Среда, 27.11.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Новые вызовы и риски современной цивилизации как предпосылка к критическому переосмыслению роли государства в различных сферах общественной жизни

Глобальный изменяющийся мир переживает сегодня столь значительные тектонические сдвиги, что их последствия для развития государства и права колоссальны.

При этом нужно говорить о двух разнонаправленных конкурирующих тенденциях. С одной стороны, это всеобъемлющая интеграция и интернационализация, без которых развитие современных государств независимо от уровня их развития de facto невозможно. С другой - рост международных конфликтов, столкновение противоположных интересов, иногда заканчивающиеся вооруженными конфликтами, ростом напряженности и попытками сделать развитие тех или иных государств автономным, опустив своего рода «железный занавес». Обе эти тенденции не являются каким-то Абсолютом и не исключают друг друга, как бы парадоксально это ни звучало. На чаше весов всегда национальный суверенитет и глобальные проблемы, которые нельзя решить автономно друг от друга; защита собственных стратегических интересов и интересы мирового сообщества, часто представляющие собой интересы отдельных государств. Это, в свою очередь, означает постоянный поиск компромиссов и взаимных уступок, направленный на достижение как собственных, так и глобальных целей мирового сообщества.

С развитием демократии и прав человека общество и каждый гражданин становятся всё более и более требовательными к публичной власти, а значит социальная роль государства растёт и меняется.

Государства с момента своего образования выполняет в том или ином объеме социальные (или общесоциальные) функции, характер и содержание которых на каждом историческом этапе и в каждом отдельном государстве может сильно меняться.

Хрестоматийным является подход, который определяет социальную роль через характер общества и государства, а вернее - через фактический и юридический источник власти. Если речь идёт о кассовом обществе, то большинство задач государственного строительства и социального развития решаются исходя из позиций господствующего класса. Если речь идёт о государства, управляемом небольшой группой лиц в своих интересах, то именно эти интересы и определяют политику государства. Если говорить о демократическом в полной мере государстве (как с позиций юридической, так и фактической конституции), то государство вынуждено искать компромиссные решения, защищать и представлять интересы всего общества или его большинства с учётом мнений меньшинств. Такой путь крайне непростой, но только он способен обезопасить государство от социального бунта и обеспечить его процветание.

Вышесказанное никак не отменяет того, что абсолютно любое государство сталкивается с решением множества «общесоциальных» задач вне зависимости от политического строя и соотношения сил в обществе. А из этого вытекают соответствующие функции государства. Единства мнения по поводу содержания и характеристики функций государства нет, но мы постараемся дать один из взглядов на данный вопрос.

Функции государства есть основные направления его деятельности. Они объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными и иными факторами.

Содержание функции — это характер вопросов, которые решаются при её выполнении. Каждая из функций затрагивает тот или иной объём и сферы правоотношений - политическую, экономическую, культурную, военную, экологическую и т.д.

К наиболее общим функциям государства можно отнести следующие.

Во-первых, предотвращение конфликтов в широком смысле. Речь идёт о самосохранении и самовоспроизводстве общества и государства, противодействие и предотвращение самых разных внутренних противоречий и конфликтов, будь то этнические конфликты, попытки передела собственности или раскол общества по тем или иным политическим вопросам. Иначе эту функцию можно назвать функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и публичного порядка.

Во-вторых, внешняя безопасность и обороноспособность государства. Эта функция предполагает охрану внешних границ, борьбу с иностранной агрессией и международным терроризмом.

В-третьих, экономическая функция государства. Речь идёт о государственном обеспечении, регулировании экономики и участии государства в экономических отношениях.

В наши дни можно говорить о том, что как в науке, так и в практике есть единое понимание о социальном государстве как демократическом правовом государстве с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества, в т.ч. создать систему здравоохранения, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Итоговыми целями социального государства становятся равенство, стабильность и безопасность жизни граждан, экономическое, социальное и духовное процветание.

Для осуществления своих функций государство прибегает к соответствующему организационному и правовому инструментарию. Для демократического государства характерен приоритет выбора правовых механизмов и создания демократической системы органов публичной власти. Именно правовые механизмы адекватно обеспечивают возможность субъектам права (гражданам, бизнесу, общественным формированиям) самостоятельно и предсказуемо выбирать варианты своего правомерного поведения.

Каждая функция имеет свою специфическую цель. Так, политическая функция в демократических государствах связана с развитием гражданской свободы, политических институтов, народовластия. Экологическая функция (при её выделении в качестве отдельной) отвечает за обеспечение безопасной среды для проживания граждан. Военная - за оборону и безопасность страны.

В общем, все функции вместе направлены на обеспечение существующего общественно-политического строя, его совершенствование и демократическое развитие.

Задачами современного демократического государства следует считать такие, как:

•                    Обеспечение и защита прав и свобод личности;

•                    Обеспечение эффективного производства товаров и услуг;

•                    Проведение эффективной социальной политики государства;

•                    Развитие институтов непосредственной и представительной демократии, политического плюрализма, сменяемости власти;

•                    Обеспечение безопасности граждан и государства, предупреждение и борьба с правонарушениями и преступлениями и др.

Решая эти и другие общесоциальные задачи, государство выполняет свою социальную роль.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%