Среда, 27.11.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Проблемы взаимоотношений России и Евросоюза. Россия в системе современных международных отношений и мировой политики

Европейский союз (далее - Союз и ЕС) представляет собой уникальное наднациональное образование, экономико -политическое объединение 28 европейских государств. Главная цель Союза - региональная интеграция. Созданный в 1992 году Маахстрихтским договором, сегодня ЕС - это более 1/5 общемирового ВВП, общий рынок, свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала. ЕС осуществляет отдельные полномочия (издавая директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, торговли, сельского хозяйства, рыболовства, регионального развития и пр. 19 стран ввели и используют общую валюту (евро).

ЕС активно участвует в международных отношениях, заключает международные договоры, имеет общую внешнюю политику и политику безопасности, предусматривает проведение согласованной внешней и оборонной политики.

Институты ЕС включают в себя сложную систему органов, к которым относятся: Европейский совет, Европейская комиссия (исполнительный орган), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счётная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами ЕС).

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и Российской Федерации было подписано в 1994 году. Соглашением 2005 года предусматривалось стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств (так называемые «дорожные карты»):

1.                 экономического;

2.                 внутренней безопасности и правосудия;

3.                 внешней безопасности;

4.                 науки и образования.

Однако до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

По статистике до введения санкций на ЕС приходилась половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являлись крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2003 году товарный обмен между Российской Федерацией и ЕС достиг 92 млрд евро. Из ЕС в Россию поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Россия поставляет в ЕС 44 % от общего импорта нефти.

Санкционная политика внесла существенные коррективы в торговое сотрудничество, однако даже сегодня товарооборот между Российской Федерацией и ЕС значителен.

Сегодня выделяется множество направлений общих интересов Российской Федерации и ЕС:

1)                безвизовый режим для въезда граждан Российской Федерации в ЕС и граждан ЕС в Российскую Федерацию;

2)                Создание единого экономического пространства;

3)                Расширение экономического сотрудничества;

4)                Пересмотр политики санкций

5)                Последующая интеграция Российской Федерации в европейское сообщество.

НАТО (от английской аббревиатуры North Atlantic Treaty Organization, NATO, Организация Североатлантического договора) - это военно-политический блок, в который входят большинство европейских стран, США и Канада. Созданный 4 апреля 1949 года блок тогда имел главную цель - противостоять Советскому Союзу и его политическому и военному влиянию в мире. На том этапе в НАТО вошли 12 государств: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Роль и место НАТО в мире серьёзным образом изменились с прекращением существования Организации Варшавского договора (как противовеса НАТО) и распада СССР. Однако организация не только не прекратила своего существования, но и начала разрастаться (прежде всего, на восток), принимая в свои ряды бывших членов Варшавского договора. Сегодня НАТО - это объединение 28 стран, а военный бюджет НАТО - это около 70% всего мирового военного бюджета.

Уставные документы определяют, что данный «трансатлантический форум» создается и работает для проведения государствами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиту от неё. Это означает, что НАТО берёт на себя de jure безусловное обязательство защитить любое из своих 28 государств от вооруженной агрессии или даже угрозы применения силы.

Отношения Российской Федерации с НАТО крайне непростые.

С середины 2000-х годов можно говорить об определённом сближении России и НАТО. Так, 7 июня 2007 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 99-ФЗ «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему», что ознаменовало новый этап в отношениях России и НАТО.

2008 год ознаменовался кризисом в Южной Осетии и Абхазии, который стал причиной прекращения отношений Россия-НАТО. В этом же году НАТО начала сближение с ООН, подписав совместную декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН. Данный акт вызвал возмущение российской стороны.

При этом в 2009 году официально на уровне глав иностранных ведомств членов НАТО было провозглашено возобновление постоянных взаимоотношений с Российской Федерации. Было даже заявлено, что Россия может стать членом НАТО при соблюдении определённых условий, однако такое присоединение пока невозможно, что не исключает партнерских отношений Россия-НАТО

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности.

1 апреля 2014 министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из -за украинского кризиса, однако работа на дипломатическом уровне продолжается.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ) - это региональная международная межправительственная организация, занимающаяся международной безопасностью на европейском уровне.

Ключевые политические решения принимаются на уровне глав государств-участников или председателей правительств. Они компетентны рассматривать наиболее важные и актуальные проблемы безопасности и других сфер сотрудничества государств.

Текущее руководство ОБСЕ осуществляется Советом министров, состоящим из глав министерств иностранных дел государств-участников. Ежегодно Совет министров назначает одну страну, представитель которой будет осуществлять в течение года обязанности Председателя ОБСЕ. С учётом специфики такой системы исполнительных органов ОБСЕ для Российской Федерации становится очень значим вопрос о том, какая страна является председателем в данный момент, так как хоть и важнейшие политические решения принимаются только на уровне глав государств (или миссий), все текущие вопросы решает Совет.

Вспомогательным по отношению к Совету министров является Руководящий совет, ответственный за организацию и обеспечение деятельности Совета министров, а также за исполнение его решений. Данный орган координирует все остальные вспомогательные органы ОБСЕ. В его полномочия также входит разрешение экстренных вопросов и при необходимости использование механизма мирного урегулирования. Постоянный совет имеет целью ведение политических консультаций и принятие текущих решений. В его состав входят представители государств - участников, работающие на постоянной основе. Секретариат ОБСЕ занимается обеспечением деятельности организации в целом, а Генеральный секретарь координирует деятельность всех органов и помогает действующему Председателю.

Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) создана в 2001 году по инициативе Китайской Народной Республики, Российской

Федерации, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызстана и Республики Узбекистан.

Сегодня ШОС - это восемь постоянных членов (в 2015 к шести первым государствам присоединились Индия и Пакистан); четыре государства-наблюдателя (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия), три подавших заявку на участие в работе в качестве наблюдателя (Бангладеш, Сирия, Египет), шесть партнёров по диалогу (Азербайджан Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка).

Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн км2, то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 3 млрд 40 млн человек, то есть половина населения планеты.

ШОС не является ни военным блоком (в отличие от НАТО), ни открытым регулярным совещанием по безопасности. Однако и те, и те функции в той или иной мере относятся к компетенции ШОС.

Ключевыми целями ШОС в соответствии со статьёй 1 Хартии ШОС являются:

•                   укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

•                   развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

•                   совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

•                   поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

•                   содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

•                   координация подходов при интеграции в мировую экономику;

•                   содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

•                   поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

•                   взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

•                   совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХ!

веке.

БРИКС (от английского BRICS, сокращения наименований государств Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) - это объединение пяти государств, не являющееся международной организацией, представляющее собой своего рода неформальный политический форум, направленный на координацию общих интересов в геополитической, экономической и иных сферах.

Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов, а также в иных форматах.

Первоначально эксперты не предполагали наличия координации экономических политик или создания торговой ассоциации между странами, однако со временем БРИКС приварилась в полноценный политический форум.

Учитывая, что члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные экономики, координация их усилий в экономической сфере оказывается крайне важной и эффективной.

Таким образом, со всеми перечисленными организациями Российская Федерация поддерживает в тех или иных форматах взаимовыгодный диалог, который имеет важное влияние на события на общемировой арене.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%