В отличие от экстрадиции (выдачи преступников), имеющей многовековую историю, институт передачи осужденных в международном праве ведет отчет с конца прошлого века. Впервые этот вопрос был поставлен на Пятом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1975 г. В соответствии с принципом гуманизма новый институт был призван содействовать более эффективному исправлению осужденных, созданию правовых условий отбывания ими наказаний на родине.
Одними из первых государств, поставивших этот вопрос на практическую основу, стали СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Болгария, Куба, Монголия, КНДР, Венгрия и Румыния, заключившие 19 мая 1979 г. в Берлине Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. Как правопреемница СССР, Россия выполняет требования Берлинской конвенции.
В 1983 г. в Страсбурге была заключена Конвенция о передаче осужденных, которую подписали 37 государств.
В связи с распадом Союза ССР и образованием на его территории независимых государств в начале 90-х годов прошлого века, проблема передачи осужденных резко обострилась. В 1991 г. в местах лишения свободы на территории России отбывали наказание около 11 тыс. осужденных - постоянных жителей бывших союзных республик СССР, а около 2 тыс. граждан Российской Федерации отбывали наказание за ее пределами. На первом этапе (1991-1992 гг.) взаимная передача осужденных к лишению свободы осуществлялась на основе договоренностей между МВД РФ и министерствами внутренних дел бывших союзных республик.
К концу 1992 г. проблема передачи осужденных практически была решена. В исправительные учреждения России было принято свыше 1600 осужденных, а в страны СНГ и Балтии направлены практически все осужденные - граждане и постоянные жители этих стран. В связи с межнациональными конфликтами на постсоветском пространстве не все осужденные соглашались в дальнейшем отбывать наказание на территории Азербайджана, Армении, Молдовы и Таджикистана.
В 1993 г. Россией был ратифицирован Договор 1990 г. между СССР и Финляндией о взаимной передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы[1]. Впоследствии Российская Федерация заключила целый ряд межгосударственных договоров в этом направлении: с Латвией (1993 г.), Азербайджаном (1994 г.), Туркменистаном (1995 г.), Грузией (1996 г.), Кипром (1992 г.), Испанией (1998 г.) и Китаем (2000 г.).
И 6 марта 1998 г. главами правительств России, Белоруссии, Армении, Молдовы, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана была подписана Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для отбывания наказания; 7 апреля 2005 г. Российская Федерация присоединилась к Страсбургской конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.
В целях упорядочения договорной практики между государствами в области передачи осужденных Седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985 г. принял Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев, признанное Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре того же года.
Типовое соглашение представляет собой модельный международноправовой акт, который рекомендуется в качестве основы для заключения соответствующих двусторонних договоров.
Признавая трудности, с которыми сталкиваются лица, содержащиеся в местах лишения свободы за рубежом, Типовое соглашение исходит из того, что цель возвращения преступников к нормальной жизни в обществе может быть в наибольшей степени достигнута, если заключенные- иностранцы получат возможность отбывать наказание в стране, гражданами или жителями которой они являются. Поэтому Типовое соглашение предусматривает помощь государствам-членам ООН в разработке процедур, упрощающих возвращение заключенных-иностранцев в их родные страны для отбывания срока заключения.
В соответствии с Типовым соглашением передача заключенных должна производиться на основе взаимного уважения национального суверенитета и юрисдикции. При условии, что преступление, за которое осужден виновный, наказуемо лишением свободы как передающего (государства вынесения приговора), так и принимающего государства (государства исполнения приговора). Запрос об этом может быть сделан как тем, так и другим государством по инициативе заключенного либо его близких родственников. Государство исполнения приговора должно убедиться в добровольном согласии осужденного.
К моменту направления запроса о передаче оставшийся срок заключения у осужденного не должен быть менее шести месяцев.
Осужденный, переданный для отбывания наказания, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности в государстве исполнения приговора за деяние, в связи с которым уже вынесен обвинительный приговор суда.
Возможны два варианта правовых последствий передачи осужденного, предусмотренные Типовым соглашением.
Первый - продолжение исполнения приговора. В этом случае принимающее государство обязано соблюдать вид и срок наказания, вынесенного виновному. Но его исполнение осуществляется на основе норм национального законодательства. Если же приговор по его характеру или сроку наказания несовместим с законодательством исполнения приговора, это государство может привести его в соответствии с собственным законодательством за аналогичные правонарушения.
Второй вариант - это преобразование приговора с заменой ранее наложенного наказания санкцией, предусмотренной законодательством принимающего государства. При этом наказание в виде лишения свободы не может быть заменено имущественным наказанием.
Поскольку для принимающего государства (государства исполнения приговора) установленные в приговоре факты имеют обязательную силу, то есть обладают преюдицией, власти этого государства не вправе подвергать их ревизии. Таким образом, пересматривать приговор по существу может только государство, где он вынесен.
Срок наказания, которое лицо уже отбыло в любом из государств, полностью вычитается из окончательного срока.
В Типовом соглашении подчеркивается, что «передача заключенного ни в коем случае не должна приводить к ухудшению его положения».
Все расходы по передаче и транспортировке заключенного по общему правилу несет государство исполнения приговора.
Помилование и амнистию вправе объявить как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора.
Процессуальные вопросы передачи осужденного из России для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, отражены в Главе 55 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Основанием передачи является решение суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления или обращений лиц и органов, указанных в ст. 469 УПК, в том числе - самого осужденного либо его представителей.
Статья 471 УПК содержит основания отказа в передаче осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является. В такой передаче может быть отказано, если:
ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признано преступлением по законодательству государства, гражданином которого оно является;
наказание не может быть исполнено в иностранном государстве по причине:
а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
б) непризнания приговора суда РФ в иностранном государстве либо признания без определения порядка и условий его отбывания на территории этого государства;
в) несопоставимы условия и порядок отбывания осужденного лишения свободы в России с порядком и условиями, определенными судом или иным компетентным органом иностранного государства;
от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;
не достигнуто согласие о передаче осужденного, предусмотренным международным договором;
осужденный имеет в России постоянное место жительства.
Кроме того, ст. 472 УПК определяет порядок разрешения вопросов,
связанных с исполнением приговора суда иностранного государства в отношении гражданина РФ, передаваемого для отбывания наказания в Россию. При этом учитываются ситуации, когда сроки и виды наказания в Российской Федерации могут не совпадать с видами и сроками наказаний, назначенных за аналогичные преступления иностранными судами. Если по УК РФ за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный приговором иностранного государства, то суд определяет максимальный срок по соответствующей статье Уголовного кодекса России. Если же по УК РФ за данное преступление лишение свободы вообще не предусмотрено, то суд определяет наказание по УК РФ.
В случае изменения или отмены приговора, вынесенного в иностранном государстве, а также при амнистии и помиловании в этом государстве исполнение пересмотренного приговора, а также актов об амнистии и помиловании осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Процедура передачи осужденных начинается с письменного обращения осужденного (к администрации учреждения, в Генеральную прокуратуру, консульские учреждения и другие уполномоченные органы). Вопросы приема и передачи конкретных осужденных рассматриваются судами принимающей и передающей стороны. Непосредственная передача осужденных производится Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России в согласованных пунктах на территории России либо на территории других государств.
К институту передачи осужденных для отбывания наказания примыкает институт передачи надзора за осужденным условно[2]. Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными лицами, принятая в Страсбурге в 1964 г., устанавливает взаимные обязательства государств осуществлять наблюдение (надзор) за лицом, осужденным в другом государстве условно или условнодосрочно освобожденным. Основанием такого наблюдения служит предписание государства, вынесшего приговор.
Вместе с тем в надзоре или исполнении судебного решения может быть отказано, в частности, при истечении срока давности, либо если преступление, за который вынесен приговор, рассматривается государством проживания как политическое или военное.
Расширению практики этой формы межгосударственного сотрудничества должен способствовать Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены. Он был принят ГА ООН в ее Резолюции 45/119 от 14 декабря 1990 г. по рекомендации VIII Конгресса по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Цель Типового договора состоит в том, чтобы путем передачи надзора и использования мер, не связанных с тюремным заключением, обеспечить основу для того, чтобы преступники, которые были условно осуждены или условно освобождены, могли вернуться в свою страну или переехать в другую страну.
Передача надзора за правонарушителями-иностранцами, которые были условно осуждены или условно освобождены, может способствовать более широкому использованию альтернатив лишению свободы. Кроме того, осуществление надзора за преступником на его родине способствует более скорому эффективному возвращению осужденного к нормальной жизни в обществе.
Положения Договора должны применяться, если, согласно решению суда, какое-либо лицо было признано виновным в совершении преступления и:
а) для него был установлен испытательный срок без объявления приговора;
в) ему был вынесен условный приговор, предусматривающий лишение свободы;
с) ему был вынесен приговор, исполнение которого изменено (освобождение под честное слово) или условно приостановлено, полностью или частично, в момент вынесения приговора либо впоследствии.
Государство, выносящее приговор, может просить другое государство (исполняющее приговор) взять на себя ответственность за соблюдение условий (передача надзора). Просьба передается в письменной форме по установленным каналам связи, сопровождается оригиналом или заверенной копией судебного решения.
Если есть основания для отказа (аналогично основаниям отказа в помощи в уголовном судопроизводстве), то надзор осуществляется по законам государства, исполняющего приговор. Условия могут быть приведены в соответствие с законами исполняющего государства, если они с точки зрения их характера или продолжительности не являются более строгими, чем в государстве, вынесшим приговор.
Пересмотр дела возможен только в государстве, вынесшим приговор, а амнистия и помилование - в обоих государствах. Расходы по исполнению несет государство, исполняющее приговор, если стороны не договорились об ином.
[1] Ввиду распада СССР союзным парламентом этот договор ранее ратифицирован не был.
[2] В данном случае речь не идет о том, что осужденный «передается» на территорию другого государства под конвоем. Здесь речь идет о свободном передвижении лица, осужденного условно в одном государстве, на территорию страны его постоянного проживания.
|