однако сама ответственность регулируется не только бюджетным, но и уголовным, административным, гражданским законодательством. БК РФ устанавливает понятие и виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые в случае их совершения. Бюджетные меры принуждения - лишь один из видов ответственности за нарушения бюджетного законодательства, а бюджетные нарушения существуют параллельно с преступлениями, административными и гражданскими правонарушениями в сфере публичных финансов, не заменяя и не дополняя последние.
Иными словами, нарушение бюджетного законодательства может одновременно повлечь:
- уголовную или административную ответственность (в зависимости от тяжести правонарушения);
- гражданско-правовую ответственность;
- бюджетные меры принуждения.
Уголовная ответственность установлена УК РФ и выражается в предусмотренных им
видах наказаний за совершение преступления [8] . Административная ответственность установлена КоАП РФ и выражается в предусмотренных им видах административных
наказаний за совершение административного правонарушения [9] . Гражданско-правовая ответственность установлена ГК РФ, а также соглашениями и договорами, связанными с предоставлением и использованием бюджетных средств, и выражается в мерах ответственности
за нарушения обязательств[10]. Наконец, бюджетная ответственность установлена БК РФ и выражается в мерах принуждения, которые применяются за совершение бюджетных нарушений[11] (схема 9.1).
Бюджетным законодательством определяются понятие и виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, порядок и основания их применения. Единое регулирование вышеуказанных полномочий соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, который в числе прочего означает единство бюджетных мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Законодательство не содержит запрета для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать ответственность за нарушения нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения, но только в том случае, если такое право субъекта РФ или муниципального образования первоначально закреплено БК РФ или иным федеральным законом[12].
[1] Такие случаи довольно редки, однако можно напомнить, что приостановление операций по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства, за неуплату по исполнительному листу суда применяется по факту неуплаты без проведения какой-либо контрольный процедуры; аналогичным образом по одному факту неуплаты производится списание невозвращенного бюджетного кредита и платы за него.
[2] Иловайский С.И. Учебник финансового права. 5-е (посм.) изд. Одесса, 1912. C. 454.
[3] Там же.
[4] См. ч. IV БК РФ; разд. IV НК РФ.
[5] См. подробнее об этом, например: Конюхова Т.В. Об ответственности за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2010. № 4. C. 37-38; Комягин ДЛ.Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Финансовое право. 2006. № 10. C. 2-3.
[6] В настоящее время не применяется.
[7] Преамбула БК РФ, ч. 4 ст. 1 БК РФ.
[8] Статья 44 УК РФ.
[9] Статья 3.2 КоАП РФ.
[10] Статьи 393-398, 810-811 ГК РФ.
[11] Статья 306.2 БК РФ.
[12] В настоящее время ни БК РФ, ни иные федеральные законы подобных полномочий субъектов РФ или муниципальных образований не устанавливают.
|