Под правом международной безопасности понимается система международно-правовых норм и принципов, регулирующих военнополитические отношения между государствами (иногда - и иными субъектами международного права). Таким образом, право международной безопасности является своего рода подотраслью международного права. Оно исходит из упомянутого выше универсального принципа разрешения международных споров мирными средствами, требуя не применять и не угрожать применением силы, а также из принципов территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ.
Обеспечение международной безопасности означает комплексное стратегическое конструктивное сотрудничество участников международного сообщества в решении двух основных задач:
1) обеспечение функционирования механизма поддержания мира;
2) выработка новых международно-правовых норм права международной безопасности.
Исходные начала права международной безопасности закреплены в Уставе ООН, на основе и с учётом которого принимаются многочисленные международные договоры (как двухсторонние, так и многосторонние). Обычно их принято подразделять на пять групп:
1) Связанные с ограничением ядерных вооружений (Договор об Антарктике 1959 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и
др.).
2) Связанные с качественным (отдельные виды) и количественным ограничением вооружений (Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. и др.).
3) Запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их уничтожение (например, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
4) Направленные на предотвращение вооружённых конфликтов (например, соглашения о линиях прямой связи между СССР и США 1963, 1971 гг.).
5) Против международного терроризма (Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.).
Важнейшей гарантией международной безопасности являются коллективные действия государств. Под коллективной безопасностью в международном праве понимается система совместных действий государств по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности.
Основы мира и безопасности закреплены в Преамбуле Устава ООН: искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; повышение значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Для их незыблемости Преамбула закрепила три условия: 1) проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; 2) объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; 3) обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах.
Ключевая роль в глобальном обеспечении мира и безопасности принадлежит Совету Безопасности ООН, на который в соответствии со ст. 24 Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
В соответствии с Уставом ООН сила может применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности не иначе, как в общих интересах, в исключительных случаях (ultima ratio), когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.
Коллективная безопасность как система мер осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях: универсальном (общемировом) и региональном.
Универсальная коллективная безопасность базируется на деятельности ООН и, прежде всего, Совета Безопасности. В каждой конкретной ситуации первая задача Совета Безопасности - дать квалификацию ситуации. В случае наличия консенсуса по этому вопросу определяются конкретные действия как связанные с использованием вооружённых сил, так и не связанные с ним.
Совет Безопасности ООН является единственным органом в мире, который имеет право выступать в вопросах международной безопасности от имени мирового сообщества. Гарантия существования многополярного мира в XXI веке - в консенсусе мировых держав. А та система, заложенная Уставом ООН, является единственной, которая может обеспечить хрупкий мир в непростых реалиях постоянно изменяющегося мира.
Региональный уровень международной безопасности представлен рядом двух- и многосторонних договоров (примеры которых приведены выше) и специальными международными организациями, к числу которых можно отнести НАТО, ОДКБ, ШОС и БРИКС. Нужно понимать, что данные организации имеют множество целей, связанных с международным сотрудничеством в самых разных сферах, однако международная безопасность занимает важное, а иногда ключевое место в их деятельности.
Разоружение - это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
В пункте 1 ст. 11 Устава ООН закреплено: «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружения» относятся к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружения» (ст. 26 Устава ООН); в решении этой задачи ему содействует Военно- штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и к возможному разоружению» (п. 1 ст. 47 Устава ОНН).
Основными источниками в области разоружения являются Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
|