Уголовно-исполнительная система как совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - важный элемент системы уголовной юстиции или системы уголовного правосудия (понимаемой в широком смысле слова). Международно-правовые основы исполнения наказания составляют часть международно-правовых основ борьбы с преступностью или «международного права борьбы с преступностью». В рамках этой правовой общности можно говорить о становлении международного уголовно-исполнительного права, имеющего свою специфику.
Прежде всего - в том, что предмет международного уголовноисполнительного права не совпадает с предметом международного уголовного права. Предмет последнего - отношения в области международного сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Хотя ряд вопросов международного сотрудничества входит в предмет международного уголовно-исполнительного права, не они являются для него определяющими. Главными в международном уголовно-исполнительном праве являются вопросы обеспечения минимальных международно признанных стандартов обращения с осужденными в системе уголовной юстиции независимо от того, осуждены ли они за международные или какие-либо иные преступления.
Нормы международного уголовного права реализуются в России только путем трансформации в национальное законодательство. Это обстоятельство, отраженное, в частности, в ст. 1 УК РФ, закономерно вытекает из приоритета национального суверенитета в определении круга преступного и наказуемого. Несколько иная ситуация в международном уголовно-исполнительном праве. Из анализа ст. 3 УИК РФ следует, что в области исполнения наказаний возможно непосредственное применение норм международного уголовно-исполнительного права наряду с нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ. Во всяком случае, это относится к положениям ратифицированных международных договоров. Таким образом, если нормы международного уголовного права - это нормы «для законодателя», то нормы международного уголовно-исполнительного права - нормы одновременно и «для законодателя», и «для практики».
Начало формированию современного международного уголовноисполнительного права положило принятие в 1955 г. I Конгрессом ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Ныне спектр источников международного уголовно-исполнительного права весьма широк как по их видам и юридической значимости, так и по содержанию регулируемых ими отношений. Последние давно уже вышли за рамки лишения свободы и за пределы уголовного наказания в собственном (узком) смысле слова.
Для международного уголовного права определяющими являются категории международных преступлений или преступлений международного характера, что не присуще международному уголовноисполнительному праву, основанному на гуманистической концепции обращения с осужденными, независимо от того, за какое преступление они осуждены.
Превалирующий в международном уголовном праве метод международного уголовно-правового запрета не используется в международном уголовно-исполнительном праве, для которого свойственны императивные и диспозитивные начала, исходящие из различий стран в экономическом, социальном, национальном и ином отношении.
Наконец, особые принципы, свойственные международному уголовному праву, не присущи международному уголовно-исполнительному праву (например, принцип запрещения агрессивной войны, принцип неотвратимости уголовного наказания за международные преступления, принцип неприменения сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества и т.д.). В международном уголовно-исполнительном праве, на наш взгляд, действуют такие принципы, как принцип правосубъектности всякого осужденного, принцип недопустимости пыток и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, принцип ресоциализации, принцип минимизации отрицательных последствий лишения свободы и т.п.
Главное место среди международно-правовых основ деятельности уголовно-исполнительной системы занимают международные стандарты обращения с осужденными. Это принятые на международном уровне принципы, правила и рекомендации, касающиеся исполнения уголовных наказаний, обращения с осужденными, персонала уголовноисполнительной системы и контроля за уголовно-исполнительной деятельностью.
Международные стандарты обращения с осужденными следует отличать от норм и правил, которые принимается внутри каждого государства. Международные стандарты - это положения, принимаемые на международном уровне (договоры, конвенции, декларации и т.п.).
Значение международных стандартов состоит в обобщении мирового опыта обращения с осужденными, в информации о достигнутых результатах, в стимулировании путем рекомендаций и предписаний относительно общепринятых или желаемых способов организации исполнения уголовных наказаний, в использовании их при оценке «цивилизованности» системы исполнения наказаний каждой страны.
При квалификации рассматриваемых международных стандартов сохраняют значение общие критерии классификации международноправовых основ борьбы с преступностью (общемировые и региональные; обязательные и рекомендательные; общие и специальные). Вместе с тем группа специальных стандартов может быть дифференцирована на международные стандарты, относящиеся:
к разным видам уголовных наказаний (связанные и не связанные с лишением свободы);
к отдельным категориям осужденных (взрослые и несовершеннолетние, женщины, иностранцы, инвалиды и т. д.);
к различным категориям персонала уголовно-исполнительной системы (руководители пенитенциарных учреждений; медицинские работники и другие).
Беря за основу первую классификацию, обратимся вначале к международным стандартам деятельности пенитенциарных учреждений (исполняющих наказания в виде лишения свободы). Они отражены в большом количестве международных актов различного масштаба действия и разной степени обязательности, принятых в разное время, начиная с конца XIX века. Международные стандарты обращения с заключенными были исторически первыми среди всего многообразия соответствующих документов, и главная причина их появления и развития - необходимость обеспечения международно признанного минимально необходимого уровня исполнения наказания в условиях изоляции на основе соблюдения общепризнанных прав человека.
В настоящее время наиболее известными и обширными в этой области являются несколько документов:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.;
- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г.;
- Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г. (усовершенствованный вариант Правил 1955 г., известный как Правила «Манделы»);
- Европейские пенитенциарные (тюремные) правила 2006 г.
Все упомянутые документы в целом имеют рекомендательный характер, что отмечается и в самом их содержании. В то же время из анализа этих и иных международных актов можно судить о наличии в них группы норм-принципов, которые в силу дублирования в документах иной юридической природы фактически являются обязательными, поскольку отражают минимально необходимый уровень обращения с человеком, находящимся в заключении. Таких важнейших принципов несколько, и они должны неукоснительно соблюдаться во всех странах, независимо от их экономических, политических, географических, климатических условий, от их национальных, культурных и религиозных традиций:
- всякое заключение должно быть нормативно обоснованным до заключения;
- решение о заключении должно приниматься компетентным органом или должностным лицом в нормативно-установленной процедуре и с возможностью обжалования;
- всякое решение о заключении должно выноситься индивидуально, не допускается «коллективных» или «суммарных» заключений;
- заключенный не должен терять своего подлинного имени;
- индивидуально значимые этапы и события при отбывании лишения свободы должны находить отражение в документах;
- недопустимо заключение на неопределенный срок без всяких, пусть даже сугубо теоретических возможностей освобождения;
- условия заключения, в том числе права и обязанности, должны быть исполнимыми и понятными каждому заключенному;
- режим заключения не должен превращать его в пытку и унижать человеческое достоинство;
- все места заключения должны быть подконтрольны не только ведомству, но и вневедомственным структурам и обществу;
- лишение свободы как наказание должно преследовать цель возвращения человека в общество и предупреждения повторных (рецидивных) преступлений;
- труд осужденных является важным средством в подготовке осужденных к жизни на свободе и не считается принудительным.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 г. на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, впоследствии (в 1979 г.) были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН. Ныне они являются одним из наиболее авторитетных международных документов в сфере деятельности пенитенциарных учреждений. Данный документ состоит из двух взаимосвязанных частей - Общей («Общеприменимые правила») и Особенной («Правила, относящиеся к отдельным категориям заключенных»). Кроме того, в них содержится Раздел «Персонал заведений», посвященный сотрудникам пенитенциарных учреждений, их статусу, отбору, требованиям и персоналу, условиям его деятельности. Принципиально важно закрепленное в ст. 46 Минимальных правил положение: «Тюремная администрация должна неустанно прививать своим сотрудникам и общественности в целом убеждение в том, что она выполняет работу большого общественного значения».
В мае 2015 г. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию на 24 сессии в Вене приняла и рекомендовала для одобрения Генеральной Ассамблеи ООН усовершенствованный вариант рассматриваемого документа под наименованием «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы)». Дополнительное наименование было выбрано в знак уважения к наследию покойного президента ЮАР, Нельсона Манделы, который провел в тюрьме 27 лет, борясь с апартеидом в своей стране, а также за права человека, равенство, мир и демократию во всем мире.
Принятые в 2015 г. изменения и дополнения в новой версии Минимальных правил касаются таких тем, как:
- уважение человеческого достоинства и человеческой значимости заключенных;
- обеспечение охраны и здоровья;
- повышение гарантии при дисциплинарных мерах и мерах наказания;
- расследование всех случаев смерти в заключении, а также любых признаков пыток или бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания заключенных или утверждений о них;
- защита и особые потребности наиболее уязвимых групп, лишенных свободы;
- права заключенных на юридическое представительство;
- рассмотрение жалоб и деятельность независимых инспекций.
Новый вариант Минимальных правил не снижает действующих
стандартов, но учитывает последние научные достижения и успешный опыт работы в пенитенциарных учреждениях мира в целях лучшего обеспечения безопасности и гуманных условий для заключенных.
Европейские стандарты лишения свободы, столь же обширные, как и Минимальные правила ООН, содержатся в принятом Комитетом министров Совета Европы в январе 2006 г. документе, именуемом «Европейские пенитенциарные правила». Поскольку условия существования и черты европейских стран относительно более сходны, нежели между государствами разных континентов, Европейские правила в целом отличает большая конкретность по сравнению с Минимальными правилами ООН. Гораздо больше внимания уделяется в них управленческим аспектам деятельности мест лишения свободы, их персоналу.
Нужно, однако, учесть, что как Минимальные правила ООН, так и Европейские правила в большой части ориентированы на тюремное заключение, которое в России занимает незначительное место. В то же время общегуманистическая направленность этих документов заслуживает внимания независимо от организационных принципов построения мест лишения свободы. Именно поэтому каждому государству рекомендовано ознакомить с их основными положениями персонал учреждений, исполняющих наказания.
Другая большая группа международных стандартов относится к наказаниям и иным мерам, не связанным с лишением свободы. Иначе они еще именуются «альтернативными мерами (санкциями)».
Международные акты об альтернативных санкциях появились более чем столетие спустя после появления стандартов обращения с заключенными, в 90-х годах прошлого века. Очевидно, что главная их задача во всяком случае не состояла в обеспечении прав человека и защите осужденных от пыток, жестокого и унижающего обращения и наказания. Они преследовали и преследуют иную цель: путем стимулирования развития альтернативных санкций сократить применение наказания в виде лишения свободы, которое во многих странах само по себе превратилось в сложную проблему.
Наиболее известным и обширным международным документом, касающимся альтернативных санкций, являются Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Проект этого акта был разработан с Дальневосточным институтом ООН по предупреждению преступности (г. Токио), поэтому нередко сокращенно он именуется «Токийскими правилами».
Токийские правила всесторонне обсуждались на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности в Гаване в августе 1990 г. По рекомендации Конгресса Генеральная Ассамблея ООН приняла этот документ Резолюцией 45/110 в декабре 1990 г. Правила являются сводом рекомендаций, разработанных с учетом сбалансированного подхода и практического опыта отдельных стран. В них подчеркивается, что тюремное заключение следует рассматривать как крайнюю меру. Поощряется применение альтернативных мер с должным учетом прав отдельных правонарушителей и жертв, а также интересов общества. Предусматривается широкий круг мер, не связанных с лишением свободы, применяемых на различных стадиях деятельности органов уголовной юстиции от возбуждения уголовного дела (в качестве меры пресечения) до стадии вынесения приговора и его исполнения. Причем это не только санкции в уголовно-правовом смысле, но и меры предупреждения, воспитания, возмещения.
Важное значение имеют положения Правил о порядке осуществления таких мер, об охране прав осужденных, о процедурах и корректировке их исполнения, о наборе персонала и участии широкой общественности, о разработке политики в области использования мер, альтернативных лишению свободы.
В европейском масштабе документом, решающем аналогичные задачи, являются принятые в 1992 г. Комитетом министров Совета Европы «Европейские правила по применению общественных санкций и мер взыскания»[1]. Европейские правила альтернативных санкций, стремясь избежать негативных последствий тюремного заключения, установили ряд стандартов, которые позволяют национальным законодательным и правоприменительным органам разработать и внедрить справедливый и эффективный механизм исполнения наказаний и мер, не связанных с изоляцией от общества.
В отличие от Токийских правил Правила Совета Европы не содержат конкретного перечня таких санкций, но дают их общее определение. Это «предусмотренные законом меры наказания и иные меры, которые оставляют правонарушителя в обществе, влекут некоторые ограничения его свободы, налагающие условия и(или) обязанности, и которые исполняются органами, определяемыми законом для этой цели».
Условия, содержание и последствия несоблюдения условий исполнения (отбывания) таких мер должны определяться в ясных и четких формулировках закона. Причем ни одна такая мера не может быть применена на неопределенный срок.
Законы не должны содержать правил об автоматическом применении тюремного заключения, если санкция окажется неэффективной. Назначение таких мер должно предполагать процедуры обжалования. Содержание и способ исполнения таких мер не могут ущемлять право на личную жизнь или уважение человеческого достоинства правонарушителя и его семьи или изматывать его.
Не должно быть чрезмерного риска причинения физического или психического вреда. Право на пособие не может быть ограничено при исполнении таких мер. Любые наказания и меры должны назначаться лишь в тех случаях, когда известно, что предполагаемые наказания и меры могут быть исполняемы и правонарушитель готов к сотрудничеству и подчинению им.
Большое внимание уделяется персоналу учреждений и органов, исполняющих эти меры. Их реализация должна предусматривать участие добровольцев (общественности). Но оно не должно подменять собой
деятельность профессиональных органов. Частные лица, привлекаемые к такой работе, должны иметь страховку и возмещение необходимых расходов. Должны быть предусмотрены гарантии конфиденциальности получаемой информации.
Если осужденный приговорен к общественным работам, они не должны быть бессмысленными, но социально полезными и значимыми. Такие работы не должны применяться с целью извлечения прибыли на любом предприятии. Условия труда должны отвечать общепризнанным.
В принципе, расходы по исполнению наказаний не должны возлагаться на правонарушителя. Решение об отмене альтернативных санкций не должны с необходимостью влечь решение о назначении тюремного заключения. Должна быть предусмотрена возможность досрочного прекращения меры, если нарушитель соблюдал наложенные условия и в них отпала необходимость.
Вместе с тем применение альтернативных мер в целом не должно вести к так называемому «растягиванию сетей», то есть к расширению влияния официальной юстиции там, где можно обходиться общественным воздействием.
Устанавливая принципы применения альтернативных санкций, Европейские правила 1992 г. особое внимание уделяют уважению основных прав осужденных, введя, помимо прочего, принцип сотрудничества и развития у виновного чувства ответственности перед общиной и потерпевшим (правило 30).
Исполнение альтернативных мер наказаний «должно базироваться на управлении индивидуальными программами и налаживании соответствующих рабочих отношений между правонарушителем, надзирающим лицом, организациями и частными лицами - представителями общины (правило 70)».
При этом следует поощрять проведение исследований по альтернативным санкциям и регулярно давать оценку их эффективности, вклад в сокращение лишения свободы и влияние на уровень преступности в обществе.
Наконец, при рассмотрении международных стандартов реализации альтернативных наказаний нельзя обойти вниманием такой относительно новый документ, как Европейские правила о пробации, принятые Комитетом министров Совета Европы 20 января 2015 г. Термин «пробация» в данном случае используется для определения процесса исполнения в обществе альтернативных наказаний и мер, назначенных правонарушителю. При этом, как отмечено в ч. 1 Правил («Определения»), под службой пробации понимается «любое ведомство, предусмотренное законом для осуществления вышеуказанных целей и задач».
Функции службы пробации (или аналогичного ей органа) может также включать досудебный социальный доклад, представляемый суду для принятия оптимального решения о мере наказания. Кроме того - постпенитенциарный контроль в отношении освобожденных из мест лишения свободы и оказание им социальной помощи, а также работу с потерпевшими, участие в так называемом «восстановительном правосудии» (медиацию) и профилактику преступности.
Независимо от того, находятся или нет служба пробации и тюремное ведомство в одной организации, они должны работать в тесном взаимодействии для того, чтобы способствовать успешной адаптации освобожденного преступника в обществе.
Залогом успеха службы пробации или иных аналогичных органов является тесное взаимодействие с другими ведомствами, местными властями, работодателями, средствами массовой информации, добровольными помощниками и общественностью.
[1] Термин «общественных» в данном случае точнее перевести как «общинных», поскольку в отличие от лишения свободы осужденный остается «в общине», то есть не изымается из привычного социума. В литературе этот документ еще кратко именуется как «Европейские правила альтернативных санкций».
|