Развитие гражданского общества, широкое применение информационно-коммуникационных технологий, усложнение задач, стоящих перед современным государством придает актуальность взаимодействию органов публичной власти с гражданами посредством интернет-технологий.
В современной доктрине разрабатываются инновационные модели диалога «власть-общество» в интернет-коммуникациях, предлагающие технологии и механизмы, основанные на принципах взаимодействия саморегулируемых и стандартизированных систем, максимальной информационной открытости, демократии, использования общественно полезного позитивного потенциала гражданского общества согласованно с деятельностью реформирующейся системы государственного управления.65
Разработаны девять моделей диалога «власть-общество» на официальных сайтах органов государственной власти: 1) «Обращения граждан»; 2) «Форум (прямая линия); 3) «Рассмотрение электронных петиций граждан»; 4) «Отражение деятельности общественных советов и иных коллегиальных органов на официальных сайтах государственной власти»; 5) «Электронное правительство»; 6) «Публикация сведений в формате открытых данных»; 7) «Модели координации совместной деятельности органов исполнительной власти и НКО»; 8) «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»; 9) «Участие граждан в бюджетных процессах».
Приоритетной среди диалоговых моделей является модель «Обращение граждан» в силу своей универсальной востребованности.
Назначение модели «Обращение граждан» заключается в том, что она позволяет подавать обращения граждан в электронной форме, используя для этого специализированную форму.
Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. [1]
Участниками диалогового взаимодействия (от власти, от общества, возможные посредники) выступают органы законодательной, исполнительной, судебной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления; граждане.
Формат реализации данной модели и особенности диалога в модели непосредственно связаны с формами обращений, предусмотренными Законом - обращение, предложение, заявление, жалоба, и деятельностью должностных лиц:
обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административнохозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Технико-технологическое обеспечение модели означает наличие на сайте органа государственной власти специализированного раздела, предназначенного для подачи обращений граждан электронной форме.
Подаче обращения могут предшествовать разъяснения по поводу полномочий, круга вопросов, относящихся к компетенции соответствующего должностного лица.
[1] Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях / под ред. Л.А. Василенко, Е.В. Тарасовой. М.: Проспект, 2015
|