Среда, 27.11.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Соотношение бюджетного контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства

Обычно ответственность понимается как форма реализации контрольных мероприятий. Такая точка зрения обоснованна. Но сегодня в силу усложнения правоотношений и появления новых концепций связь между финансовым контролем и бюджетной ответственностью не является непосредственной. Не всегда осуществление бюджетного контроля завершается применением ответственности. В свою очередь, ответственность за нарушения бюджетного законодательства иногда может применяться без предварительного проведения контрольных мероприятий[1].

Разница между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства становится яснее после изучения истории правового регулирования данных институтов. Первоначально финансовый контроль являлся заключительным разделом

финансового права, «последним... колесом в бюджетном механизме государства» [2] . Регулирование ответственности за нарушения, выявленные в ходе финансового контроля, не относилось к сфере финансового права, а контроль выполнял свое назначение «посредством репрессии того или иного характера (чисто нравственной, частноправовой,

уголовно-правовой)»[3]. Появление в современном российском финансовом законодательстве норм, регулирующих применение ответственности и устанавливающих санкции (меры принуждения) за нарушения в бюджетной сфере, налоговые правонарушения, усложнило правовое регулирование, возвело ответственность за нарушения в сфере публичных финансов в ранг отдельного правового института[4].

Следует сразу подчеркнуть, что бюджетная ответственность, как и финансовая, в целом не имеет самостоятельного характера, и состав видов юридической ответственности качественно не расширяется с появлением новых отраслей права и развитием соответствующего им законодательства [5] . Так или иначе юридическая ответственность выражается в уголовно-правовой, административной санкции либо гражданско-правовой ответственности. Специфические меры принуждения, которые можно встретить в бюджетном законодательстве, выступают скорее в качестве предупредительных или обеспечительных мер, не имеют

карательной цели. Это можно сказать, например, о блокировке расходов[6], о приостановлении операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств, приостановлении перечисления межбюджетных трансфертов, назначении уполномоченного по бюджету и временной финансовой администрации. В разное время применялись также компенсаторные (правовосстановительные) меры: взыскание суммы нецелевого использования бюджетных средств, пени за просрочку возврата кредита. Все это формы государственного принуждения, но не меры юридической ответственности.

Особенность бюджетного законодательства Российской Федерации состоит в том, что ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетная ответственность представляют собой разные категории. Бюджетным законодательством закрепляются только правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного

законодательства[7], однако сама ответственность регулируется не только бюджетным, но и уголовным, административным, гражданским законодательством. БК РФ устанавливает понятие и виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые в случае их совершения. Бюджетные меры принуждения - лишь один из видов ответственности за нарушения бюджетного законодательства, а бюджетные нарушения существуют параллельно с преступлениями, административными и гражданскими правонарушениями в сфере публичных финансов, не заменяя и не дополняя последние.

Иными словами, нарушение бюджетного законодательства может одновременно повлечь:

- уголовную или административную ответственность (в зависимости от тяжести правонарушения);

- гражданско-правовую ответственность;

- бюджетные меры принуждения.

Уголовная ответственность установлена УК РФ и выражается в предусмотренных им

видах наказаний за совершение преступления [8] . Административная ответственность установлена КоАП РФ и выражается в предусмотренных им видах административных

наказаний за совершение административного правонарушения [9] . Гражданско-правовая ответственность установлена ГК РФ, а также соглашениями и договорами, связанными с предоставлением и использованием бюджетных средств, и выражается в мерах ответственности

за нарушения обязательств[10]. Наконец, бюджетная ответственность установлена БК РФ и выражается в мерах принуждения, которые применяются за совершение бюджетных нарушений[11] (схема 9.1).

Бюджетным законодательством определяются понятие и виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, порядок и основания их применения. Единое регулирование вышеуказанных полномочий соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, который в числе прочего означает единство бюджетных мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Законодательство не содержит запрета для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать ответственность за нарушения нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения, но только в том случае, если такое право субъекта РФ или муниципального образования первоначально закреплено БК РФ или иным федеральным законом[12].

 

[1] Такие случаи довольно редки, однако можно напомнить, что приостановление операций по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства, за неуплату по исполнительному листу суда применяется по факту неуплаты без проведения какой-либо контрольный процедуры; аналогичным образом по одному факту неуплаты производится списание невозвращенного бюджетного кредита и платы за него.

[2] Иловайский С.И. Учебник финансового права. 5-е (посм.) изд. Одесса, 1912. C. 454.

[3] Там же.

[4] См. ч. IV БК РФ; разд. IV НК РФ.

[5] См. подробнее об этом, например: Конюхова Т.В. Об ответственности за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2010. № 4. C. 37-38; Комягин ДЛ.Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Финансовое право. 2006. № 10. C. 2-3.

[6] В настоящее время не применяется.

[7] Преамбула БК РФ, ч. 4 ст. 1 БК РФ.

[8] Статья 44 УК РФ.

[9] Статья 3.2 КоАП РФ.

[10] Статьи 393-398, 810-811 ГК РФ.

[11] Статья 306.2 БК РФ.

[12] В настоящее время ни БК РФ, ни иные федеральные законы подобных полномочий субъектов РФ или муниципальных образований не устанавливают.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.07.2017)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%