Среда, 27.11.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Компетенция (юрисдикция) и применимое право Международного уголовного суда

Статья 5 Римского статута именуется «Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда». В ней отмечается, что эта юрисдикция «ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества». Это преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии. Между тем в Римском статуте обнаруживается еще одна группа преступлений, не столь тяжких по их общественной опасности. Это «Преступления против отправления правосудия (ст. 70)» на которые тоже распространяется юрисдикция Международного уголовного суда. Таким образом, в сфере компетенции Международного уголовного суда находятся две группы преступлений, условно именуемые как «основные» и «факультативные».

«Основные» - это указанные в ч. 2 Римского статута деяния, ради которых, в сущности, сформирован Международный уголовный суд. Отдельные из них (или несколько) всегда являются предметом рассмотрения этого органа международного правосудия. Что касается преступлений второй группы, то они в практике суда могут и не встречаться. Их закрепление в Римском статуте направлено на обеспечение нормальной деятельности Международного уголовного суда.

Подробная характеристика каждого из принадлежащих к «основной» группе преступлений дана в Главе 4. Поэтому далее сделаем лишь несколько уточнений. Согласно п. «h» ч. 2 ст. 7 Римского статута, преступление апартеида признается видом преступлений против человечности, а не самостоятельным уголовно наказуемым международным преступлением, как это определено в Конвенции 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него.

Наиболее детально в Римском статуте определены различные виды военных преступлений. Статья 8 Статута включает в себя практически все серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., возможные при вооруженных конфликтах международного или внутреннего характера.

Определенную эволюцию с момента принятия Римского статута претерпело преступление агрессии. Хотя в ст. 5 оно уже в 1998 г. было упомянуто как входящее в юрисдикцию МУС, его понятие дано не было. В ч. 2 упомянутой статьи содержалась отсылка к будущему его определению, соответствующему Уставу ООН.

Лишь в 2010 г. Первая конференция по обзору согласно Статуту, состоявшаяся в столице Уганды Кампале, внесла ряд поправок и дополнений к Римскому статуту. Главные из них касались именно преступления агрессии в пределах юрисдикции Международного уголовного суда в отношении этого преступления. Часть 2 ст. 5 Римского статута была отмечена, а в его тексте появилась ст. 8-бис «Преступление агрессии». Особенностью этой нормы стало ограничение ее действия специальным субъектом. В соответствии со ст. 8-бис «преступление агрессии» означает планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии...» (выделено мной. - В.У.). В свою очередь, «акт агрессии» определен как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН. Указаны и возможные конкретные виды актов агрессии.

В то же время в ст. 15-бис содержатся официальные правила осуществления юрисдикции в отношении преступления агрессии. В частности, установлено, что МУС может осуществлять свою юрисдикцию применительно к актам агрессии, совершенным государством-участ- ником, если только это государство ранее не заявило о непризнании такой юрисдикции. В отношении государства, не являющегося участником Римского статута, МУС не будет осуществлять свою юрисдикцию по преступлению агрессии, совершенному гражданином этого государства или на его территории.

Если Прокурор Суда приходит к выводу, что имеется разумное основание начать расследование в отношении преступления агрессии, он сначала выясняет, вынес ли Совет Безопасности ООН соответствующее определение в отношении того или иного государства.

«Факультативную» группу преступлений в сфере юрисдикции Международного уголовного суда образуют следующие предусмотренные ст. 73 Римского статута деяния, совершенные преднамеренно:

а) дача ложных показаний после принятия обязательства давать правдивые показания;

в) представление заведомо ложных или фальсифицированных доказательств;

c)    противоправное оказание воздействия на свидетеля, создание помех или препятствий присутствию свидетеля или даче им показаний; воздействие на свидетеля в качестве возмездия за дачу им показаний или уничтожение доказательств, их фальсификация или препятствие их сбору;

d)   создание препятствий, запугивание или противоправное воздействие на должностное лицо Суда с целью принудить или убедить должностное лицо не выполнять или выполнять ненадлежащим образом его обязанности;

e)    оказание воздействия на должностное лицо Суда в качестве возмездия за то, что это или иное должностное лицо выполняло свои обязанности;

f)    вымогательство или получение взятки в качестве должностного лица Суда в связи со своими официальными обязанностями.

Государство, которое становится участником Римского статута, признает тем самым юрисдикцию Суда в отношении деяний, указанных в ст. 5, если:

-   преступление было совершено на территории этого государства или на борту морского и воздушного судна, зарегистрированного в данном государстве;

-   в преступлении обвиняется гражданин этого государства (об оговорках относительно юрисдикции при агрессии см. выше).

Международный суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении предусмотренных ст. 5 Римского статута преступлений, если:

-            ситуация, при которой, возможно, были совершены одно или несколько преступлений, передается Прокурору государством-участ- ником;

-   ситуация, при которой, возможно, были совершенны одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору Советом Безопасности ООН, действующим на основе Главы VII Устава ООН;

-   Прокурор сам начал расследование в отношении такого преступления (ст. 13 Римского статута).

Как видно, ст. 13 Статута предусматривает чрезвычайный (экстраординарный) способ осуществления юрисдикции Международного уголовного суда, когда Совет Безопасности ООН передает дело Прокурору МУС. Участие того или иного государства в Римском статуте в данном случае не является обязательным условием международной юрисдикции.

Согласно ст. 21 Римского статута, Международный уголовный суд применяет:

-   сам Статут, закрепленные им и другими соответствующими актами (Приложениями) элементы преступлений и свои Правила процедуры и доказывания;

-   применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая право международных конфликтов;

-   общие принципы права, взятые Судом из национальных законов правовых систем мира, включая нормы национальных государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию применительно к данному преступлению (при условии их совместимости со Статутом и международно-признанными нормами и стандартами).

Применение норм может осуществляться с учетом предыдущих решений Международного уголовного суда.

Часть 3 Римского статута («Общие принципы уголовного права») содержит ряд ключевых положений, из которых исходит Международный уголовный суд при уголовном преследовании и отправлении правосудия.

Первый принцип «Nullum crimen sine lege» (ст. 22) - лицо не подлежит уголовной ответственности по Римскому статуту, если только соответствующее деяние в момент его совершения не образует преступления, подпадающиго под юрисдикцию Суда (ст.ст. 10, 6, 7, 8, 8-бис, 70).

Принцип «Nullum poena sine lege» (ст. 23) означает, что виновный может быть наказан только в рамках тех санкций, которые предусмотрены Римским статутом.

Неприменение обратной силы уголовного закона (ст. 24) означает, что лицо не подлежит уголовной ответственности до вступления Статута в силу. Если какое-либо государство становится участником Римского статута после его вступления в силу, МУС может осуществлять свою юрисдикцию лишь в отношении преступлений, совершенных после вступления Статута в силу для этого государства (ст. 11). Применительно к преступлению агрессии Суд может осуществлять юрисдикцию только в отношении агрессии, совершенной год спустя с момента ратификации или принятия поправок к Римскому статуту 2010 г. тридцатью государствами-участниками, но не ранее 1 января 2017 года.

В случае внесения изменений в закон, применяемый к обстоятельствам дела до вынесения окончательного решения Судом, применяется закон, более благоприятный для виновного.

Субъектом уголовной ответственности по Римскому статуту может быть физическое лицо, достигшее 18 лет на момент предполагаемого совершения преступления, совершившее его «намеренно и сознательно» (ст.ст. 25, 26, 30 Статута). Вместе с тем в необходимых случаях вводятся дополнительные признаки, фактически превращающие субъекты преступления в специальные (см. выше про определение преступления агрессии).

Лицо, которое отказывается от попытки совершить преступление или иным образом предотвращает завершение преступления, не подлежит наказанию за покушение, если оно добровольно и окончательно отказалось от преступной цели.

Закрепленный в ст. 25 Римского статута принцип индивидуальной уголовной ответственности физических лиц не влияет на ответственность государств по нормам международного права.

Статья 27 Статута не допускает ссылок на должностное положение для освобождения от уголовной ответственности или смягчения приговора. При этом командиры и начальники, осуществляющие эффективный контроль за подчиненными, подлежат уголовной ответственности за совершенные подчиненными преступления, когда:

-    они знали и должны были знать об этих преступлениях;

-   не приняли необходимых и разумных мер в рамках их полномочий для предупреждения, пресечения совершаемых преступлений либо для передачи данного вопроса в компетентные органы для уголовного преследования виновных.

Статья 33 Статута определяет, что приказ начальника, по общему правилу, не освобождает лицо от уголовной ответственности. Исключениями признаются случаи, когда это лицо было юридически обязано исполнить приказ, оно не знало, что приказ был незаконным и этот приказ не был явно незаконным. Причем в отношении преступления геноцида и преступлений против человечности все приказы признаются явно незаконными.

Основаниями освобождения от уголовной ответственности, согласно ст. 31. Статута, являются:

-   невменяемость лица вследствие психического заболевания или расстройства;

-   отсутствие осознания противоправности совершаемых действий и возможности руководить ими в силу интоксикации (алкогольной или наркотической), кроме случаев, когда лицо подвергло себя интоксикации, зная, что в таком состоянии может совершить преступление;

-   необходимая оборона и крайняя необходимость при принятии защитных мер, соразмерных степени опасности.

В ходе судебного разбирательства МУС может применить иные основания освобождения от уголовной ответственности, если они вытекают из «применимого» права. При этом ошибка в факте является основанием освобождения, только если она исключает необходимую субъективную сторону преступления (ст. 32 Римского статута). Ошибка в праве, по общему правилу, не является основанием освобождения от уголовной ответственности, кроме случаев, когда она исключает необходимую субъективную сторону преступления.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%