Базисные принципы деятельности Международной организации уголовной полиции как международной правительственной организации - это основополагающие принципы международного права, такие, как уважение государственного суверенитета, соблюдение коренных прав человека, невмешательство во внутренние дела государств. Статья 3 Устава категорически запрещает Интерполу «осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера».
К специфическим принципам организации и деятельности Интерпола как международной правоохранительной организации относятся следующие:
Функциональный принцип означает, что присутствующее в официальном наименовании Интерпола словосочетание «организация уголовной полиции» рассматривается не с позиций ведомственной принадлежности соответствующих служб, а с точки зрения выполняемых ими функций. Статья 4 Устава гласит, что «любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейский орган, функции кото
рого соотносятся с деятельностью Организации, выступать в качестве члена Организации». Такой подход, помимо прочего, дает возможность координации в рамках Интерпола широкого круга правоохранительных структур, в чьи задачи входит розыск преступников, а также пропавших без вести и расследование преступлений.
Организационный принцип означает, что главным звеном оперативного взаимодействия стран-участников с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами других членов Интерпола являются Национальные центральные бюро.
Нормативный принцип требует, чтобы в каждой стране статус Национального центрального бюро и порядок его взаимодействия с правоохранительными органами определялся законом или иным нормативным правовым актом.
Принцип взаимности в сотрудничестве в рамках Интерпола означает взятие государствами-членами взаимных обязательств оказания помощи в деятельности, определенной Уставом Интерпола.
Принцип сотрудничества по делам об общеуголовных преступлениях вытекает из ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции. В этой связи государства-участники воздерживаются от оказания помощи по делам политического, военного и расового характера. В спорных ситуациях каждое государство, которому поступает запрос по линии Интерпола, самостоятельно решает вопрос об оказании помощи.
Специфические (информационно-координационные) средства, которыми располагает Интерпол, ведут к тому, что эта организация с конца прошлого века в основном сосредоточена на борьбе с транснациональными проявлениями общеуголовной преступности или с международной уголовной преступностью. О международном характере такой преступности далеко не всегда свидетельствует наличие в ней международных преступлений или преступлений международного характера (см. главы 4 и 5). Первостепенное значение имеют такие признаки, как гражданство преступника, динамизм его преступной деятельности, организованность и профессионализм преступников. В этой связи особо выделяются такие виды общественно опасных деяний, как:
- международная террористическая деятельность;
- организационная преступная деятельность;
- преступления в сфере экономики и «отмывание» преступных доходов;
- фальшивомонетничество;
- хищение автомототранспортных средств и культурных ценностей;
- незаконный оборот наркотических веществ, психотропных и сильнодействующих средств;
- незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и взрывчатых веществ;
- преступления в сфере высоких технологий;
- преступления, связанные с подделкой документов.
Сотрудничество российских правоохранительных органов с Интерполом и правоохранительными органами государств-членов осуществляется через Национальное центральное бюро. С 1 января 1991 г. оно стало действовать в структуре МВД СССР. Его правопреемником стало Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) МВД Российской Федерации. Правовую основу его деятельности образуют:
- Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпола)»;
- Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190;
- Типовое положение о территориальном подразделении (филиале) НЦБ Интерпола, утвержденное приказом МВД РФ от 3 июня 1997 г. № 333;
- Инструкция организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденного совместным приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/97.
Национальное центральное бюро Интерпола в России - это структурное подразделение МВД РФ, орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов России с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом.
Кроме того, в стране созданы его территориальные подразделения - филиалы, которые входят в состав министерств внутренних дел, главных управлений, управлений МВД РФ по субъектам Федерации на правах управлений, отделов, отделений. Они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами.
В 2009 г. в Российской Федерации при содействии Генерального секретариата Интерпола и Еврокомиссии был реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России». Это позволило обеспечить прямой удаленный доступ к базам данных Генерального секретариата через филиалы НЦБ Интерпола примерно в половине субъектов Федерации, в ряде департаментов МВД России, территориальным органам Генеральной прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета РФ, Национальному антитеррористическому комитету РФ.
|