В конституционном праве сформировались три модели закрепления правового статуса общественных объединений:
индифферентно-институциональная модель, в рамках которой разделяются функции и сферы деятельности общественных объединений и структур публичной власти, устанавливается их взаимная автономность, при закреплении демократического правового режима;
конфронтационно-институциональная модель, ориентированная на противостояние общественных объединений и институтов государственной власти, между которыми возникают острые противоречия (государства переходного типа);
коммунитарно-контрактуалистская модель, в рамках которой на основе признания близости публичных, корпоративных и личных интересов формируется и развивается политико-правовой механизм взаимного сотрудничества общественных объединений и структур публичной власти.[1]
Конституционно-правовые подходы российского законодателя при установлении статуса общественных объединений близка к индифферентно - институциональной модели.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" ориентирован на регламентацию правового положения некоммерческих организаций как юридических лиц, в то время как предмет регулирования Федерального закона "Об общественных объединениях" составляют отношения по поводу создания и деятельности любых общественных объединений - не только зарегистрированных в установленном порядке и имеющих права юридического лица, но и осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации.
Значение самостоятельной общественной деятельности, направленной на выражение интересов граждан и достижение каких-либо социальных результатов посредством создания общественных объединений, состоит в формировании диалога общественных объединений с властными структурами в форме "демократии участия", в связи с чем общественные объединения рассматриваются в качестве определяющих субъектов самого гражданского общества.
В феврале 2016 года группой депутатов в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части уточнения понятия политической деятельности».
В п.6 ст. 2 действующего Федерального закона «О некоммерческих организациях»[2] понятие политической деятельности закрепляется в связи с особенностями правового статуса некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, как российской некоммерческой организации, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Новая редакция п. 6 ст. 2 имеет следующее содержание: "Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально - экономического и национального развития Российской Федерации, функционирования политической системы, органов государственной власти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок, принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики;
осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества при условии, что эта деятельность не осуществляется в целях, указанных в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи и выходящих за пределы (рамки) соответствующей области деятельности".
Таким образом, новый подход законодателя [3] в связи с определением политической деятельности направлен на уточнение сфер, в которых осуществляется политическая деятельность. К таким сферам отнесены: государственное строительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие Российской Федерации, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование прав и свобод человека и гражданина. Установлен исчерпывающий перечень форм (их семь) политической деятельности.
Предполагается, что новеллы законодательства Российской Федерации будут способствовать формированию четких и исчерпывающих критериев определения понятия "политической деятельности", а также единообразию правоприменительной практики.
[1] Конституционное право. В 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. С. 226
[2] По состоянию на июнь 2016 года.
[3] Паспорт проекта Федерального закона N 1000884-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // СПС КонсультантПлюс
|