Эта деятельность - важное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Она включает в себя взаимную помощь государств в розыске и передаче преступников, в осуществлении уголовного преследования, получении доказательств по уголовным делам, в производстве отдельных процессуальных действий, в отправлении правосудия и обеспечении имущественных взысканий по уголовным делам.
Международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства осуществляется в нескольких юридических формах:
Посредством реализации двусторонних межгосударственных договоров о взаимной правовой помощи и соответствующих межправительственных соглашений. Ныне у Российской Федерации (вместе с договорами, заключенными ранее СССР) таких договоров свыше 30[1].
Путем осуществления обязательств, предусмотренных Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительного протокола к ней от 1 октября 1978 г., ратифицированных Российской Федерацией в 1999 г., и Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в январе 1993 г. Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном и Украиной. К ней в 1995 г. присоединился Азербайджан, а в 1996 г. - Грузия. В настоящее время открыта для подписания новая Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Кишиневе в 2002 г.
Правовая помощь по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в многосторонних конвенциях о борьбе с отдельными видами преступлений. Среди них - Конвенция ООН 1988 г. о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Страсбургская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и другие.
В отсутствие межгосударственного договора об оказании правовой помощи по уголовным делам, а также участия в упомянутых выше конвенциях следственные и судебные поручения могут направляться на так называемых «условиях взаимности».
Значительное влияние на формирование договорных основ межгосударственного сотрудничества в уголовном судопроизводстве оказал Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в ее Резолюции 45/117 от 14 декабря 1990 г. Его цель состоит в том, чтобы, обобщив имеющийся опыт в этой области, способствовать расширению взаимной помощи государства в уголовном судопроизводстве, в том числе в борьбе с транснациональными преступлениями.
Генеральная Ассамблея ООН оценила принятый ею Типовой договор как «полезную основу, которая могла бы помочь государствам, заинтересованным в проведении переговоров и заключении двусторонних соглашений».
Согласно ст. 2 Типового договора, сфера его применения может включать:
а) получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц;
в) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;
предоставление судебных документов;
проведение розысков и арестов имущества;
обследование объектов и участков местности;
предоставление информации и вещественных доказательств;
предоставление оригиналов или заверенных копий свидетельствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые документы.
За рамками Договора остаются такие вопросы, как:
- арест или задержание любого лица с целью его выдачи;
- обеспечение исполнения судебных решений, вынесенных в другом государстве;
- передача заключенных для отбывания наказания и передача надзора за осужденными условно;
- передача заключенных для отбывания наказания;
- передача разбирательства по уголовным делам.
Каждая Сторона назначает орган или органы, от имени которых или через которых должны направляться или приниматься просьбы в соответствии с Договором об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Типовой договор допускает случаи, при которых государство может отказать в оказании такой помощи. В ней может быть отказано, если:
а) по мнению запрашиваемого государства, удовлетворение просьбы нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным государственным интересам;
в) правонарушение расценивается им как политическое;
существуют веские основания считать, что просьба об оказании помощи направлена с целью уголовного преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности или политических убеждений;
просьба касается преступления, которое в запрашиваемом государстве является предметом расследования или судебного разбирательства;
если данное правонарушение не может быть предметом расследования или судебного разбирательства в запрашиваемом государстве;
деяние является преступлением по военному праву, но не является таковым по обычному уголовному праву.
Любой отказ или отсрочка исполнения запроса должны быть обоснованы. В просьбе об оказании помощи не может быть отказано исключительно по причине секретного характера деятельности банков и иных финансовых органов.
Типовой договор регламентирует содержание запросов об оказании правовой помощи, устанавливает требования к конфиденциальности, определяет порядок передачи лиц, содержащихся под стражей, для дачи показаний или оказания помощи в проведении расследования, правила обыска и изъятия материалов для использования их в качестве доказательств.
Расходы, связанные с выполнением просьбы, обычно несет запрашиваемое государство. При существенных или непредвиденных расходах этот вопрос заблаговременно решается сторонами.
Факультативный протокол к Типовому договору о взаимной помощи в области уголовного правосудия касается доходов от преступлений. В ответ на просьбу запрашиваемое государство принимает меры к обнаружению активов, расследованию финансовых операций. При обнаружении предполагаемых доходов от преступления по просьбе запрашивающего государства запрашиваемое государство принимает меры с целью не допустить передачи, использования этих доходов до принятия судом окончательного решения.
Согласно ст. 453 УПК РФ, основаниями правовой помощи по уголовным делам являются заопросы о ней компетентного органа или должностного лица иностранного государства «в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности».
Конвенция Совета Европы 1959 г. в качестве центрального органа взаимодействия в области уголовного судопроизводства определяет Министерство юстиции. Большинство европейских стран придерживается такой схемы сотрудничества. Некоторые используют для этого другие структуры. Согласно ч. 3 ст. 453 УПК, запрос о производстве процессуальных действий в другом государстве направляется через:
Верховный Суд РФ - по вопросам его судебной деятельности;
Министерство юстиции РФ - по вопросам судебной деятельности всех судов России, кроме Верховного Суда РФ;
Следственный комитет РФ, МВД РФ, ФСБ РФ - по уголовным делам, находящимся в их производстве;
Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык государства, которому они направляются.
Уголовно-процессуальный кодекс также определяет порядок исполнения в России запросов о правовой помощи по уголовным делам (ст. 457). При исполнении применяются нормы УПК РФ, что, однако, не исключает использования норм иностранного государства, если это предусмотрено договором и не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. При тех же условиях при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства.
В соответствии со ст. 459 УПК запрос иностранного государства об уголовном преследовании российского гражданина, совершившего преступление в иностранном государстве и возвратившегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. В таких случаях все процессуальные действия проводятся в порядке, установленном УПК РФ. Ведь, как указано в Конституции (ст. 61), Россия своих граждан иностранным государствам не выдает (подробнее см. следующий параграф). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2007 г. № 185 утверждены Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств в Российской Федерации в сфере правовой помощи по уголовным делам и передаче осужденных.
Другой документ, касающийся взаимной помощи в области уголовного правосудия, - это Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, утвержденный ГА ООН в ее Резолюции 45/118 от 14 декабря 1990 г. Хотя основное внимание в нем уделяется интересам госу- дарств-участников, учитываются также интересы обвиняемых, подозреваемых и жертв преступлений. Наиболее широко такой договор может применяться в случаях, когда осужденный (привлекаемый к уголовной ответственности в другом государстве за новое преступление) находится в государстве, гражданином которого он является, и просьба о выдаче остается без внимания, так как это государство отказывается выдавать своих граждан.
В Договоре предусматривается, что судопроизводство по уголовным делам может передаваться только в том случае, если данное деяние считается правонарушением в обоих заинтересованных государствах (принцип двойной уголовной ответственности).
Запрашиваемое государство может отказаться принять просьбу о передаче судопроизводства, если подозреваемое лицо не является гражданином запрашиваемого государства или последнее не является государством его обычного места жительства; если это деяние является преступлением только по военным законам; если преступление связано с налогами, пошлинами, валютными или таможенными операциями; если преступление рассматривается запрашиваемым государством как политическое.
Подозреваемое лицо, его законный представитель или ближайшие родственники могут заявить о своей заинтересованности в передаче судопроизводства. Если иски не будут удовлетворены до передачи судопроизводства, их разбор также может быть передан другой стороне. Может применяться предварительное задержание или арест в качестве меры пресечения.
[1] В том числе соглашение с правительством США о сотрудничестве по уголовноправовым вопросам от 30 июня 1995 г., которое, однако, не включает обязательств по выдаче преступников (см. следующий параграф).
|