Среда, 25.06.2025, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Выдача преступников

Проблемы выдачи преступников (экстрадиции) тесно связаны с проблемами государственного суверенитета, прав человека, и их практическое решение нередко определяется общим уровнем межгосударственных отношений и конкретной политической ситуацией. В международном праве выдача преступников обычно определяется как передача лица государством, на территории которого оно находится, другому государству в целях его уголовного преследования, суда над ним или для исполнения ранее вынесенного обвинительного приговора[1].

Институт выдачи преступников зародился в глубокой древности, и его развитие шло параллельно с развитием как международного, так и национального уголовного права. В Русском государстве фактически первым договором о выдаче является Договорная запись 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков, к которым относились не только преступники, но все беглецы. Первым специальным соглашением о выдаче преступников стал Договор Российской империи с Датским королевством 1866 г.

Вопрос о выдаче практически ставится, когда человек совершивший преступление против одного государства (или находящихся на его территории организаций и граждан), находится на территории другого государства. В связи с этим различают несколько видов выдачи:

Выдача по месту совершения преступления.

Выдача по месту вынесения приговора.

Выдача в отечественное государство для преследования по законам государства гражданства.

Выдача потерпевшему государству лица, не являющегося его гражданином, но обвиняемого по его законам за совершение за его пределами преступления против интересов этого государства или его граждан.

Выдача иному государству или международному органу (например, Международному уголовному суду), обладающему правом универсальной юрисдикции (при совершении международных преступлений и ряда преступлений международного характера).

Юридическими основаниями выдачи могут выступать:

- договоры о правовой помощи по уголовным делам, содержащие специальные разделы о выдаче (РФ и Республика Корея, 1999 г., РФ и Республика Куба, 2000 г. и др.);

- специальные двусторонние договоры о выдаче, которые ныне имеет Россия с 65 государствами;

- многосторонние договоры о выдаче, участником которых является Россия (например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г.);

- многосторонние международные договоры по отдельным направлениям борьбы с преступностью, содержащие положения о выдаче (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.).

В международной практике имеет место выдача и без договора, на основе взаимности, хотя не все страны относятся к этому одинаково. Страны так называемого «общего права» (англосаксонской правовой системы) отрицают возможность выдачи преступников без договора. Эту позицию четко выразил Верховный суд США: «Принципы международного права не предусматривают права выдачи, кроме как на основании договора. Соответствующее право на осуществление экстрадиции появляется у государства лишь при наличии договора о выдаче». Что, заметим, не мешает властям США требовать от России выдачи бывшего сотрудника спецслужб Э. Сноудена и не помешало вывезти в порядке экстрадиции с Мальдивских островов российского гражданина И. Селезнева. При том, что ни с Россией, ни с Мальдивами договоров о выдаче Соединенные Штаты не имеют. Отказываются его заключать и сами США. Начиная с 2008 г., США 18 раз отказывали России в выдаче ее граждан, в отношении которых было возбуждено уголовное дело.

Страны континентального права (и прежде всего - европейские страны) считают возможным выдавать преступников и без конкретного договора о выдаче с запрашиваемым государством «на основе взаимности». Так, в частности, поступило в середине 80-х годов прошлого века правительство Израиля, выдав Советскому Союзу террористов, захвативших самолет с детьми, хотя у СССР и Израиля в этот период даже не было дипломатических отношений.

В случае основательности инкриминируемых виновному деяний и отказе от выдачи и действует правило aut dedere aut judicare («выдай или суди»). Так произошло, в частности, с преступниками, которые в 1989 г. при следовании под конвоем из Красноярска в Норильск на пассажирском самолете ТУ-154 захватили самолет и произвели посадку в Пакистане. Отказавшись выдать преступников СССР, пакистанские власти провели судебный процесс, где все виновные (7 человек) были осуждены к пожизненному лишению свободы.

Многосторонним договором регионального (европейского) масштаба о выдаче преступников является, как уже отмечалось, Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и два дополнительных протокола к ней (1975 и 1977 гг.). В Конвенции участвуют около 30 европейских государств. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1996 г., ратифицировала в 1999 г.

В соответствии с Конвенцией 1957 г. договаривающиеся стороны обязуются выдавать друг другу лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с совершением преступления либо которые разыскиваются указанными органами для приведение в исполнение приговора или постановления о задержании.

Конвенция определяет основания для выдачи, а также основания для отказа в выдаче. В частности, выдача не разрешается при обвинении в политических преступлениях (ст. 3)[2], в воинских преступлениях (ст. 4).

В запросе может быть также отказано при обвинении в фискальных (налоговых, таможенных и т.п.) преступлениях, а также при делах частного обвинения.

В Конвенции содержатся и процедурные нормы, в том числе и требования к оформлению документов-запросов и сопроводительных писем. Закреплен важный принцип конкретности: «выданное лицо может подвергаться уголовному преследованию только за то деяние, в связи с которым оно выдано».

Если выдачи требует сразу несколько государств, этот вопрос решается властями запрашиваемого государства на основе международного права, в том числе с учетом возможных препятствий к выдаче. Но независимо от того, в какое из запрашивающих государств преступник выдан, он должен отвечать за все инкриминируемые ему деяния. Иные государства должны представить для этого необходимые документы и доказательства.

Выдача лица для исполнения приговора производится, если оно осуждено за деяние, которое в соответствии с законодательством обоих государств уголовно наказуемо, и срок наказания составляет не менее шести месяцев лишения свободы. При таком запросе к нему должна быть приложена заверенная копия приговора, официально переведенная на язык запрашиваемой стороны.

Особым видом выдачи является «выдача на срок», когда лицо отбывает наказание в запрашиваемой стране, и выдача его после освобождения приведет к невозможности уголовного преследования в запрашивающем государстве ввиду истечения сроков давности. В таком случае выдача производится на срок не более трех месяцев для проведения следственных действий, судебного разбирательства и вынесения приговора. Приговор выносится с отсрочкой его исполнения и реализуется (если не истекли сроки давности исполнения) после повторной выдачи осужденного, отбывшего наказание в запрашиваемом государстве. Здесь, однако, при наличии соответствующих международных договоров вполне применим и другой институт: передача осужденного для дальнейшего отбывания наказания в страну, гражданином которой он является (подробнее см. разд. 7.7.)

В литературе, порой, упоминается и такой вид выдачи, как выдача гражданина в качестве свидетеля, потерпевшего в уголовном судопроизводстве. На наш взгляд, эти вопросы должны решаться все же не в рамках экстрадиции, а в формате международных договоров о правовой помощи.

Большинство международных договоров не устанавливает ни предельных сроков исполнения запросов о правовой помощи, ни сроков рассмотрения требований о выдаче. Однако существуют предельные сроки заключения лица под стражей для обеспечения его выдачи (1-2 месяца). По окончании этого срока, если запрос не удовлетворен и нет иных оснований содержания под стражей, лицо должно быть освобождено.

Опыт международного сотрудничества в области экстрадиции был обобщен в Типовом договоре о выдаче, принятом Генеральной Ассамблеи ООН в Резолюции 45/116 14 декабря 1990 г. Это документ рекомендательного характера адресован правительствам государств-членов ООН для упорядочения практики двух- и многосторонних договоров об экстрадиции.

Типовой договор предоставляет в распоряжение государств правовой механизм, позволяющий им запрашивать выдачу разыскиваемых лиц у любой другой страны, если они направят необходимые документы о преступлении, в связи с которым запрашивается выдача, и если запрашиваемое государство не представило серьезного обоснования для отказа. Цель Типового договора состоит в том, чтобы ограничить случаи отказа в выдаче на том основании, что деяние носит политический характер, во всяком случае при преступлениях, признаваемых международным сообществом в качестве особо тяжких преступлений.

Преступления, которые, согласно Типовому договору, могут повлечь выдачу, должны наказываться по законодательству обоих государств лишением свободы не менее года.

Статья 3 Типового договора определяет императивные (обязательные) основания для отказа в выдаче:

а) если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как политическое;

в) если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче сделана с целью судебного преследования или наказания по признаку расы, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или расы, и что положению такого лица может быть нанесен ущерб по какой-либо из этих причин;

с) если инкриминируемое преступление является преступлением по военному праву, но не является таковым по обычному уголовному праву;

если в запрашиваемом государстве лицу вынесен окончательный приговор за правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче;

если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, в соответствии с законодательством какого-либо из государств приобретает иммунитет от судебного преследования или наказания по какой- либо причине, включая истечение срока давности или амнистию;

если лицо было или будет в запрашивающем государстве подвергнуто пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, или если это лицо в процессе уголовного разбирательства не обладало или не будет обладать правом на минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства;

если судебное решение в запрашиваемом государстве вынесено в условиях, когда осужденное лицо не имело достаточной возможности для обеспечения его защиты и оно не имело или не будет иметь возможности для проведения повторного слушания дела в его присутствии.

Типовой договор предусматривает и факультативные основания для отказа в выдаче. В частности, в выдаче может быть отказано на основании следующих обстоятельств:

- если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства;

- если компетентные органы запрашиваемого государства решают либо не возбуждать, либо прекратить судебное преследование лица за правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче;

- если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, наказывается смертной казнью в соответствии с законодательством запрашивающего государства, если только это государство не дает достаточные, по мнению запрашиваемого государства, гарантии, что смертный приговор не будет вынесен или в случае его вынесения не будет приведен в исполнение;

- если правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче, рассматривается в соответствии с законодательством запрашиваемого государства как совершенное целиком или частично в пределах этого государства;

- если запрашиваемое государство, принимая также во внимание характер правонарушения и интересы запрашивающего государства, сочтет, что в свете обстоятельств данного дела выдача этого лица будет несовместима с соображениями гуманности ввиду возраста, состояния здоровья и других личных обстоятельств этого лица.

Вопрос о выдаче неизбежно затрагивает и такие стороны конституционного статуса личности, как гражданство и право убежища. Поэтому они решаются и в конституционном «правовом поле».

Конституция РФ (ч. 1 ст. 61) определяет, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это положение конкретизируется в ч. 1 ст. 13 УК РФ: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации, находящихся на территории РФ и обвиняемых в совершении преступления в других государствах, то, согласно ч. 2 ст. 63 Конституции, они могут быть выданы «на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации». Данное положение конкретизировано и в ч. 2 ст. 13 УК РФ.

Здесь, однако, нельзя не упомянуть ч. 1 ст. 63 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Поэтому «не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63)».

Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Политическое убежище предоставляется Указом Президента. Вместе с тем в соответствии с п. 5 указанного Положения политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за пределами России за действия (бездействие), признаваемое в РФ преступлением или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ имеется Глава 54 («Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора»), которая, в частности, регламентирует порядок запроса Российской Федерации о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. К основаниям запроса отнесены международный договор Российской Федерации с этим государством или письменное обязательство Генерального Прокурора Российской Федерации выдавать в буду

 

щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 460 УПК). Статья 462 УПК (ч. 2) предусматривает также выдачу иностранного гражданина «на основе принципа взаимности».

Нетрудно заметить, что Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, к сожалению, по-разному определяют возможные юридические основания выдачи преступников. По ч. 2 ст. 13 УК - это международный договор, а ч. 2 ст. 462 УПК указывает и «принцип взаимности».

УПК детально регламентирует порядок исполнения запроса о выдаче лица, находящегося на территории России, вопросы трансферной перевозки лиц, выданных третьими государствами. Статья 464 определяет основания в отказе в выдаче (обязательные и факультативные). Возможны отсрочка в выдаче и выдача лица на время (ст. 465). Отдельно закреплены процедура передачи выдаваемого лица, а также передача предметов, являющихся орудием преступления, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем.

 

[1] Из этого следует, что именовать рассматриваемый институт именно как «выдача преступников» не всегда корректно. Это справедливо лишь при выдаче осужденного для исполнения приговора. В иных ситуациях лицо в процессуальном статусе подозреваемого или обвиняемого с точки зрения презумпции невиновности не может именоваться «преступником».

[2] Однако общепринятого понятия «политического» преступления нет, и каждое государство решает этот вопрос самостоятельно, в том числе - в контексте отношений с запрашивающим государством. Пример - Великобритания, отказавшая России в экстрадировании беглого олигарха Б. Березовского, обвиняемого в России в многомиллиардном хищении.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.07.2017)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%