Среда, 27.11.2024, 13:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Развитие институтов непосредственной демократии в Российской Федерации

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Соответствующее конституционно-правовое законодательство регулирует оба института, однако систематическая практика характерна только для института выборов. Общефедеральный референдум на основе Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» 2004 года в силу установленного сложного порядка его организации в России еще не проводился. За время действия Закона было инициировано, но не принято, несколько вопросов для вынесения на референдум РФ. Последней, не закончившаяся назначением референдума РФ, была инициатива общероссийского референдума о вхождении России во Всемирную Торговую Организацию в 2012 году.

Круг органов публичной власти и должностных лиц, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, с 1990-х годов расширялся по сравнению с советским периодом, однако в настоящее время уменьшается.

Только для Совета Федерации первого созыва (1993-1995 гг.) был установлен конституционно предусмотренный порядок выборов. Для всех последующих составов устанавливались способы формирования, не связанные с прямыми выборами. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 2014 года, принцип прямых выборов опосредованно проявляется в том, что член Совета Федерации от законодательного органа субъекта РФ должен быть избран из депутатов данного законодательного органа (т.е. учитывается факт прямого избрания самих депутатов). Тем не менее, в ст. 96 Конституции РФ не исключаются прямые выборы Совета Федерации как возможный способ его формирования.

С 2005 года до 2012 года не применялись выборы глав субъектов РФ. Восстановив в 2012 году прямые выборы, федеральный законодатель в 2013 году предоставил субъектам РФ возможность заменять выборы глав субъектов РФ их избранием законодательным органом субъекта РФ. Такую возможность использовали ряд республик и автономные округа, входящие в состав области.

На муниципальном уровне федеральный законодатель в качестве обязательных установил только выборы депутатов представительных органов низовых муниципалитетов, а в других случаях допускается возможность выборов или замещения должности местных представительных органов.

российское избирательное законодательство развивается в следующих направлениях: 1) обеспечение принципа состязательности; 2) обеспечение информирования избирателей и предвыборной агитации[1]; 3) установление императивных (обязывающих) правил для источников формирования и размеров расходов избирательных фондов кандидатов и политических партий; 4) обеспечение принципа гласности; 5)

совершенствование статуса избирательных комиссий и их членов; 6) правовое регулирование общественных отношений, ранее не регулируемых избирательным правом; 7) допустимость «электронной» демократии.

Современное конституционно-правовое регулирование выборов в России должно учитывать и гарантировать полный перечень избирательных прав граждан, таких как:

право на включение в списки избирателей;

право входить в состав органов, организующих выборы;

право на получение информации из этих органов и от должностных

лиц;

право выдвигать кандидата на выборную должность;

право предлагать свою кандидатуру для участия в выборах;

право приобретать специальный статус на выборах (статус кандидата, зарегистрированного кандидата, уполномоченного избирательного объединения, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса; с каждым из специальных статусов связаны соответствующие права и обязанности);

право на предвыборную агитацию в любых не запрещенных законом формах и любыми не запрещенными законом методами (право на равный доступ к средствам массовой информации, право на бесплатную агитацию в эфире в определенных объемах, право на бесплатную агитацию в печатных средствах массовой информации в определенных объемах, право на участие в дебатах, право согласовывать тематику дебатов, право согласовывать функции ведущего дебаты журналиста, право на агитацию в эфире в то время, когда собирается наибольшая аудитория);

право на получение избирательного бюллетеня;

право голосовать;

право отказаться от участия в выборах;

право от участия в голосовании;

право на получение открепительного удостоверения;

право на участие в финансировании избирательной кампании кандидата, политической партии (право на внесение пожертвований в избирательные фонды кандидатов, политических партий, право на открытие специального избирательного счета, право на уполномоченных по финансовым вопросам, право на получение информации об избирательном фонде, обязанность осуществления финансовой отчетности);

право на судебную защиту избирательных прав;

право на обжалование решения избирательной комиссии в вышестоящую комиссию.[2]

Избирательные комиссии в Российской Федерации - это коллегиальные органы, которые в соответствии с законодательством, организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов и референдумов.

В современной науке избирательного права обосновывается концепция правовых позиций избирательных комиссий России как средства обеспечения единообразного применения избирательного законодательства. На современном этапе возросло влияние правовых позиций избирательных комиссий на правоприменительную практику и судопроизводство по делам о защите избирательных прав граждан РФ, в сфере организации и деятельности избирательных комиссий.

Правовая позиция избирательных комиссий представляет собой системную устойчивую мотивационно-правовую аргументацию, осуществляемую в целях устранения правовой неопределенности, являющуюся результатом коллегиальной деятельности и выявления конституционно-правового смысла нормативных правовых актов, которая служит юридическим основанием для деятельности нижестоящих избирательных комиссий, иных субъектов избирательного и референдумного процессов, иных видов голосований, действует непосредственно и служит источником конституционного права. Концепция правовых позиций избирательных комиссий России включает правовые позиции избирательных комиссий по вопросам: 1) назначения выборов; 2) формирования избирательных округов; 3) составления списков избирателей; 4) выдвижения и регистрации кандидатов; 5) финансирования избирательной кампании; 6) информирования избирателей и предвыборной кампании; 7) участия политических партий в выборах; 8) избирательных систем; а также судебные правовые позиции и правовые позиции избирательных комиссий по делам о защите избирательных прав.[3]

2016 год - год федеральных парламентских выборов, имеющих отличительные особенности: 1) впервые в современном избирательном процессе выборы депутатов Государственной Думы проводятся досрочно (допустимость такой возможности обоснована в Постановлении

Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 о толковании ч. 1 ст. 96 и ч. 1, 2 и 4 ст. 99 Конституции РФ); 2) федеральные парламентские выборы проводятся в Единый день голосования - 18 сентября (т.е. совмещение федеральных, региональных и местных выборов); 3) выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва проводятся вновь по смешанной избирательной системе (в отличие от пропорциональных выборов Государственной Думы пятого и шестого созывов); 4) разрешение избирательных споров впервые на федеральных выборах проводится в соответствии с Кодексом

административного судопроизводства (на парламентских выборах в декабре 2011 года споры разрешались в соответствии с ГПК РФ, т.е. в порядке гражданского судопроизводства); 5) в марте 2016 года сформирован новый состав ЦИК России (обновление на 60% от прежнего состава, включая назначение нового Председателя ЦИК России); 6) действие одновременно двух Федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы - 2005 года и 2014 года; 7) внесение существенных изменений в сфере гарантий и ограничений избирательных прав граждан РФ на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ в отношении решений Европейского суда по правам человека; 8) впервые в выборах вправе участвовать 77 политических партий, зарегистрированных в Минюст России, из них 14 партий освобождены от сбора подписей для регистрации в качестве избирательного объединения; 9) количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов увеличено по сравнению с предыдущими парламентскими выборами - в три раза для кандидатов в одномандатных избирательных округах и на 50 тысяч для федерального списка кандидатов; 10) введение института праймериз (предварительное голосование) на систематической основе (ранее праймериз использовались не системно), с которым связывается повышение уровня политической конкуренции.

В 2016 году за полгода до выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва бы принят Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты" от 09.03.2016 № 66-ФЗ[4], которым был внесен объемный блок изменений в различные законодательные акты, регулирующие комплекс отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в России.

Закон направлен на решение вопросов, выявленных в ходе мониторинга правоприменительной практики, осуществлявшегося в течение 2014 - 2015 годов, и совершенствование непротиворечивой правовой базы, которая должна позволяет проведение выборов депутатов Государственной Думы и совмещенные с ними региональные и муниципальные выборы (более 5 тысяч избирательных кампаний) в 2016 году в едином правовом поле.

Изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" направлены на защиту статуса лиц, признанных безработными, но в период подготовки к выборам исполняющих полномочия членов избирательных комиссий: исключен из оснований лишения статуса безработного факт исполнения указанных полномочий, и получения в связи с этим соответствующих выплат.

В Федеральном законе от 11.07.2001 №2 95-ФЗ "О политических партиях" уточняются сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением кандидатов.

Изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

дополнение положением о том, что в схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать количество мандатов, замещаемых в округе;

изменения направлены на уточнение статуса кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательным объединением списком, в т.ч уточняется, что соответствующий гражданин получает статус кандидата после представления непосредственно в окружную избирательную комиссию предусмотренных законом документов. Также предлагаемые изменения направлены на единообразное использование наименований избирательных объединений на выборах любого уровня, по аналогии с выборами депутатов Г осударственной Думы;

в связи с приведением в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", предусмотрено, что в отношении кандидатуры в Совет Федерации при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ представляются сведения, подтверждающие, что данное лицо отвечает требованиям о постоянном проживании на территории субъекта РФ;

для обеспечения принципа открытости и доступности информации о деятельности избирательных комиссий внесены положения о том, что ЦИК России имеет не только официальное печатное издание, но официальное сетевое издание, а сайт ЦИК России и сайты избирательных комиссий субъектов РФ размещаются на едином портале;

для обеспечения соблюдения бюджетного и финансового законодательства внесено дополнение о том, что члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума);

с учетом кратких и неизменяемых сроков проведения избирательных кампаний предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума. Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

установлено, что избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданскоправовым договорам;

установлено, что правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд;

предусмотрены единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, что должно способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных объединений на использование эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации;

урегулирован правовой статус сетевых изданий, в том числе предусмотрен для организаций средств массовой информации всех видов единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования;

предусмотрено, что в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, референдуме субъекта РФ, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, не проводится. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта РФ должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям;

предусмотрены единые для всех выборов контрольные соотношения данных, внесенных в избирательный бюллетень, что позволит синхронизировать процесс подсчета голосов при проведении совмещенных выборов;

установлены единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период. С учетом скоротечности избирательных кампаний предусматривается, что жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение пятнадцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены такие меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банках и иных кредитных организациях и наложение ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации. Изменения направлены на исключение применения указанных мер в отношении специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума, которое может привести к ограничениям в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме.

В Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" внесено положение, направленное на исключение необходимости маркировки предвыборных агитационных материалов знаком информационной продукции.

Изменения в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривают что:

в региональные группы могут группироваться граничащие между собой субъекты РФ и субъект РФ, не граничащий с другими субъектами РФ, или два субъекта РФ, один из которых не граничит с другими субъектами РФ;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов;

в целях обеспечения прозрачности расходования средств избирательных фондов предусмотрено, что соответствующие сведения размещаются ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в объеме, установленном ЦИК РФ;

для обеспечения прав инвалидов установлено, что при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством РФ условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных законом;

- в связи с имеющимися случаями включения в избирательный бюллетень кандидатов, имеющих одинаковые фамилии, имен, отчества теперь установлено, что если фамилии, имена и отчества двух или более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов, при этом если один или более кандидатов меняли фамилию и (или) имя и (или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата.

Накануне федеральных парламентских выборов 2016 года элементы новизны проявились и на практике.

Для России инновационной формой взаимодействия кандидата с избирателями является праймериз - предварительное голосование. В рамках ее реализации кандидат начинает взаимодействовать с избирателями раньше, чем будет официально закреплен в соответствующем партийном списке. В российской доктрине процедуру праймериз предлагается рассматривать как стадию российского избирательного процесса.[5] В законотворчестве по результатам предварительного голосования в мае 2016 года партия «Единая Россия» в порядке законодательной инициативы предлагает внести в законодательство о выборах возможность проведения такой процедуры всеми партиями.[6]

Праймериз - это способ отбора кандидатов для региональных партийных списков. Идея института праймериз состоит в том, чтобы придать более высокий уровень легитимации общенациональным и региональным выборам.

В России праймериз используется как дополнительный механизм, с помощью которого руководство может расширить взаимодействие с активом партии.[7] Праймериз как первичные (предварительные) выборы позволяют элитам отбирать наиболее эффективных политиков, заранее исключая потенциально слабых кандидатов, не способных продвигать свою публичную предвыборную программу, работать с избирателем. Происходит баллотирование «кандидатов в кандидаты». Такой «фильтрующий» механизм «сверху вниз» придает процессу отбора большую легитимность.

Впервые процедура праймериз была осуществлена в тестовом режиме Всероссийской политической партией «Единая Россия» летом 2007 года к выборам в Государственную Думу. В ноябре 2009 года, на Х1 съезде, норма об обязательном проведении процедуры праймериз, т.е. о выдвижении кандидатов на выборы путем включения их в региональные партийные списки по итогам предварительного голосования, была закреплена в Уставе «Единой России».

Праймериз для партии «Единая Россия»[8] является одним из способов привлечения региональных элит и их вовлечения в избирательную кампанию, имеющих стратегическое значение.

В «Единой России» кандидаты создают региональные организационные комитеты, состоящие из членов региональных отделений, сторонников партии, представителей общественных отделений и средств массовой информации. Списки подтверждаются специальным организационным комитетом.

В феврале 2016 года Федеральным организационным комитетом по проведению предварительного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы был утвержден Регламент проведения предварительного голосования, который коренным образом изменил процедуру праймериз «Единой России», сделав ее максимально приближенной к выборам. При этом сам Регламент (его структура, расположение норм, понятийный аппарат) ассоциируется с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва правовое регулирование процедуры праймериз отличается от прежних подходов.[9]

Формализация процедуры относится ко всем ее этапам: начиная с формирования органов, отвечающих за проведение праймериз, заканчивая голосованием.

К использованию праймериз для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Г осударственной Думы седьмого созыва применяются два подхода. С одной стороны, согласно Положению о порядке проведения предвыборного голосования, праймериз не является выборами, не регулируется законодательством о выборах и представляет собой внутрипартийную процедуру. С другой стороны, в Регламенте есть нормы, фактически воспроизводящие нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что делает праймериз процедурой, идентичной выборам по механизму регулирования. Таким образом, процедура праймериз на выборах 2016 года, по сравнению с предыдущей процедурой, значительно усложнена и формализована.

В Регламенте выстроена единообразная процедура формирования организационных комитетов - федерального и субъектного уровней, их численного состава. К важным полномочиям организационного комитета субъекта РФ (регионального организационного комитета) относится полномочие рассматривать жалобы на действия региональной счетной комиссии, нарушающие нормы, предусмотренные Положением, Регламентом или решениями федерального организационного комитета. При этом имеется виду, что именно региональная счетная комиссия утверждает протокол результатов голосования по одномандатному округу и протокол результатов голосования по федеральному округу на территории соответствующего субъекта РФ. Рассмотрение жалоб, поданных в региональный организационный комитет, может предвосхитить вероятную в будущем процедуру судебного разбирательства. В этих условиях на региональный организационный комитет возлагается юридическая ответственность за соблюдением и порядка рассмотрения жалоб и содержанием ответов.

В федеральном законодательстве система избирательных комиссий имеет ярко выраженную вертикальную структуру. В Регламенте проведения предварительного голосования установлена следующая иерархия: региональные, окружные, участковые комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в том случае, если на территории одного субъекта РФ предусмотрено несколько одномандатных округов. Число участковых счетных комиссий составляет не менее 20% от числа избирательных участков, сформированных для проведения выборов. Важное значение имеет то, что в состав счетных комиссий входят члены избирательных комиссий соответствующего уровня, предложенные в их состав партией «Единая Россия».

Установленные правила проведения предварительного голосования повышают роль правовой грамотности как членов организационных

комитетов, так и членов счетных комиссий уровня субъекта РФ, т.к. оспариваться могут не только действия участника предварительного голосования, но и нарушение порядка проведения процедуры в целом.

В Регламенте установлены правила по поводу гласности в работе счетных комиссий, института представительства. Как на выборах, так и при проведении предварительного голосования при работе счетных комиссий вправе присутствовать участники, их представители, средства массовой информации. Права лиц, имеющих право присутствовать при работе счетных комиссий, четко определены. Это придает процедуре предварительного голосования прозрачность, привлекает внимание участников и средства массовой информации.

Порядок выдвижения участников предварительного голосования получил наиболее четкую правовую формализацию. Определен перечень документов, которые необходимо представить участнику предварительного голосования. Если прежде, чтобы участвовать в процедуре, участнику необходимо было подать заявку в организационный комитет, а также, в случае если участник не является членом партии, подписи членов партии в подтверждение выдвижения, то теперь участник должен собрать такой же комплект документов, которые требуется собирать кандидату при выдвижении на выборах. Участник должен представлять данные документы лично, это его обязанность аналогична требованиям Федерального закона. Установлен также порядок предупреждения участника о недостатках в документах и возможности внесения в них изменений (дополнений).

В Регламенте определены сроки для предоставления документов в организационный комитет. Очевидно что, если процедура подачи документов столь жестко формализована, в том числе с определением перечня документов и установлением форм (приложения к Регламенту), ее несоблюдение будет наказываться так же, как и при выдвижении на выборах. Такое обстоятельство налагает на участников повышенную ответственность при подготовке документов для участия в предварительном голосовании. Кроме того, участник несет особую ответственность за правильность оформления документов, т.к. состав документов для участия в предвыборном голосовании и документов для выдвижения на выборах фактически совпадают.

Регламент определяет понятие агитации, способы, методы и порядок ее проведения. Из Федерального закона в Регламенте воспроизводится норма о необходимости получения согласия на использование изображения физического лица и его высказываний об участнике предварительного голосования и требование о том, что экземпляры печатных агитационных материалов должны до начала их распространения представляться в организационный комитет.

Процедура предварительного голосования во многом схожа с выборами. Отличительные черты предварительного голосования от выборов состоят в следующем. Список избирателей формируется в день голосования членами участковых счетных комиссий. Это означает, что участковая комиссия непосредственно в день голосования вносит в список избирателей, пришедших голосовать, место жительство которых находится в пределах границ счетного участка. Голосование рейтинговое, предполагающее, что избиратель вправе проголосовать как за одного, так и за нескольких участников предварительного голосования.

Новым положением в предварительном голосовании, в отличие от прежних процедур, является то, что теперь избирателям не требуется давать письменного согласия на обработку персональных данных посредством подписания отдельного документа, достаточно поставить подпись в списке избирателей в подтверждение согласия. Новое правило упрощает и ускоряет процедуру предварительного голосования.

Единая электронная база, в которую в день голосования будут заноситься все избиратели, принявшие участие в предварительном голосовании, обеспечивает недопустимость так называемого бесконтрольного двойного голосования.

Порядок подсчета голосов на предварительном голосовании также совпадает с порядком, установленном для выборов. Предусмотрены правила составления протокола результатов голосования, наименование строк и необходимость проверки контрольных соотношений.

имели место нарушения процедуры предварительного голосования, то региональный организационный комитет вправе признать итоги предварительного голосования недействительными и отменить соответствующий протокол об итогах голосования (участковый, окружной, региональный) счетной комиссии, в случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таким образом, признание результатов голосования

ставится в зависимость от невозможности установления результатов волеизъявления избирателей, также как и при оспаривании результатов голосования на выборах. В соответствии с федеральным законодательством о выборах, невозможность установления результата волеизъявления представляет собой явление, при котором численный перевес спорных голосов фактически влияет или может повлиять на результат голосования. Такой же подход применяется и при проведении

предварительного голосования.

По делам, связанным с результатами предварительного голосования (ранее - внутрипартийного голосования), есть немногочисленная судебная практика. В мотивировочной части подобных судебных решений, как правило, не содержится анализа правильности проведения процедуры предварительного голосования и соблюдения ее законности, поскольку эта процедура оспаривалась в рамках рассмотрения дел о защите избирательных прав, и суд ограничивался выводом о том, что предварительное голосование не является частью процедуры выдвижения и, значит, не может рассматриваться в рамках публичных правоотношений.

После принятия в 2015 году Кодекса административного судопроизводства, который определил пределы публичных правоотношений, один из районных судов Республики Бурятия прекратил производство по делу, указав, что спор по заявлению об оспаривании законности процедуры предварительного голосования не относится к публичным правоотношениям и должен рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Такой подход означает, что судебный процесс об оспаривании результатов предварительного голосования, будет рассматриваться по обычным, а не сокращенным срокам: в течение 2-х месяцев, далее - срок для обжалования во второй инстанции, и до выборов 18 сентября 2016 года этот срок вполне укладывается. При этом суд, который не связан сокращенными сроками, может детально проанализировать и дать правовую оценку законности проведения всех этапов предварительного голосования именно в рамках гражданского процесса. Возможна ситуация, при которой суд, приняв во внимание имеющиеся нарушения, может признать процедуру предварительного голосования нарушенной. То, что основания для оспаривания найдутся, связывается с правовыми сложностями и формализованностью процедуры предварительного голосования, схожими с выборами.

Таким образом, на основе анализа современного нормативного регулирования процедуры предварительного голосования в сравнительном аспекте с выборами можно заключить следующее: а) участники и организаторы должны обладать достаточным уровнем правовой грамотности; б) нарушение процедуры может втянуть прошедшего предварительное голосование кандидата в судебные процессы, что, в свою очередь, может привести к оспариванию регистрации; в) может сложиться определенная взаимозависимость: чем юридически реальнее основание для обжалования, тем весомее негативный характер информационных поводов, связанных с судебными процессами. Для кандидатов, которые принимают участие в предварительном голосовании по определению кандидатур для последующего выдвижения в депутаты Государственной Думы, таким образом, с правовой точки зрения необходимо избираться дважды.

Реализация нормативных предписаний по процедуре предварительного голосования привела к тому, что к середине апреля 2016 года более 3200 кандидатов подали заявки на участие в праймериз, из которых 1437 были беспартийными. Из них было зарегистрировано 2907 человек, причем 1208 - это беспартийные кандидаты. В одномандатных округах зарегистрированы 1393 кандидата, причем еще 1514 кандидатов боролись за выдвижение от партии «Единая Россия» для того, чтобы попасть в партийные списки. Кроме того, 193 депутата действующего (шестого) созыва Государственной Думы подали заявки на вхождение в партийные списки «Единой России», с которыми партия выступит на выборах в Государственную Думу. В среднем на каждом избирательном округе определилось по шесть ка ндидатов - претендентов от партии «Единая Россия».

Особенностью праймериз 2016 года стала инициатива проекта «Депутат-Клуб», который стартовал в апреле, предоставив возможность всем желающим проголосовать за кандидатов. До 2016 года в Интернете не было сайта, который предоставлял бы возможность гражданам проголосовать за своего кандидата, были только опросы на сайтах самих политических партий или средствах массовой информации. Сначала цель проекта «Депутат-Клуб» состояла в том, чтобы сравнить «онлайн» и «офлайн» предпочтения избирателей по итогам выборов 18 сентября 2016 г., а затем проект применили на предварительном голосовании партии «Единая Россия».

Результат работы сайта в течение месяца до 22 мая 2016 г. - дня предварительного голосования - приводит к определенным выводам. Главным является то, что наблюдается стирание границ между популярностью политиков в Интернете и их реальными рейтингами. На результат известных политиков повлияло их активное присутствие в рамках кампании предварительного голосования (встречи с избирателями, присутствие в средствах массовой информации, участие в значительных публичных мероприятиях и т.д.), их сетевая активность.

Предварительное голосование с использованием Интернет-голосования обозначило две тенденции. С одной стороны, выход на первые позиции новых лидеров, кто не был широко известен за пределами субъектов РФ, в том числе за счет того, что сетевая активность для многих становится нормой активной общественной и политической жизни, а также одним из самых эффективных и недорогих средств проведения предвыборной кампании. С другой стороны, были известные политики, в том числе и федерального уровня, чьи надежды в

оо

предварительном голосовании не оправдались.[10]

В день предварительного голосования - 22 мая 2016 года - явка избирателей в целом по России составила 9,5% (т.е. более 10 млн. человек), в ряде субъектов РФ - 14% (Республики Татарстан, Калмыкия, Чувашия, Чеченская Республика), в Санкт-Петербурге - более 4%, в Москве - 7%.[11] Проведение партией «Единая Россия» предварительного голосования свидетельствует, таким образом, о том, что: а) партия занимает доминирующее положение в общественно-политической жизни; б) партия продлила избирательную кампанию, стартовав раньше других партий; в) в политике начинает преобладать принцип публичности.

На выборах 2016 года учитываются правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 № 33-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова", согласно которому рассматриваемые законодательные положения были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку эти положения, не предусматривали исключение получившего депутатский мандат лица из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, допущенного к распределению депутатских мандатов, и при этом позволяли передавать вакантный депутатский мандат лицу, ранее получившему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, и тем самым лишали зарегистрированного кандидата, входящего в состав федерального списка и не получавшего мандат депутата Государственной Думы, возможности реализовать в порядке очередности право на замещение депутатского мандата.

Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2016 № 449-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года № 33-П по делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в котором Конституционный Суд РФ определил, что п. 3 резолютивной части Постановления от 16.12.2014г., рассматриваемый во взаимосвязи с иными его положениями в системе действующего правового регулирования: а) обязывает Государственную Думу для обеспечения исполнения вынесенного по конкретному делу судебного решения, содержащего вывод о незаконности передачи депутатского мандата конкретному лицу, как ранее уже получавшему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, и независимо от наличия для этого специальных оснований, установленных действующим законодательным регулированием правового статуса депутата Г осударственной Думы, оформить путем незамедлительного принятия соответствующего правового акта прекращение депутатских полномочий этого лица с момента вступления судебного решения в законную силу; б) предполагает проведение предусмотренной действующим законодательством процедуры замещения вакантного депутатского мандата, в рамках которой зарегистрированному кандидату, входящему в состав федерального списка кандидатов и не получавшему мандат депутата Государственной Думы, должна обеспечиваться возможность претендовать на замещение депутатского мандата в порядке очередности, а соответствующая политическая партия вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке кандидатов.

 

[1] Реут Д.А. Конституционно-правовое назначение информирования избирателей в избирательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4; Толкушкин М.И. Институт предвыборной агитации: некоторые размышления // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4.

[2] Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы / под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юстицинформ, 2015. С.

174-175

[3] Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С.В. Кабышева. М.: Формула права, 2016.

[4] Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ.2016. № 11. Ст. 1493.

[5] Гаглоев Д.В. Процедура праймериз как стадия избирательного процесса в России. Перспективы развития // Правовая инициатива. 2012. № 2.

[6] Праймериз - в закон // Российская газета. 2016. 24 мая.

[7] В отличие от США, где праймериз используются низовыми слоями партии как основной инструмент осуществления контроля над партийной элитой. См.: Российские праймериз: путь к конкурентным выборам? // Российская газета. 2016. 25 апреля.

[8] Не все представленные (парламентские) и не представленные в Государственной Думе политические партии используют праймериз. В КПРФ и ЛДПР - высокоцентрализованная система партийного руководства несовместима с праймериз; для «Справедливой России» приоритетна способность укреплять власть и влияние первых лиц партии, а не популярность кандидата, «ПАРНАС» отложили праймериз из-за малого числа зарегистрировавшихся участников и расхождений между лидерами партии.

[9] Мержанова О. Правовые особенности процедуры праймериз «Единой России»: новые тенденции и «подводные камни» // Центр прикладных исследований и программ. 2016.

[10] Выбор для выборов // Российская газета. 2016.19 мая.

[11] Праймериз - в закон // Российская газета. 2016. 24 мая.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%