Среда, 27.11.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 185
Гостей: 185
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности

В настоящее время организованные преступные группировки стали угрозой международного масштаба. В своей деятельности они образуют интернациональные сети, проникают в финансовые, экономические, информационные системы государств. Глобализация создает условия для возникновения новых форм преступности. В результате структурных изменений преступность становится трансграничной, повышается уровень ее организованности. В связи с ростом ее масштабов и многообразием форм ее проявления транснациональная преступность бросает вызов всему международному сообществу.

В качестве ответа на развитие транснациональной организованной преступности в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 53/111 от 9 декабря 1998 г. по рекомендации Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и ЭКОСОС ООН был подготовлен проект Конвенции против транснациональной организованной преступности.

В своей резолюции 55/25 от 15 ноября 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию и протоколы к ней (о борьбе с торговлей людьми и о предупреждении незаконной миграции)[1]. Подписание Конвенции состоялось на Политической конференции ООН в декабре 2000 г. в г. Палермо (Италия)[2]. В период проведения Конференции Конвенцию подписали 117 стран.

Конвенция и два протокола 2000 г. ратифицированы Российской Федерацией в апреле 2004 г.

Конвенция направлена на содействие международному сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней (ст. 1). Она применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию в связи с такими преступлениями, как:

- организованная преступная группа;

- отмывание доходов от преступлений;

- акты коррупции;

- воспрепятствование осуществлению правосудия;

- иные серьезные преступления, наказуемые максимальным сроком не менее четырех лет лишения свободы или более строгой мерой наказания.

Необходимые условия применения Конвенции - транснациональный характер преступления и совершение его организованной группой.

Статья 3 Конвенции определяет, что преступление носит транснациональный характер, если оно:

а) совершено более чем в одном государстве;

б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, контроля имеет место в другом государстве;

совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность больше чем в одном государстве;

совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Под организованной преступной группой понимается структурно оформленная группа в составе трех и более человек, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно в целях совершения одного или нескольких серьезных преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, чтобы получить прямо или косвенно финансовую или иную материальную выгоду.

Государства-участники обязуются признать соответствующие деяния в своем внутреннем законодательстве преступлениями независимо от их транснационального характера или организованной преступной группы, кроме случаев, когда это наличие необходимо устанавливать. Должны быть наказуемы также деяния соучастников (включая руководство, пособничество, подстрекательство, дача советов (то есть должна быть охвачена вся структура преступной группы)).

Конвенция очень широко определяет круг деяний, которые признаются отмыванием доходов от преступлений (ст. 6). Она также формулирует обязательные признаки состава коррупции (ст. 8) и воспрепятствования осуществлению правосудия (ст. 23). Это преследует цель предотвратить уход преступников от ответственности в силу несогласованности подхода разных государств. Конвенция содержит перечень случаев, когда криминализация является обязательной и когда оставляется на усмотрение соответствующего государства. В частности, когда речь идет об ответственности за преступления юридических лиц, в ст. 10 Конвенции указано, что криминализация деяний юридических лиц осуществляется «с учетом правовых принципов» каждого государства.

В то же время Конвенция ООН не сводится к задачам криминализации, она устанавливает межгосударственный механизм сотрудничества, расследования, оказание правовой помощи по уголовным делам. В ней содержатся подробные правила, регулирующие порядок подачи и исполнения просьбы о конфискации и аресте доходов от преступлений (ст. 12-14), о выдаче (ст. 16), о передаче осужденных лиц (ст. 17), об оказании взаимной правовой помощи. Каждое из преступлений, к которым применяется Конвенция, считается включенным в любой договор о выдаче, а в случае отсутствия договора сама Конвенция может рассматриваться как основание для выдачи.

Конвенция обязывает ее участников принимать меры по защите свидетелей, их родственников и близких, предоставлять защиту потерпевшим. Однако с оговоркой относительно «пределов возможностей» государства.

Конвенция обязывает в полной мере использовать в борьбе с транснациональной организованной преступностью механизм международных и региональных организаций (Интерпол, Европол).

Конвенция также применяется в отношении преступлений, указанных в прилагаемых к ней протоколах. Протоколы толкуются совместно с Конвенцией, и ее положения применяются с корректировками к соот-

 

ветствующему Протоколу, если в нем не предусмотрено иное. Чтобы стать участниками Протокола, государство должно присоединиться к Конвенции. В то же время, участвуя в Конвенции, государство может не участвовать в Протоколе.

Реализация Конвенции предлагает широкий диапазон мер, в том числе обновление законодательства о борьбе с преступностью, реорганизацию многих важных звеньев системы уголовной юстиции, повышение профессионализма и информационно-технической оснащенности сотрудников правоохранительных органов, повышение уровня их международного взаимодействия.

 

[1] Позднее, в 2001 г., был принят и Протокол против незаконного оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов. Российской Федерацией этот Протокол не подписан.

[2] Что само по себе, на наш взгляд, символично. Палермо - столица Сицилии, родина итальянской мафии.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%