Среда, 27.11.2024, 13:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 240
Гостей: 240
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

История создания и структура Международной организации уголовной полиции - Интерпола

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) - старейшая правительственная международная правоохранительная организация. Вопрос о более тесном международном взаимодействии полицейских органов различных стран остро встал на рубеже XIX - XX веков. О важности организации такого сотрудничества впервые было заявлено на учредительном заседании Международного союза уголовного права в 1899 г.

В 1914 г. в Монако состоялся I Международный конгресс уголовной полиции, в котором приняли участие юристы и полицейские руководители 14 стран, в том числе Министерства внутренних дел Российской империи. На Конгрессе обсуждались проблемы координации действий полиции разных стран, вопросы об учреждении отдела по учету международной криминальной информации и унификации порядка выдачи преступников. Реализацию запланированных мер прервала Первая мировая война.

С ее окончанием социально-экономические условия в большинстве государств серьезно ухудшились, что привело к резкому росту преступности, к появлению ее новых транснациональных форм. В 1923 г. в Вене состоялся II Международный конгресс уголовной полиции с участием руководителей полицейских служб ряда стран. В качестве постоянно действующего органа взаимодействия была учреждена Международная комиссия уголовной полиции. На нее поначалу в основном возлагались функции подготовки и организации очередных конгрессов уголовной полиции. Однако после 1930 г. международные полицейские конгрессы уже не созывались, а Комиссия продолжала действовать, расширяя свои функции по координации сотрудничества правоохранительных органов.

До Второй мировой войны штаб-квартира Международной комиссии уголовной полиции находилась в Вене. Присоединение в 1938 г. Австрии к фашистской Германии привело к тому, что нацисты стали во главе Международной комиссии, активно используя ее возможности (картотеки, учеты и др.) в борьбе с политическими противниками. В итоге организация фактически прекратила существование, хотя юридически не была распущена.

Кризисные социально-экономические и социально-политические условия послевоенной Европы, сопровождающиеся новым всплеском преступности, привели к необходимости организовать международное полицейское сотрудничество на качественно новом уровне. В 1946 г. в Брюсселе на сессии Международной комиссии уголовной полиции было решено возродить ее деятельность в новом формате. В 1956 г. в Париже 25 сессия Международной комиссии уголовной полиции приняла Устав, в котором Комиссия была преобразована и переименована в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол (The International Criminal Police Organization - INTERPOL). В 1966 г. Интерпол признан Организацией Объединенных Наций международной, а в 1971 г. - межправительственной организацией. С 1996 г. принимает участие в качестве наблюдателя в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

Поначалу штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже, а сама организация использовала организационные, технические и информационные ресурсы МВД Франции. В 1989 г. головные структуры Интерпола переведены во французский город Лион. В 2014 г. развернут филиал штаб-квартиры - Глобальный комплекс Интерпола (INTERPOL Clobal Complex) в Сингапуре.

В настоящее время Интерпол является одной из наиболее многочисленных авторитетных международных правительственных организаций. Международная организация уголовной полиции насчитывает 190 членов (государств-участников), уступая по этому показателю лишь ООН и Международному олимпийскому комитету (МОК).

Наиболее активно количество государств-членов Интерпола возрастало в 60-е годы (появление новых независимых стран в Африке) и в конце 80 - начале 90-х годов прошлого века. Последнее было связано со вступлением в Интерпол стран Восточной Европы и Азии. Однако этот процесс протекал неравномерно. Так, Югославия была членом Международной комиссии уголовной полиции с 1923 г., не выходила из ее состава и подтвердила свое участие после войны. С 1973 г. членом Интерпола является Румыния, с 1982 г. - Венгрия, с 1984 г. - Китай. Постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол» было принято в апреле 1990 г. И 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. Российская Федерация является членом Интерпола как государствоправопреемник СССР. С 1991 г. членами Интерпола становятся Вьетнам и Монголия. В 1990-1993 гг. членами Интерпола помимо России стали все государства бывшего СССР. Ныне из бывших стран «социалистического лагеря» в Интерполе не представлена только КНДР.

Структура Интерпола определяется его Уставом и Регламентом, принятыми в 1956 г., в редакции 1986 г. с изменениями и дополнениями от 1997 и 2008 гг. Она соответствует типовой структуре международных организаций, действующих под эгидой ООН.

Согласно Уставу, Международная организация уголовной полиции (Интерпол) включает:

-    Генеральную Ассамблею;

-    Исполнительный комитет;

-    Генеральный секретариат;

-    Национальное центральное бюро;

-    Советников;

-    Комиссию по контролю за архивами.

Высший орган Интерпола - Генеральная Ассамблея - состоит из делегатов, назначаемых членами организации. Хотя численный состав делегаций на сессиях не ограничен и определяется самими государствами, делегация каждой страны имеет только одного официально назначенного руководителя и при голосовании имеет только один голос.

Сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола проводятся не реже одного раза в год на территории страны-члена, определенного на предыдущей сессии. Не позднее чем за четыре месяца до сессии странам- участницам направляются официальные приглашения от принимающего государства и Генерального секретаря.

При необходимости по инициативе Исполнительного комитета или большинства членов Интерпола в его штаб-квартире проводятся внеочередные сессии.

Перед проведением сессии Исполнительный комитет готовит проект ее повестки дня, утверждаемый Генеральной Ассамблеей. До ее начала принимаются меры к обеспечению иммунитетов лиц, участвующих в сессии на территории страны ее проведения.

Для углубленной подготовки к рассмотрению на сессии отдельных вопросов повестки дня Генеральная Ассамблея вправе учреждать комитеты. Обычно это такие, как:

-    Комитет встречи глав Национальных центральных бюро;

-    Комитеты континентальных встреч;

-    Финансовый комитет;

-    Комитет по наркотикам;

-    Комитет по преступлениям в сфере экономики и финансов;

-    Комитет по компьютеризации и телекоммуникациям.

На сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола как наблюдатели могут присутствовать представители международных правительственных и неправительственных организаций, а также сотрудники полицейских и иных правоохранительных структур стран, не являющихся членами Интерпола.

Компетенция Генеральной Ассамблеи определена ст. 8 Устава Интерпола. Она включает в себя принятие решений по важнейшим вопросам (общая политика, общий план работы, избрание высших должностных лиц и формирование рабочих органов, финансовая политика). Процедуры деятельности Ассамблеи регламентируются Уставом, Регламентом, а также принятыми в 1996 г. специальными Правилами процедуры.

Заседаниями Генеральной Ассамблеи руководит избираемый Президент. Секретариат сессии ведет протокол. Решения принимаются простым большинством голосов, кроме случаев, когда по Уставу необходимо квалифицированное большинство в две трети.

Резолюции Ассамблеи делятся на две группы:

-   резолюции по вопросам функционирования организации, не затрагивающие суверенитета государств-членов;

-   резолюции по отдельным аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которые носят рекомендательный характер.

Исполнительный комитет - это периодически созываемый исполнительный орган Международной организации уголовной полиции. Он состоит из 13 членов (Президента, трех вице-президентов и девяти делегатов), избираемых, исходя из принципа справедливого географического представительства. В соответствии с ним в состав Исполкома должны обязательно входить жители всех континентов. Кроме того, Президент и вице-президенты должны представлять различные континенты.

В ноябре 2016 г. на 85 Генеральной Ассамблее Интерпола Президентом Интерпола избран заместитель министра общественной безопасности КНР Мэн Хунвэй. Начальник российского Национального центрального бюро Интерпола генерал-майор полиции. А. Прокопчук впервые избран одним из вице-президентов Интерпола в качестве представителя от Европы.

Президент избирается на четыре года квалифицированным большинством голосов в две трети. Если в первом туре голосования такое большинство не набирается, во втором туре для избрания достаточно простого большинства. Вице-президенты избираются на три года простым большинством голосов.

Президент Организации председательствует на сессии Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение решений, принимает решение о персонале, предлагает кандидатов на должность Генерального секретаря и контролирует его деятельность.

Не менее одного раза в год Президент организации созывает заседания Исполнительного комитета. Последний контролирует выполнение решений Генеральной Ассамблеи, готовит повестку дня ее сессий, контролирует работу Генерального секретариата Интерпола.

Генеральный секретариат - совокупность постоянно действующих служб Интерпола. Он возглавляется Генеральным секретарем. В соответствии со ст. 26 Устава на Генеральный секретариат возложены следующие функции:

а) проведение в жизнь решений Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета;

в) деятельность в качестве международного центра по борьбе с преступностью;

c)   деятельность в качестве специализированного и информационного центра;

d)     постоянное руководство деятельностью Организации;

e)    поддержание контактов с национальными и международными полицейскими и иными правоохранительными органами;

f)      создание необходимых материалов;

g)   выполнение обязанностей рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи, Исполкома или любого другого органа Организации;

h)   разработка плана работы на следующий год для утверждения Исполкомом и Генеральной Ассамблеей.

Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря, подчиненных ему структурных подразделений, включающих административный и технический персонал.

Кандидатура Генерального секретаря предлагается Исполнительным комитетом из числа лиц, обладающих высокой компетентностью в области деятельности полиции. Она утверждается Генеральной Ассамблеей Интерпола сроком на пять лет. Генеральный секретарь может быть переизбран и на последующие сроки, но должен сложить свои полномочия по достижении 65 лет.

При выполнении его обязанностей Генеральный секретарь представляет не свою страну, а Организацию. При этом он не должен ни запрашивать, ни принимать указаний от какого-либо правительства либо органа за рамками Организации. Каждый член Организации должен воздерживаться от оказания влияния на Генерального секретаря и персонал.

Для реализации полномочий в структуре Генерального секретариата действует ряд подразделений. Наиболее важными с точки зрения обеспечения оперативного сотрудничества полицейских служб мира являются Директорат информационных систем и технологий (Information Systems and Technology) и Командно-координационный центр (Command and Co-ordination Centre).

На первый возложено техническое обеспечение стандарта связи I-24/7 - глобальной системы связи и обмена информацией Интерпола, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю, позволяющей передавать текстовую, графическую и иную информацию.

Директорат обеспечивает Национальным центральным бюро стран- членов доступ к телекоммуникационной системе Интерпола и его базам данных. Система обеспечивает прямой доступ к базам данных о подозреваемых и разыскиваемых лицах, о похищенных и утраченных документах, транспортных средств, об отпечатках пальцев, ДНК-профилях и похищенных произведениях искусства и культурных ценностей.

Командно-координационный центр создан для оперативного реагирования на поступающую информацию. Он работает круглосуточно на официальных языках Интерпола (французском, английском, испанском) и выступает в качестве первой инстанции при обращениях любого государства-члена организации.

Центр работает круглосуточно. Офицеры полиции, откомандированные своими странами в Генеральный секретариат, выступают в качестве руководителей групп. На центр возложены три основные функции:

-   определение степени приоритетности и сложности каждого обращения в Генеральный секретариат и ответ на него в режиме реального времени;

-   координация обмена данными о важных полицейских операциях, в которые вовлечено несколько стран;

-   принятие на себя управления кризисными ситуациями во время наиболее серьезных кризисных ситуаций (например, масштабных террористических актах) и координация специализированной помощи.

Национальные центральные бюро (НЦБ) Интерпола создаются на основании ст. 32 Устава Международной организации уголовной полиции в соответствии с внутригосударственным законодательством каждой страны. Как правило, они формируются в структуре полицейских служб или МВД, но это не исключает функционирования НЦБ под эгидой иных правоохранительных органов (прокуратуры, министерств юстиции и др.).

Национальные иностранные бюро осуществляют взаимодействие с различными учреждениями страны; с теми органами других стран, которые выступают в качестве НЦБ; с Генеральным секретариатом организации.

Каждое государство самостоятельно формирует национальные правовые основы и порядок деятельности НЦБ на своей территории. Общие требования к ним установлены Служебными стандартами Национальных центральных бюро Интерпола, утвержденными на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи (Канкун, Мексика, 2004 г.). Согласно этим Стандартам, Национальные центральные бюро независимо от их ведомственной принадлежности должны обеспечить постоянный круглосуточный обмен информацией между уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов своего государства и стран-членов Интерпола. Также обеспечивать оперативное исполнение запросов, поступающих по каналам Интерпола, не допускать несанкционированного доступа к информации Интерпола и его средствам и каналам связи.

Национальные центральные бюро обязаны соблюдать регламенты Интерпола, и в первую очередь - Правила исполнения информации в международном полицейском сотрудничестве, принятые Генеральной Ассамблеей в 2005 г. в Берлине и вступившие в силу 1 января 2006 г.

Содействие Интерполу в научных и иных специальных вопросах осуществляют советники, назначаемые на три года Исполнительным комитетом. Они выбираются из круга лиц, обладающих международной репутацией в какой-либо области, представляющей интерес для Организации.

Комиссия по контролю за архивами - независимый орган, следящий за тем, чтобы обработка персональных данных в структурах Интерпола соответствовала установленным правилам. Состав и порядок деятельности Комиссии определяются специальными правилами, установленными Генеральной Ассамблеей.

Рассмотренная организационная структура позволяет обеспечить Международной организации уголовной полиции руководящую роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Однако, преимущественно, не в «силовом» поле, а путем координационноинформационной поддержки правоохранительной деятельности. В этой связи неправильно представлять себе Интерпол как «наднациональную суперполицейскую структуру».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.07.2017)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%