Конституция РФ содержит предписания, способные с наибольшей полнотой и необходимой дифференциацией урегулировать все сферы жизнедеятельности гражданского общества: 1) гражданский мир, партнерство государства и гражданского общества, национальное согласие (преамбула); 2) гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 17, 24, 25, 4548, 52-56, 60-61); 3) равенство всех перед законом и судом, независимо от каких-либо обстоятельств, обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 19); 4) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция (ст. 8, 9, 34-37); 5) легитимность и демократический характер государственной (публичной) власти (ст. 1, 3); 6) правовое государство, обеспечиваемое верховенством закона и разделением и взаимодействием властей (ст. 1, 10, 15); 7) политический и идеологический плюрализм, допустимость легальной оппозиции и политической конкуренции (ст. 13); 8) свобода мысли и слова, право на информацию, независимость средств массовой информации (ст. 29); 9) светское государство, свобода совести и свобода вероисповедания, мировоззренческое многообразие (ст. 14, 28); 10) запрет вмешательства государства в сферу частной жизни личности (ст. 23); 11) эффективная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни каждого человека (ст. 17); 12) признание и гарантированность местного самоуправления (ст.12, глава 8).
Таким образом, взятые в системе конституционные положения представляют собой: а) конституционную модель, предполагающую дальнейшее совершенствование; б) своеобразный национальный конституционный проект об основах гражданского общества, его структуре и механизме функционирования. Проблема состоит в том, что в России конституционные нормы в сфере гражданского общества носят пока программный характер и требуется реальное наполнение их содержанием для реализации соответствующих общественных отношений.
Институты гражданского общества представляют собой совокупность организационных и нормативных форм существования и деятельности гражданского общества. Различают институты гражданского общества - объединения и институты гражданского общества - ценности.
На институциональном подходе к определению гражданского общества основана и современная концепция глобального («мирового») гражданского общества. К проблемам, непосредственно касающихся глобального гражданского общества, относятся проблемы согласования национальных, региональных и иных интересов, унификации разнообразных духовных ценностей; проблемы институционализации и самоидентификации; определения основных направлений развития и основополагающих функций глобального гражданского общества; проблемы взаимоотношения глобального гражданского общества с межнациональными и наднациональными институтами, его управлением и самоуправлением; проблемы совмещения в системе глобального гражданского общества социальных структур индустриально развитых государств с социальными структурами развивающихся государств; проблемы места и роли в институциональной структуре глобального гражданского общества различных бизнес-институтов, и прежде всего транснациональных корпораций.[1]
Институты гражданского общества - объединения - общности людей на основе общих интересов и целей: семья, общественные объединения, в т. ч. общественные объединения - юридические лица, средства массовой информации, местное самоуправление.
Институты гражданского общества - ценности - основополагающие начала, на которых основывается, на которые опирается и которыми руководствуется гражданское общество в своем существовании и деятельности: гуманизм, верховенство права, демократия, плюрализм, светскость, свобода, равноправие, солидарность, транспарентность, собственность, труд, экономическая свобода, конкуренция.
Институты гражданского общества возникают в результате процесса институционализации отношений людей, который заключается в том, что эти отношения получают определенное организационное и нормативное оформление как со стороны самих людей, так и со стороны государства. Интересы гражданского общества в правовом государстве приобретают качество законных интересов общества и государства.
Гражданское общество олицетворяют собой непосредственно граждане, которые выступают в индивидуальном качестве в публичных процессах и делах, становясь при этом участниками различных коллективных мероприятий - манифестаций, слушаний, обсуждений, диалогов в средствах массовой информации, особенно в Интернете[2], т. е. «трансформируются» в «составные части» общности. В этом суть проявления граждан в гражданском обществе.
Индивидуальная активность, как правило, сочетается с созданием организационных форм, посредством которых более эффективно достигаются как общие, так и личные интересы граждан. Граждане обладают конституционными возможностями в этой сфере на основе конституционных принципов: каждый, т. е. любая личность, имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30 Конституции РФ); признаются политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ). Интересы граждан, таким образом, приобретают характер законных интересов, которые оказывают существенное влияние на реализацию конституционных прав и свобод.
Конституционный подход предполагает допустимое существование не только общественных объединений, а любых организаций с общественнопубличными целями. В соответствии со ст. 14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это означает, что все организационные формы объединения граждан являются структурными элементами гражданского общества, несмотря на различие целей их создания. Продолжением конституционного регулирования в этой сфере является Федеральный закон от 02.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», который определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Из всех возможных форм общественных формирований задачи гражданского общества в большей мере воплощают политические партии, общественные движения и другие общественные объединения. Активными участниками гражданского общества являются также и общественные палаты федерального уровня (Общественная палата РФ), в обязательном порядке - регионального уровня, в предпочтительном порядке - муниципального уровня. В современном российском гражданском обществе возрастает также роль религиозных организаций как обращенных к духовному миру граждан и защищающих соответствующие их интересы.
Положения Конституции РФ об общественных объединениях характеризуют их в качестве составных элементов конституционного строя, гражданского общества.
С одной стороны, закреплено право индивида на объединение (сама возможность объединения, а также добровольность осуществления данного права). С другой стороны, закрепляется государственная и общественная гарантированность свободной деятельности общественных объединений, а также их равенство перед законом и запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Такой подход имеет значение для определения того, какие общественные объединения вправе существовать в российском обществе и соответственно взаимодействовать с органами государственной и муниципальной власти.
Законодательную основу статуса и существования общественных объединений составляет Федеральный закон от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», в отличие от иных подобных актов не так часто реформируемый. Согласно ст. 7 Закона общественные объединения могут создаваться в одной из организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
При этом указание о политических партиях то включалось, то исключалось в связи с введением понятия «политические общественные объединения», то снова было восстановлено с упразднением данного понятия. Являясь разновидностью общественных организаций, политические партии, тем не менее, названы в ст. 7 отдельно, поскольку они имеют отличительные особенности:
- главным в правовом статусе политических партий, в соответствии с законом, является определение их как единственного вида организаций, для которых в качестве основных определены политические цели и стремление участвовать в общественно-политической жизни, в формировании органов публичной власти и воздействии на их деятельность, в то время как иные общественные организации создаются для защиты общих, совместных, интересов граждан и достижения своих уставных целей (ст. 8);
в политических партиях допустимо только индивидуальное членство граждан, достигших 18 лет, в иных общественных организациях их членами могут быть как граждане индивидуально, так и юридические лица;
в политическую партию могут вступать исключительно граждане РФ,
в иных общественных организациях (за редким исключением) разрешено вступать как гражданам РФ, так и иностранцам;
- для политической партии обязательным учредительным документом наряду с уставом является также ее программа, для иных общественных организаций - только устав.
Согласно ст. 8 общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Согласно ст. 9 Закона общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд, как определено в ст. 10 Закона, является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением, согласно ст. 11, является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
В соответствии со ст. 12 органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Задачи общественных объединений законодатель определяет достаточно узко, в Законе об общественных объединениях неоднократно указывается на то, что основа объединения - общность интересов, реализация общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Тем не менее, разнообразие организационно-правовых форм общественных объединений указывает на их различное предназначение и соответственно влияние на жизнь и дела общества. По своему реальному положению в обществе и государстве общественные объединения по-разному себя проявляют.
Одни общественные объединения индифферентны к публичной жизни, поскольку являются общественным оформлением индивидуальных интересов граждан. Существование таких общественных объединений (общества любителей искусств, истории, архитектуры, животных и др.) в гражданском обществе может вызвать общественно-политический интерес у их членов, в случае, если, например, нарушаются их права. Для защиты своих прав и интересов они будут использовать публичные формы, организовывать и проводить различные публичные акции, мероприятия, привлекать внимание депутатов, уполномоченных должностных лиц.
Другие общественные объединения больше интересуются тем, как заработать деньги на общественно значимые цели, открыть общественное учреждение (например, школу искусств) и т.д. Поскольку реального участия в публичных делах от них не ожидается, предпочтительно включение таких общественных объединений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», а не в Закон об общественных объединениях.
Общественные движения как разновидность общественных объединений в больше мере приближается к задачам публичного характера, которые проявляются в гражданском обществе. Законодательными характеристиками общественного движения, является массовость и преследование социальных, политических и иных общественно полезных целей.
Из всех организационно-правовых форм общественных объединений наибольший потенциал именно у общественных движений. Эволюция (с начала 1990-х годов) политической активности в России связана с созданием как политических партий, так и общественных движений, из которых в дальнейшем формировались политические партии.
Важным фактором в правовом статусе общественного движения является общественно полезная, значимая цель - социальная, экологическая, правозащитная и т.п., которая, по сути, приобретает характер политической,
т.к. ее достижение предполагает участие не только общества, но и государства с его финансовыми и организационными средствами и ресурсами. Цели общественных движений сочетаются с политическим фактором также и из-за необходимости массового контроля в соответствующей сфере, когда сочетаются общественный потенциал и государственные возможности.
С учетом позитивного потенциала общественных движений в современных российских реалиях существования многочисленных
политических партий, эффективней представляется модель взаимодействия не более 10 политических партий и нескольких массовых общественных движений народно-патриотического; коммунистического; демократического; либерально-духовного, системно-оппозиционного; экономико
реформаторского типа.
Для того, чтобы общественные движения могли стать
консолидирующей силой для общества и граждан, они должны иметь конституционное право на участие в избирательных кампаниях, на выдвижение кандидатов и списков кандидатов на выборах. Это потребует изменений п. 1 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» об исключении положения о том, что партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, и о дополнении положением о предоставлении такого права наряду с политическими партиями и общественным движениям.
В современной российской политической системе есть пример общественного движения Общероссийский народный фронт, которое активно действует, во многих планах поддерживая Президента РФ.
Согласно Уставу, утвержденному 12.06.2013 г. на учредительном Съезде Общероссийского народного фронта (официальное наименование - общероссийское общественное движение «Народный Фронт «За Россию»), ОНФ является массовым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся в интересах реализации целей Движения.
Целями движения согласно Уставу являются:
- содействие единению и взаимному доверию, сотрудничеству и гражданской солидарности во имя исторического успеха России, ее свободы, процветания, благополучия и безопасности;
- содействие развитию России как:
сильного, свободного, суверенного государства, являющегося лидером развития и центром притяжения для многих стран;
мощной, современной, конкурентоспособной экономики новых отраслей и производств, развитого агропромышленного комплекса, новых рабочих мест, престижа труда и возможностей для каждого создать свое дело;
страны демографического роста, опоры на семью, заботы о детях и будущих поколениях, сохранения многонационального Российского народа, приоритетного развития образования, здравоохранения, науки, культуры;
страны современных стандартов качества жизни, заботы о природе и экологии, передовой инфраструктуры и обустроенной жизни всех российских пространств и регионов;
общества свободных и успешных людей, построенного на ценностях любви и уважения к своей стране, справедливости, взаимоуважения и гражданской солидарности;
поддержка и обеспечение прямого и постоянного диалога между гражданами и Президентом страны, общественного мониторинга и гражданского контроля исполнения законов, президентских инициатив и иных приоритетных государственных решений и программ;
- вовлечение граждан, организаций и институтов гражданского общества в постоянную совместную работу по определению приоритетов развития России, содействие расширению возможностей народовластия, реальному участию всех активных и неравнодушных граждан в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- укрепление социального партнерства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества и иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны.
Таким образом, ОНФ связывает свои цели с консолидацией гражданского общества, укреплением России как процветающего государства, диалогом государственной власти и общества, развитием социального партнерства, поддержкой гражданских инициатив для решения важных проблем государства и общества.
В соответствии с Уставом ОНФ имеет вертикальную структуру. Руководящими органами Движения являются Съезд Движения и Центральный штаб Движения. К контрольно-ревизионному органу относится Центральная ревизионная комиссия, а к исполнительному - Исполком Движения. В субъектах РФ существуют региональные отделения Движения, в муниципальных образованиях - местные отделения. Уставом предусмотрен Лидер Движения, который избирается открытым голосованием Съезда. Председателем ОНФ является Президент РФ, текущей работой занимается
Центральный Штаб (ЦШ) Движения, в который входят три сопредседателя и 53 члена ЦШ, а также Исполком.
ОНФ действует по ряду основных направлений: общество и власть: прямой диалог; образование и культура как основы национальной идентичности; качество повседневной жизни; честная и эффективная экономика; социальная справедливость. Информация о деятельности ОНФ, представляемая средствами массовой информации свидетельствует о том, что его подразделения становятся действенными участниками общественного контроля за органами публичной власти, использования природных ресурсов, содействуют справедливому разрешению конфликтов между гражданами и обслуживающими их организациями и т. д.
Активная общественно-политическая деятельность ОНФ дает основания характеризовать его как лидера в организации общественного диалога, способствующего выполнению задач общественного контроля, консолидирующего силы иных общественных объединений. ОНФ не ориентируется на какие-либо силы и социальные группы, а сосредоточен на организации общественно значимой деятельности в интересах всего населения, таким образом, отражая предназначение общественных движений, предусмотренное в Законе об общественных объединениях.
Особенностью деятельности ОНФ является тот факт, что, не имея формального права на участие в избирательном процессе, он стремится влиять на качество кандидатов, в том числе посредством предложения своих кандидатур для включения в списки избирательных объединений. В этом качестве ОНФ активно себя проявил, участвуя в предварительном голосовании (праймериз), которое инициировала и проводила политическая партия «Единая Россия» в апреле-мае 2016 года в связи с выдвижением кандидатов от партии на выборах депутатов Г осударственной Думы седьмого созыва, назначенных на 18 сентября 2016 года.
Таким образом, применительно к общественным движениям актуальным является вопрос об их участии в формировании органов власти, в избирательном процессе, т.е. ярко выраженный публично-политический аспект их правового статуса.
Для иных общественных объединений, особенно общественных организаций культурной, социальной направленности актуальным является вопрос о сотрудничестве с органами публичной власти в части духовно - культурного воспитания граждан, а также организации социального партнерства. К наиболее актуальным формам их сотрудничества могут относиться: а) объединение сил в культурно-воспитательных и социальных проектах; б) включение представителей профильных общественных объединений в консультативные и наблюдательные советы при органах публичной власти, подведомственным им учреждениях; в) обязательное участие соответствующих общественных объединений в подготовке и обсуждении проектов решений и программ, принимаемых органами публичной власти по близким направлениям; г) привлечение общественных объединений к акциям общественного контроля по их профилю, в том числе в целях оценки деятельности органов государственного и муниципального управления; д) установление обязанности и сроков рассмотрения органами публичной власти обращений общественных объединений антикоррупционной направленности, в которых предлагаются меры по оздоровлению развития соответствующих сфер и деятельности органов и должностных лиц.
Важным средством объединения сил органов публичной власти, общества и общественных объединений, коллективов работников и структур предпринимательства (бизнес-сообщества) могло бы стать понимаемое в широком смысле государственно-частное партнерство. Однако Федеральный закон от 03.07.2015 г. «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»[3] определяет подобные партнерства без учета такого подхода. Согласно ст. 3, «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». Таким образом, введены новые законодательные понятия «публичный партнер» и «частный партнер». Публичный партнер - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования».
Частный партнер - российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение.
Таким образом, государственно-частное и муниципально-частное партнерство, в соответствии с Законом, предусматривает исключительно хозяйственные отношения сторон, не учитывая социальные и иные общественно значимые задачи.
[1] Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование) М.: Проспект, 2015. С. 285
[2] См.: Щербович А.А. Реализация конституционных прав и свобод в Интернете. М., 2015
[3] СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4350
|