Рост преступности, в том числе - тяжких преступлений среди несовершеннолетних, является серьезной проблемой во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность несовершеннолетних, но и обеспечивать защиту прав тех несовершеннолетних, кто вступил в конфликт с законом.
Подходы к предупреждению преступности несовершеннолетних и обращению с ними развивались в рамках (под эгидой) ООН посредством разработки и принятия ряда международных документов в духе Конвенции о правах ребенка.
В ноябре 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН утверждены «Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Их проект был разработан на межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН в связи с темой «Молодежь, преступность и правосудие» в Пекине в 1984 г. Поэтому в сокращении они иногда именуются «Пекинскими правилами».
Пекинские правила представляют собой минимально приемлемые международные условия обращения с несовершеннолетними, которые вступают в конфликт с законом. В них учитывается разница в национальных условиях и правовых структурах.
Пекинские правила не определяют конкретный возраст несовершеннолетних. Согласно п. 2.2. Правил, это «человек, который в рамках национальной правовой системы может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от ответственности взрослого (от 7 до 18 лет и старше)».
Нижний предел уголовной ответственности не должен устанавливаться на слишком низком уровне, иначе само понятие о преступном поведении становится бессмысленным. Обращение с несовершеннолетними правонарушителями преследует две цели: это обеспечение благополучия несовершеннолетнего и принцип соразмерности.
Основные процессуальные гарантии (презумпция невиновности, право на защиту) должны быть обеспечены для несовершеннолетнего во всяком случае. Должно уважаться право несовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинение ему вреда или ущерба репутации из-за ненужной гласности. Поэтому в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя (п. 8.2).
При задержании несовершеннолетних следует немедленно ставить в известность их родителей или опекунов.
Правила рекомендуют, по возможности, не прибегать к официальному судебному разбирательству в отношении несовершеннолетних. Поэтому полиция, прокуратура и другие уполномоченные органы должны на законных основаниях иметь право принимать решения без официального слушания дела. Но любое прекращение дела, связанное с передачей несовершеннолетнего в общинные или иные аналогичные службы, требует согласия несовершеннолетнего, его родителей или опекуна. Такое решение может быть пересмотрено. Прекращение дела не должно ограничиваться только мелкими делами.
Для работы с несовершеннолетними должны быть созданы (во всяком случае - в крупных городах) специализированные подразделения полиции.
Содержание несовершеннолетних под стражей до суда должно использоваться в качестве крайней меры и в течение конкретного срока. Оно должно, по возможности, заменяться альтернативными мерами (надзор и т.д.). Содержание под стражей должно осуществляться в духе Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г.
Пекинские правила указывают, что во всех случаях, кроме мелких правонарушений, до вынесения судом приговора необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, и обстоятельства, при которых совершено преступление. Результаты такого изучения отражаются в докладах о социальном обследовании (социальных докладах). Для этой цели в некоторых системах уголовной юстиции используется специальная служба или сотрудники (например, служба пробации).
Лишение свободы по возможности должно быть сведено до минимума. Ни за какое преступление несовершеннолетнего не должны выноситься смертные приговоры. Они не могут быть подвергнуты и телесным наказаниям.
Главные противоречия в вынесении и исполнении судебных решений в отношении несовершеннолетних - это противоречие между:
- перевоспитанием и воздаянием;
- помощью и пресечением и наказанием;
- мерой воздействия с учетом обстоятельств конкретного дела и мерой воздействия с учетом интересов защиты общества в целом;
- общим предупреждением и индивидуальным наказанием.
Эти противоречия в отношении несовершеннолетних проявляются резче, чем в отношении взрослых.
Для обеспечения большей гибкости и во избежание неоправданного заключения в исправительное учреждение Пекинские правила (п. 18.1) рекомендуют применять к несовершеннолетним такие альтернативные меры, как:
- передача под опеку или надзор;
- пробация;
- постановление об общественно-полезной работе;
- финансовые меры, включая компенсацию и реституцию;
- привлечение к групповой психотерапии и аналогичным мероприятиям;
- передача на воспитание, изменение места проживания и т. п.
При этом ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами его дела (например, при жестоком обращении с детьми).
Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно быть крайней мерой. При этом предпочтение должно быть отдано «открытым» заведениям перед «закрытыми».
В пенитенциарных учреждениях несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, а родители или опекуны должны иметь возможность посещать их. Несовершеннолетним должна оказываться медицинская, юридическая и психологическая помощь. Должно по возможности более широко применяться условное освобождение. После освобождения такие несовершеннолетние должны получать помощь и находиться под надзором соответствующего органа и общины.
Большие перспективы в этом отношении стоят перед учреждениями так называемого «промежуточного» типа, поскольку они могут лучше способствовать реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества.
14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 ГА ООН были приняты «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних». Они были разработаны на совещании, проведенном Арабским исследовательским и учебным центром по вопросам безопасности (АИУЦБ) в Эр-Рияде, и поэтому названы «Руководящими принципами, принятыми в Эр-Рияде».
В этих принципах установлены стандарты предупреждения преступности среди несовершеннолетних, включая меры по защите молодых людей, которые оставлены родителями, лишены заботы, являются жертвами злоупотреблений или находятся в группах «социального риска». Руководящие принципы касаются предконфликтного этапа, то есть периода, когда несовершеннолетние еще не вступают в конфликт с уголовным законом.
«Эр-Риядские» принципы рекомендуют избегать криминализации и назначения наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Ведь определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего преступника» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения (эффект так называемой «стигматизации»).
Необходимо поощрять средства массовой информации в целом и телевидение и кинематографию в частности, в том, чтобы свести к минимуму показ материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием и изображать насилие и эксплуатацию негативно, а также особенно избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство в форме и пропагандировать принципы равноправия.
Следует создавать службы защиты интересов детей (детские омбудсмены). В целом, в Руководящих принципах 1990 г. основное внимание уделяется ранним превентивным и защитным мерам с тем, чтобы обеспечить молодежи жизнь, свободную от преступности, виктимизации и конфликтов с законом.
В декабре 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, разработанные Комитетом по предупреждению преступности. Они исходят из того, что заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно всегда применяться в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода. Кроме того, вследствие их большей уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите с целью ограждения их от злоупотреблений, виктимизации и нарушений их прав.
Правила исходят из принципов, установленных в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и отвечают их структуре. Вместе с тем отдельные их положения имеют особенности по сравнению с Минимальными стандартными правилами. При этом государства должны в надлежащих случаях включать положения Правил в свое законодательство.
Несовершеннолетним считается любое лицо до 18 лет. Возрастной предел, до достижения которого должно быть запрещено лишение ребенка свободы, определяется законом.
По смыслу Правил «лишение свободы» означает не только тюремное заключение, но и нахождение в любом государственном или частном исправительном учреждении, которое осужденному не разрешено покидать по собственному желанию (на основании решения суда или другого компетентного государственного органа).
Следует стремиться к тому, чтобы предварительное заключение несовершеннолетних также было исключительной мерой. Осужденные и подследственные должны содержаться раздельно. В каждом учреждении в отношении всякого несовершеннолетнего должна иметься полная информация. Сведения о месте его нахождения, о переводе или освобождении должны незамедлительно направляться опекуну, родителям или близким родственникам несовершеннолетнего.
Условия содержания несовершеннолетних должны учитывать их особый статус и социальные потребности. Несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, если только они не являются членами одной семьи. В контролируемых условиях они могут совместно со взрослыми участвовать в специальных программах.
Целесообразно расширять систему открытых учреждений для несовершеннолетних (где меры безопасности отсутствуют или ограничены). Число содержащихся во всех исправительных учреждениях должно быть как можно меньшим, чтобы глубже индивидуализировать воздействие. Исправительные учреждения для несовершеннолетних по возможности должны быть децентрализованы. Перспективны относительно небольшие учреждения, которые были бы составной частью общины.
Исправительные учреждения должны отвечать цели исправления, обеспечивая также потребности несовершеннолетних как в общении, так и в уединении. Учреждения не должны располагаться в районах, опасных для здоровья или связанных с другими рисками.
Спальные помещения несовершеннолетних, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп или отдельных комнат на одного человека в зависимости от местных стандартов. При этом должно быть обеспечено ненавязчивое наблюдение за несовершеннолетними.
Насколько это возможно, несовершеннолетние должены иметь право пользоваться собственной одеждой. Другая одежда не должна унижать или оскорблять их достоинство. При выходе из учреждения им должно быть разрешено носить собственную одежду.
В дипломах и свидетельствах об образовании, полученных в учреждении, не следует делать пометок, что несовершеннолетний отбывал лишение свободы.
В пределах, позволяющих сделать соответствующий выбор профессии, с учетом требований администрации исправительного учреждения несовершеннолетним должна предоставляться возможность выбрать виды работ, которые они желают выполнять.
Правила не содержат обязанности несовершеннолетних трудиться. Но установлено, что «всегда, когда это осуществимо, несовершеннолетним должна предоставляться возможность для выполнения оплачиваемой работы».
Согласно п. 46 Правил, «интересы несовершеннолетних и их профессиональной подготовки не должны ставиться в подчинение целям извлечения прибыли данным учреждением или какой-либо третьей стороной».
Каждый несовершеннолетний должен иметь право на регулярные и частные свидания, в принципе, раз в неделю и не менее раза в месяц в условиях, учитывающих потребность несовершеннолетнего в уединении, контактах и неограниченном обращении со своей семьей и защитником.
В любом исправительном учреждении для несовершеннолетних ношение и применение оружия персоналом должно быть запрещено. Средства физического сдерживания и применение силы могут использоваться лишь в исключительных случаях, когда все другие меры контроля не дали результатов. Они не должны носить характера унижения или глумления.
Телесные наказания, помещение в карцер, строгое или одиночное заключение должны быть запрещены. Должны быть запрещены также сокращение питания, ограничение или лишение контактов с семьей, коллективные наказания. Труд не должен использоваться в качестве дисциплинарной меры.
Следует принять меры к созданию независимой службы рассмотрения жалоб несовершеннолетних в местах лишения свободы.
|