Среда, 25.06.2025, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

Важным условием эффективной политики в области уголовного правосудия является правильное функционирование правоохранительных и, прежде всего, - полицейских органов. Первым документом Организации Объединенных Наций в этой области стал Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в ее Резолюции 34/169 от 17 декабря 1979 г.

Кодекс имеет рекомендательный характер и обращен в первую очередь к законодателям государств-членов ООН. Он также используется при толковании ряда положений нормативных актов, а также в профессиональной подготовке сотрудников полицейских служб многих стран. В основе Кодекса лежит идея о том, что лица, осуществляющие полицейские функции, должны уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам.

Кодекс весьма лаконичен. Он состоит из восьми статей с комментариями. Однако это не уменьшает его значимость. В Резолюции по его принятию подчеркивается, что «характер функций по поддержанию правопорядка... и то, каким образом они осуществляются, оказывают непосредственное воздействие на качество жизни отдельных лиц а также всего общества в целом».

Действие Кодекса распространяется на всех должностных лиц, обладающих полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей.

В соответствии со ст. 2 Кодекса при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка должны уважать и поддерживать человеческое достоинство и права человека. На уровне национального законодательства должны быть приняты положения, конкретизирующие это правило.

Применение силы этими должностными лицами допускается «только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3)». Такими обстоятельствами, в частности, являются предупреждение преступления, правомерное задержание правонарушителей с соблюдением принципа «пропорциональности» или «разумной достаточности». Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой, следует исключить его в отношении детей.

Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, должны сохраняться в тайне, «если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст. 4)». Любое разглашение такой информации в иных целях следует считать неправомерным.

Статья 5 Кодекса запрещает пытки либо терпимое отношение к пыткам, причем ни одно должностное лицо «не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность либо другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Выражение «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» не определено в Кодексе, однако его следует истолковывать так, чтобы обеспечивалась, по возможности, наиболее широкая защита от злоупотреблений как физического, так и психологического характера.

Что касается определения пытки, то оно содержится, в частности, в Конвенции ООН против пыток 1984 г. При этом следует иметь в виду, что, согласно ст. 1 Конвенции, в это определение не включаются «боль или страдания, причиняемые в результате законных санкций, неотделимые от этих санкций или вызываемые ими случайно».

Статья 6 Кодекса возлагает на должностных лиц по поддержанию правопорядка обязанность обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц, а при необходимости - медицинскую помощь.

Любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. Комментарий к ст. 7 Кодекса дает одно из первых в международном праве определение коррупции в ее первом приближении (см. разд. 5.2).

Следует отметить принципиально важное не только для должностных лиц, но и для всей системы уголовной юстиции положение Кодекса, что «правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений».

Весьма важным является и положение, что «должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения, в котором они служат...».

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка должен соблюдаться во всех случаях, когда он включается в национальное законодательство или практику. Если же законодательство или практика предусматривают более строгие положения, чем положения Кодекса, то соблюдаются первые.

В 1989 г. ЭКОСОС ООН принял Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Они предусматривают включение его положений в национальное законодательство и применение их на практике, а также их использование при обучении, переподготовке и повышении квалификации всех должностных лиц по поддержанию правопорядка независимо от их ведомственной принадлежности.

Правительства государств-членов ООН должны информировать Генерального секретаря не реже одного раза в пять лет о степени осуществления положений Кодекса.

Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка». В декабре 1990 г. они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 45/166.

Основные принципы более детально регламентируют порядок применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка в соответствии со ст. 3 Кодекса.

Применение силы и огнестрельного оружия должно основываться на нормах национального законодательства, принятого с учетом этических принципов.

Для дифференцированного и пропорционального применения силы в каждом государстве необходимо разрабатывать широкий арсенал средств полицейской техники. В их число входят не приводящие к смерти, но нейтрализующие виды оружия. В тех же целях следует оснащать должностных лиц по поддержанию правопорядка щитами, касками, пуленепробиваемыми жилетами и транспортными средствами для уменьшения необходимости использования при самозащите любого вида оружия.

Должностные лица по поддержанию правопорядка вправе применять силу и огнестрельное оружие только в случаях, когда ненасильственные средства «являются неэффективными или не дают надежд на достижение намеченного результата (п. 5)».

В п. 9 Основных принципов конкретизированы специальные основания применения огнестрельного оружия против людей. При этом «в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни».

 

При разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка должны избегать применения силы или, если это невозможно, ограничивать ее до необходимого минимума. При разгоне собраний насильственного характера должностные лица вправе применять огнестрельное оружие лишь в случаях, когда нельзя применить менее опасные средства.

В отношениях с лицами, находящимися в заключении или под стражей, должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу, только когда это строго необходимо для поддержания безопасности и порядка в учреждении или при угрозе их личной безопасности.

Должностные лица, которые носят огнестрельное оружие, должны проходить полноценную специальную подготовку. При этом следует обращать особое внимание на вопросы прав человека, на альтернативы применению силы и огнестрельного оружия, включая мирное урегулирование конфликтов, понимание поведения больших масс людей и методы убеждения, ведения переговоров и посредничества.

Согласно п. 26 Основных принципов, «исполнение приказов вышестоящих должностных лиц не является оправданием, если должностные лица по поддержанию правопорядка знали о явной незаконности приказа о применении силы и огнестрельного оружия, что привело к смерти или серьезному ранению какого-либо лица, и имели разумную возможность отказаться от его исполнения». В любом случае ответственность возлагается и на должностных лиц, издавших незаконные приказы.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.07.2017)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%