Среда, 27.11.2024, 13:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 319
Гостей: 319
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Институциональные ограничения, направленные на минимизацию иностранного влияния на российский политический процесс

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 6 «Двойное гражданство» Закона о гражданстве была дополнена новым правилом о том, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство либо любой действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства такого гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах РФ - по месту его фактического нахождения в РФ) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Обязанность подачи указанных сведений в отношении гражданина РФ, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, возлагается на его законного представителя.

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином РФ осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего его личность на территории РФ.

В случае приобретения гражданином РФ каждого нового иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

От обязанности подачи всех уведомлений освобождены граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ.

За несоблюдение законных предписаний установлена уголовная и административная ответственность.

В УК РФ введена ст. 330.2 "Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве", согласно которой неисполнение лицом установленной законодательством РФ обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом или обязательными работами.

В КоАП РФ введена ст. 19.8.3 "Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве", согласно которой нарушение установленного порядка подачи гражданином РФ или законным представителем гражданина РФ уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в представлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в представлении заведомо недостоверных сведений, влечет наложение административного штрафа.

Действовавшее с 1991 года российское законодательство о гражданстве ранее не устанавливало обязанности граждан РФ производить какие-либо специальные уведомления о наличии у них гражданства другого государства или права постоянного проживания в другом государстве. Гражданин РФ был обязан сообщать о наличии у него гражданства иного государства только в определенных законодательством случаях, например при подаче заявления о выдаче загранпаспорта, об участии в выборах на определенную должность и др.

Изменение позиции федерального законодателя по этому вопросу, переход на установление обязанности гражданина РФ в уведомительном порядке сообщать о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства обосновывается тем, что: "Поскольку гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико - правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства РФ как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному

государству".[1]

Новый подход к институту двойного гражданства учитывается в избирательном законодательстве.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2016 №2 315 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва"[2], предписывается:

Министерству иностранных дел РФ по запросам ЦИК РФ представлять по возможности сведения о наличии у кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ в иностранном государстве;

Министерству внутренних дел РФ по запросам ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ и окружных избирательных комиссий представлять сведения о подаче кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва уведомления о наличии у него гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ в иностранном государстве.

В соответствии с п.3.1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Аналогичные ограничения для кандидатов закреплены в п.5.1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", в п.4.1 ст. 5 Федерального закона от 18.05.2005 № 51- ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-

ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Данное требование к кандидатам, баллотирующимся на выборах в органы государственной власти, было введено законодателем с учетом интересов национальной безопасности в целях ограничения иностранного влияния на политические процессы, проходящие в Российской Федерации, а также укрепления политико-правовой связи избираемых представителей с Российским государством.

Конституционность и обоснованность законодательных положений были подтверждены решениями Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 797-О-О обоснована правомерность ограничения пассивного избирательного права в связи с наличием гражданства иностранного государства, т.к. гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико - правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные вытекающие из законов иностранного государства обязанности, значение для него гражданства РФ как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица - в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти - в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка России и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции РФ.

Аналогичное дело было разрешено Верховным Судом РФ.[3] В период проведения выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва по заявлению ЦИК России Верховным Судом РФ была отменена регистрация ряда кандидатов, включенных в зарегистрированные федеральные списки кандидатов, из-за отсутствия у них гражданства РФ либо наличия иностранного гражданства.

Ограничение избирательных прав в отношении лиц, имеющих иностранное гражданство, применяется в законодательстве большинства государств.

Гражданство представляет собой не только политическую принадлежность к конкретному государству, но и состояние подвластности, подчинения лица суверенной государственной власти. Гражданство выступает, с одной стороны, как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства.

Наличие иностранного гражданства предполагает ограничение прав и возможностей участия лица в управлении делами государства. В связи с этим иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, занимать государственные должности, участвовать в референдум РФ и референдумах субъектов РФ, быть учредителями и членами политических партий (п.1 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 -ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

Иностранным гражданам, постоянно проживающим в государстве (имеющим вид на жительство), гарантируются личные, социально-трудовые, имущественные, культурные права. Они могут вступать в общественные объединения, если это не противоречит их уставам. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, обладает двойственной правовой природой. С одной стороны, оно позволяет иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования Российской Федерации, реализовать свои избирательные права, с другой стороны, оно ограничивает пассивное избирательное право граждан РФ, имеющих

подобные документы.

Право граждан на участие в выборах реализуется не только избирателями, кандидатами в депутаты (на выборные должности), наблюдателями, но и организаторами выборов. Элементом характеристики специального правового статуса организатора выборов являются требования к членам избирательных комиссий, соответствие которым предоставляет лицу право занимать эту должность. Законодательные требования к работе в составе избирательных комиссий предполагают отсутствие у членов комиссий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, не имеющие гражданство РФ, а также граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государств. Полномочия члена избирательной комиссии прекращаются немедленно в случае получения членом комиссии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Таким образом, наличие у гражданина РФ вида на жительство является препятствием к осуществлению им полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в связи с тем, что осуществление таким лицом полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из его принадлежности к иностранному государству.

Формально-юридическая либо фактическая подчиненность организатора выборов в Российской Федерации, имеющего вид на жительство в иностранном государстве, воле не только российского народа, но и народа иностранного государства противоречит государственному суверенитету и ставит под угрозу осуществление гражданами РФ своих конституционных прав.

Предусмотренное законом правовое ограничение для граждан РФ, имеющих вид на жительство, быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса обусловлено необходимостью защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения безопасности государства, защиты прав и свобод других лиц.

 

[1] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

[2] СЗ РФ.2016.№ 17.Ст. 2411

[3] Решение Верховного Суда РФ от 28.12.2007 по заявлению В.К. Буковского об отмене Постановления ЦИК России от 22.12.2007 № 80/644-5 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Буковского В.К. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей"// СПС КонсультантПлюс

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.07.2017)
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%