Среда, 27.11.2024, 13:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 291
Гостей: 291
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Обеспечение национальной безопасности в условиях изменяющейся картины мира

В самом общем и широком смысле национальная безопасность понимается как безопасность, заключающаяся в обеспечении целостности государства.

Как видовой термин по отношению к термину «безопасность», легального определения которого нет ни в нормативных актах, ни в правовой доктрине, термин «национальная безопасность» не только имеет специфическое правовое содержание, но и явно, хоть и неоднозначно, определяется как в теории, так и в практике.

Наиболее общим определением с позиций теории является понимание национальной безопасности как некоего специфического вида (раздела) безопасности, который изучает и регулирует национальные (в широком смысле) и межнациональные отношения, складывающиеся в государстве, в целях анализа и предотвращения возникновения различного рода конфликтов, а также их разрешения для сохранения целости государства и совершенствования его законодательных и исполнительных структур.

Из этого понимания видим, что национальная безопасность есть комплексное, многоэлементное явление, содержание которого зависит во многом от взглядов исследователя, а также целей его определения: логично, что для военно-промышленного комплекса и для конституционного права термин будет идентичным, но его содержание и конкретизация могут сильно варьироваться.

31 декабря 2015 года Президентом Российской Федерации был подписан новый Указ (отменивший Указ 2009 года, действие которого предполагалось до 2020 года) № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Данный нормативный акт оперирует целым рядом соответствующих понятий.

Так, национальная безопасность Российской Федерации определяется данным Указом как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Компонентами национальной безопасности являются оборона страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а именно: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности.

Доктриной вводится также понимание национальной безопасности как совокупности официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей. Иными словами, национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния. В политической науке вводится также такое понимание национальной безопасности: это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

Для обеспечения национальной безопасности государством предпринимается ряд политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества и государства, устранение возможных угроз. Эти меры направлены на: формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства; защиту государственного строя; защиту общественного строя; обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета; обеспечение политической и экономической независимости нации; обеспечение здоровья нации; охрану общественного порядка; борьбу с преступностью; обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

К основным органам, ответственным за обеспечение национальной безопасности, относится вооружённые силы, службы разведки и контрразведки, система правоохранительных органов, система здравоохранения.

Наиболее значимым с позиций конституционного права является правовой механизм защиты основ конституционного строя, под которыми понимаются закрепленные в Конституции основополагающие начала организации общества и государства, обладающие наивысшей юридической силой и определяющие содержание всей правовой системы государства.

Г лава первая Конституции Российской Федерации закрепляет исходные нормы и принципы, определяющие наиболее фундаментальные начала жизни российского общества и государства (сущность и политика российского государства, принципы экономических отношений, пользования землёй и недрами, правовое положение личности, основы государственного механизма, федеративных отношений и взаимоотношений государства и религиозных организаций. Любая иная норма права (конституционная, предусмотренная законом или подзаконным актом) должна рассматриваться через призму основ конституционного строя и обязательно соответствовать им.

Основы конституционного строя нуждаются в защите от различных внутренних и внешних угроз. Речь идёт о двух взаимозависимых задачах: противостояние возможным нарушениям основ конституционного строя и обеспечение их первоначального воплощения в жизнь и функционирования. Обязанность по защите основ конституционного строя традиционно возлагается на государство и его органы.

В науке и практике не сложилось единое представление о понятии и сущности основ конституционного строя, а тем более - о правовом механизме его защиты - соответствующие нормы содержатся в большом количестве нормативных актов, а в некоторых случаях правовое регулирование отдельных отношений отсутствует вовсе (например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят до настоящего времени). Тем не менее, чёткое представление о субъектах, объектах и способах защиты основ конституционного строя необходимо. Понимание роли государства и его органов, институтов гражданского общества и отдельной личности в этом процессе является отправной точкой успешности защиты основ конституционного строя.

Соответствие фактического конституционного строя юридическому во многом определяется наличием и эффективностью функционирования в структуре конституционного строя специального обеспечивающего элемента, который можно определить как поведение управомоченных субъектов по фактической реализации юридического конституционного строя. Обеспечивающий элемент в конституционном строе России развит слабо. Для исправления сложившейся ситуации необходимо повсеместное повышение уровня правовой культуры (в первую очередь, среди должностных лиц и государственных служащих), повышение качества российского законодательства, степени его фактической реализации, а также введение соответствующих организационных гарантий.

Правовой механизм защиты основ конституционного строя включает в себя три элемента: субъекты, объекты и средства защиты. Для целей защиты основ конституционного строя всех субъектов можно подразделить на две группы: первую группу составляют Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы, должностные лица, а вторую - многонациональный народ Российской Федерации; граждане, а также их группы и объединения. Объектами механизма защиты являются непосредственно основы конституционного строя. Под способом (средством) защиты понимается установленная конституционным правом мера, направленная на обеспечение нормальной реализации основ конституционного строя, предупреждения, пресечения и выявления их нарушений, а также восстановления их действия и привлечения виновных к ответственности.

Под формой защиты основ конституционного строя следует понимать комплекс внутренне согласованных мер, направленных на защиту основ конституционного строя, реализуемый путем установления и исполнения правовых гарантий, деятельности уполномоченных органов и заинтересованных лиц. Все способы защиты можно объединить в три формы защиты основ конституционного строя: самозащита основ конституционного строя; защита основ конституционного строя государством и местным самоуправлением, их органами и должностными лицами; защита основ конституционного строя гражданами и их объединениями.[1]

 

[1] См. подробнее: Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов 2013.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%