Среда, 27.11.2024, 13:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 271
Гостей: 271
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Проблемы и перспективы развития основных направлений защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В Декларации прав человека закреплено, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Данный принцип обязывает государство создать эффективную систему защиты прав и свобод каждого гражданина в равной степени. Таким образом, обуславливается необходимость развития и усовершенствования правозащитной деятельности. Конституция Российской Федерации также ставит на первое место права и интересы личности и гарантирует их соблюдение.

Не следует отождествлять правозащитную и правоохранительную деятельность. Фундаментальным отличием является то, что правоохранительная деятельность, а равно и уполномоченные органы публичной власти, которые ее совершают, ставят перед собой задачу предотвращение правонарушений. Другими словами, правоохранительная деятельность - это особый вид правовой деятельности. Особенностью является тот факт, что государство уполномочивает эти органы на их правоохранительную деятельность; они применяют меры государственного воздействия, которые предусматриваются соответствующими законами и в установленном законом процессуальном порядке, - их исполнение является обязательным для соответствующих должностных лиц и всех граждан. Именно этим они отличаются от других организаций, которые занимаются правозащитной деятельностью, хотя она также оказывает положительное воздействие и может согласовываться с работой правоохранительных учреждений.

Если говорить о правозащитной деятельности как о юридически эффективном воздействии, осуществляемом только компетентными уполномоченными субъектами, то можно выделить следующие присущие ей признаки:

- нацеленность на восстановление прав, которые были нарушены;

- использование только правовых и законных средств для защиты

прав.

Таким образом, деятельность по защите прав - это комплексная работа определенных субъектов правозащитной структуры России.

Правозащитная деятельность может осуществляться посредством государственных органов или создания общественных объединений.

Деятельность и распространение влияния правозащитных движений и других организаций, которые занимаются защитой прав человека, может делиться по территориальному признаку.

В свою очередь, деятельность по защите прав также представляет собой систему, которая функционирует на двух уровнях1

- федеральный, то есть воздействие происходит на уровне всей страны;

- региональный, когда их действия касаются только определенного региона[1].

На сегодняшний день во всех регионах России учреждены и функционируют государственные институты, которые призваны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека. К ним относятся суды, правоохранительные органы, различные государственные учреждения по рассмотрению обращений граждан, региональные уполномоченные по правам человека, ребенка, комиссии по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Но как показывает практика, создание только специализированных государственных правозащитных органов не приносит желаемого результата и не влечет за собой повышения уровня защищенности граждан.

Поэтому в настоящее время необходимо уделять больше внимание вопросу предоставления защиты прав граждан общественными организациями.

В правовой системе Российской Федерации существует огромное количество узаконенных конституционных и международных, неконституционных институтов, направленных на защиту прав человека. Сейчас каждый человек может обратиться в Европейский суд, чтобы самостоятельно отстаивать свои права.

С целью защиты прав граждан все чаще создаются некоммерческие организации. Примерами могут служить известный екатеринбургский фонд «Г ород без наркотиков», общественное движение «Доброе дело», «Благотворительный фонд содействия семье, защиты материнства и детства «Наследие», правозащитный центр «Мемориал» и многие другие. В последнее время данное движение показывает значительный прогресс - меняется характер дел и растет процент случаев, когда защитить права граждан действительно удается.

Отметим, что для эффективной правозащитной деятельности необходимо сотрудничество государственных и негосударственных институтов.

Модернизация деятельности по защите прав человека и повышение ее эффективности предполагает принятие следующих мер32:

Во-первых, необходимо повышать уровень правовой сознательности граждан: люди должны знать свои права и активно их защищать.

Во-вторых, следует ликвидировать существующие «пробелы» в законодательстве, тем самым снизив вероятность нарушения прав человека до минимума.

В-третьих, нужно ограничить вмешательство государственных органов при осуществлении правозащитной деятельности. Они должны всячески содействовать деятельности негосударственных и некоммерческих правозащитных организаций, а не препятствовать, как происходит зачастую в современности. Количество правозащитных организаций не свидетельствует об уровне развития проблемы нарушения прав в государстве. Для сравнения - в США численность организаций, направленных на защиты интересов и прав различных групп населения, в два раза превышает их число в России, но при этом их правоприменительная практика находится в большем порядке.

При осуществлении правозащитной деятельности государственными органами основным методом должен быть институт медиации, развивающийся в последние годы в России. Медиация представляет собой способ урегулирования споров и ведение переговоров между заявителя и нарушителя прав с помощью третьей стороны - посредника, или медиатора. Медиатор разъясняет содержание норм о правах граждан, дает необходимые рекомендации о восстановлении прав и свобод человека. Таким образом, осуществляется правозащитная деятельность, основанная на методе убеждения.

Правозащитные организации осуществляют контроль, в том числе за деятельностью государственных органов. Если посмотреть на осуществление этого порядка в западных странах, то можно заметить, что там каждый прокурор или чиновник контролируется, а правозащитные организации сообщают общественности о допущенных нарушениях. В результате устанавливается правопорядок. Если в нашем государстве разовьется такое же сильное правозащитное движение, тогда и у нас система по защите прав граждан будет работать эффективнее, а число нарушений сократится. Можно заключить, что возможности и сила правозащитного движения напрямую зависит от свободы в государстве, и наоборот. Чтобы права граждан соблюдались, само общество должно контролировать власть на предмет соблюдения ею же предписанных законов.

Кроме общественного надзора и информационного обеспечения, есть и другие мероприятия, способствующие укреплению значения прав и свобод граждан. Можно отметить проведение круглых столов или конференций для обсуждения актуальных вопросов, постановки насущных проблем и поиск их решений, а также флешмобов - массовых акции, в рамках которых большие группы людей собираются в общественном месте и выполняют заранее установленные действия в поддержку чего-либо или против государственных мер.

Правозащитная деятельность оказывается неотъемлемым условием для формирования гражданского общества в России. Можно сделать вывод, что основу гражданского общества должны составлять неполитические общественные объединения, осуществляющие правовую защиту граждан.

На региональном уровне из-за сложной социальной и экономической обстановки правозащитная деятельность государственных органов оказывается стабилизирующим моментом. Следовательно, только совместные действия специализированных институтов государственной власти и общественных организаций может привести к эффективной правовой защите. Защита прав человека требует качественной нормативной правовой базы, однако ее создание должно подкрепляться разработкой механизмов для содействия граждан в процессе защиты их прав и свобод.

В последние годы в мировой практике появился дополнительный аппарат, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Им является институт Уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы Уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Этим обуславливается актуальность и целесообразность создания на территории Российской Федерации такой должности, как уполномоченный по правам ребенка. Это должно привести к образованию совершенно новой формы правовой защиты детей.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности Уполномоченных по правам ребенка.

 

[1] Урумова Т.О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Автореф. дис. канд. юрид. наук: Урумова Т.О. Москва, 2009. С. 16.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%