Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в ее Резолюции 40/34 от 29 ноября 1985 г. по рекомендации Седьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
В Декларации рекомендуются меры, которые должны быть приняты на национальном и международном уровнях для улучшения доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, возмещению ущерба и социальной помощи. В ней изложены основные направления предупреждения и виктимизации и правовой защиты жертв преступлений и злоупотребления властью.
Под термином «жертвы» в Декларации понимаются «лица, которым индивидуально или коллективно был причинён вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью».
Предусмотренный Декларацией статус «жертвы» не зависит от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден преступник, а также независимо от родственных отношений между ним и жертвой. В соответствующих случаях этот термин включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен вред при попытке оказать помощь жертвам.
Жертвы должны обладать беспрепятственным доступом к правосудию и правом на скорейшую компенсацию нанесенного им ущерба в
соответствии с национальным законодательством. Их необходимо информировать об их правах, о ходе и результатах судебного разбирательства. Следует обеспечить им возможность изложения их мнений и положений на всех этапах уголовного преследования преступника и судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы.
Декларация призывает государства-члены ООН принимать меры по охране личной жизни жертв и обеспечения их личной безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их представителей от запугивания и мести.
Согласно п. 1 Декларации, в тех случаях, когда это необходимо, «следует использовать неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем, чтобы содействовать применению и предоставлению возмещения жертвам».
Правонарушители или третьи лица, ответственные за их поведение, должны предоставлять жертвам, их семьям или иждивенцам справедливую реституцию. Интересным в этой связи является п. 9 Декларации о том, что «правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям». Примером такого решения служит, в частности, Уголовный кодекс ФРГ, предусматривающий среди уголовно-правовых санкций «заглаживание причиненного вреда» («Wiedergutmachung»). Существовала аналогичная мера в числе наказаний и в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. («Возложение обязанности загладить причиненный вред»). Ныне наш законодатель идет иным путем, относя возмещение вреда жертвам преступлений к предмету искового производства (в том числе посредством заявления иска при рассмотрении судом уголовного дела - ч. 1 ст. 44 УПК РФ).
Если средств правонарушителя для компенсации жертве (жертвам) недостаточно, средства для финансовой компенсации в самых тяжелых случаях должны предоставлять государство либо специально создаваемые в этих целях фонды.
Кроме того, необходимо принимать целенаправленные меры для предупреждения повышенной виктимизации (уязвимости) отдельных групп населения (дети, инвалиды, пожилые люди и т. д.).
Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей специальной резолюции «Защита прав человека жертв преступлений и злоупотребления властью» рекомендовал всем государствам разработать программы подготовки, нацеленные на определение прав жертв преступления и злоупотребления властью и распространение информации о них. Эти программы следует включать в учебный процесс юридических факультетов, криминологических институтов, центров подготовки сотрудников правоохранительных органов и учебных заведений, готовящих судебных работников.
|