Юридические принципы деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, отражены в шестом разделе СК РФ, в ФЗ«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[1], в Порядке формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием[2], и других нормативно-правовых документах.
Прежде всего, правовой основой рассматриваемой деятельности является четкое определение понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей». В СК РФ данный термин не определен, но из п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания и заботы.
В законодательстве перечисляются наиболее распространенные ситуации, когда дети остаются без родительского попечения: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, включая отказ родителей забрать своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и иных подобных учреждений.
К сожалению, бывают ситуации, когда ребенок по вине или недосмотру родителей не ходит в школу, лишается медицинской помощи, остается без ухода и питания. Все перечисленные выше факты формируют особое фактическое и правовое состояние, которое можно описать как «ребенок, оставшийся без попечения родителей».
Указанный статус может быть приобретен также вследствие отнятия ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ) и помещения обозначенных лиц в места лишения свободы. Перечисление случаев, когда ребенок может остаться без родительского попечения, можно продолжать, поскольку жизненные обстоятельства весьма разнообразны.
Родители несут огромную ответственность за жизнь, воспитание, защиту прав и интересов ребенка, они обязаны заботиться о его здоровье, а также нравственном, психическом и физическом развитии (ст. 63, 64, 80 СК РФ). Неисполнение родителями своих обязанностей может привести к негативным последствиям, таким как заболевания ребенка, совершение ребенком правонарушений и др.
Ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, являются разными юридическими понятиями. В ст. 1 ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывается, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, но наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении или ограничении родительских прав единственного родителя, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
В законодательстве одновременно употребляются термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует пояснений. Гл. 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании раздела шестого Кодекса использован иной оборот - «формы воспитания детей». Это несоответствие является всего лишь редакционным недочетом. Если обратиться к этому моменту подробнее, то можно отметить, что воспитание в качестве процесса влияния наличность ребенка не подразумевает под собой весь круг обязанностей усыновителей, опекунов или попечителей. Их деятельность оказывается гораздо обширнее и включает в себя обязанность представлять и защищать права и интересы несовершеннолетнего, например, в случае необходимости обращаться в суд для защиты ребенка, орган социальной защиты для получения льгот и другие действия, которые попросту не входят в такое узкое понятие, как «воспитание». Отсюда следует, что содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» оказывается более широким и включает в себя «воспитание»29. [3] [4]
Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, - один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях). Оно подразумевает под собой закрепление специальным органом за ребенком лица или нескольких лиц, которые обязываются предпринимать в продолжение определенного срока или без указания оного фактические и (или) юридические действия, имеющие своей целью удовлетворения потребностей ребенка, и гарантировать соблюдение его законных прав и интересов.
«Устройство ребенка» - это юридическое понятие. В первую очередь, это связывается с тем, что главной целью устройства является защита прав и интересов несовершеннолетнего. А это значит, что закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы. Кроме того, важным признаком устройства является участие в процессе уполномоченных на то органов государственной власти или местного самоуправления.
Способы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, являются юридическими конструкциями, которые закрепляют на постоянной или временной основе за ребенком лицо, которое будет нести за него ответственность, выполнять обязанности законного представителя и гарантировать соблюдение его прав и интересов. Формы устройства могут различаться и зависеть от различных сторонних факторов, таких как национальные традиции, экономическая, политическая или демографическая ситуация.
В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, может быть применена передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью)- п. 1 ст. 123 СК РФ. Если таковая возможность отсутствует, то дети пристраиваются в специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к их числу относятся:
- воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного
типа;
- лечебные учреждения;
- учреждения социальной защиты населения и др.
Обычно, если родители временно не могут осуществлять заботу о своем ребенке, они устраивают его к родственникам или иным лицам, а в редких случаях - даже в государственные воспитательные учреждения. В случае различных жизненных обстоятельств, зачастую не зависящих от воли родителей, - смерть, тяжелая болезнь, несчастные случаи, дети, особенно те, у кого нет других близких родственников, могут попасть в угрожающее положение.
Наиболее удручающим оказывается тот факт, что некоторые родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, бросают своих детей, ущемляют их права, создают своими действиями опасность для жизни ребенка и другие подобные ситуации. Негативное влияние на сферу детства может оказывать нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, наплыв беженцев, рост преступности - все это приводит к появлению детей, нуждающихся в немедленной помощи, в связи с отсутствием родительского попечения, независимо от причин отсутствия такового. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, постановка их на учет и принятие мер по обеспечению защиты их жизни, прав и интересов оказывается необходимым.
Решение этих проблем находится в компетенции органов опеки и попечительства- на них возложена ответственность за принятия мер по выявлению, устройству и последующему контролю условий жизни детей. Причем в настоящее время, с целью снижения числа злоупотреблений и нарушений при устройстве детей в семьи, право на осуществление профессиональной деятельности по выявлению и устройству таких детей имеют только органы опеки и попечительства.
Однако, согласно п.1. ст. 122 СК РФ, все должностные лица, учреждения (дошкольные образовательные, общеобразовательные, медицинские и др.), организации и граждане обязаны информировать органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, по месту их фактического нахождения. Но органам опеки и попечительства необходимо понимать, что такая деятельность других органов не заменяет их обязанности.
Так, Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 02.12.2015 по делу № 33-4942/2015 установлено, что до достижения совершеннолетнего возраста гражданин С. не был постановлен в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ). Администрация вечерней школы и лицея не предприняли никаких мер по постановке истца на данный учет.
Гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Представитель администрации указанные обстоятельства признал. Невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий необходимо расценить как обстоятельства, по которым истец не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения. При этом достижение истцом 23-летнего возраста само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может. Таким образом, суд удовлетворил требования истца
о восстановлении срока для принятия истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, обязав администрацию поставить истца на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам[5].
Зачастую также выполнение подобных действий выпадает на долю органов дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждений, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных учреждения, в которых дети учатся.
В настоящее время органом опеки и попечительства должен быть специально созданный и наделенный особой компетенцией орган исполнительной власти субъекта РФ. Именноданному органу переданы все основные функции в сфере опеки и попечительства. Но, учитывая длительный опыт прошлых лет, законом разрешено в ряде случаях передавать полномочия по опеке и попечительству органам местного самоуправления.
Как правило,функции в области опеки и попечительства возлагаются: в отношении несовершеннолетних - на отделы (управления) образования; в отношении недееспособных - на отделы (управления) здравоохранения либо социальной защиты населения.
В итогев РФ сохранилась ситуация, при которой полномочия в сфере опеки и попечительства в субъектах РФ реализуются органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в разном их сочетании.
Так например, в Курганской области полномочия по опеке и попечительству возложены на специально созданный орган исполнительной власти, чья компетенция установлена Законом Курганской области от 1 декабря 2008 г. № 415 «Об опеке и попечительстве на территории Курганской области»[6].
В других субъектах, например в Ростовской области, полномочия по опеке и попечительству распределены между органом исполнительной власти субъекта и органами местного самоуправления.
Таким образом, в субъектах Федерации, где опека и попечительствоявляется компетенцией единого, специально созданного органа исполнительной власти, органы опеки и попечительства следует считать созданными. В данном случае в таких субъектах отдельная передача
полномочий по опеке и попечительству на муниципальный уровень представляется нецелесообразной.
Сложившаяся ситуация с разными способами организации органов опеки и попечительства является не самой эффективной. Одной из основных идей реформирования института опеки и попечительства, завершившейся принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве», была идея оптимизации системы органов опеки и попечительства, уточнение их компетенции и порядка деятельности. В итоге фактически эта цель достигнута не была, а реформирование на данный момент завершилось формально-юридической заменой уровня формирования таких органов с местного на региональный.В большинстве же субъектов конкретная реализация функций органов опеки и попечительства по прежнему осуществляется целым конгломератом местных органов и учреждений.
При таком положении вещей, чтобы узнать, какое именно подразделение органов опеки и попечительства правомочно осуществлять решение тех или иных вопросов, связанных с воспитанием детей, в том числе устройство детей, оставшихся без попечения родителей, нужно установить соответствие между законодательством региона, уставом и иными актами муниципального образования. Представляется, что назрела необходимость создания единой Федеральной службы опеки, попечительства и патроната и ее региональных подразделений, которая взяла бы на себя весь комплекс функций органов опеки и попечительства и осуществляла бы как координацию деятельности, так и контроль за деятельностью территориальных подразделений по всей России.
Также следует признать справедливым мнение Кострова Н.М. о том, что«из поля зрения как ученых, так и практических работников выпал всего один вопрос, но имеющий очень важное значение - более детальное обеспечение интересов ребенка, находящегося под попечением родителей»[7].
СК РФ наделяет органы опеки и попечительства различными полномочиями, которые они осуществляют в отношении всех детей, как находящихся под попечением родителей, так и оставшихся без такого попечения. Однако и при нормативно-правовом регулировании, и в деятельности органов опеки и попечительства акцент делается именно на обеспечении интересов детей, лишившихся попечения родителей. Признавая большую опасность, которую представляет для несовершеннолетнего нахождение без родительского попечения, не стоит сбрасывать со счетов и необходимость защиты прав детей, находящихся под родительским попечением. Особенно, когда такое попечение носит формальный характер и при живых родителях ребенок фактически является сиротой.По мнению некоторых авторов, изменить данную ситуацию возможно следующим образом: во-первых, путем создания специального подразделения в структуре органа опеки и попечительства, а именно отдела охраны и защиты прав детства; во-вторых, в Положении о деятельности такого отдела необходимо четко определить основания, пределы и формы вмешательства данного органа в отношения между родителями и детьми и полномочия по обеспечению прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей[8].
Таким образом, введение предлагаемых положений должно обеспечить наиболее эффективную систему организации со стороны государства деятельности по защите прав и интересов всех детей.
Задачи, полномочия и обязанности, исполняемые органами опеки и попечительства установлены в ст.7 - 9 Закона об опеке и попечительстве.
Перечень полномочий органов опеки и попечительства, как и перечень их задач, не является исчерпывающим. Федеральными законами и законами субъектов РФ на них могут быть возложены и иные полномочия. В рамках своих полномочий органы опеки и попечительства издают акты, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Деятельность органов опеки и попечительства в соответствии с п. 5 ст. 6 и ст. 27 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» находится под контролем,так, контроль за деятельностью этих органов и разработку методических материалов по вопросам опеки и попечительства осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти Российской Федерации.
При разрешении споров о воспитании детей, в частности контролируется:
- соблюдение порядка проведения органом опеки и попечительства обследования условий жизни ребенка, составления акта обследования и выдачи заключения при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей;
- соблюдение порядка принятия органом опеки и попечительства решений, касающихся разрешения разногласий между родителями ребенка, между родителями и родственниками ребенка, между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка, связанных с воспитанием детей.
Следует согласиться с мнением Ильиной О.Ю., которая предлагает подразделить направления деятельности органов опеки и попечительства в сфере семейных правоотношений с участием детей на следующие сферы:
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
Защита прав и интересов детей, находящихся под попечением родителей[9].
Характеристика полномочий органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под попечением родителей, позволяет обозначить ряд проблем, связанных с необходимостью установления источника и способов получения информации о противоречии, возникшем между интересами родителей и детей. Применение по аналогии ст. 122 СК РФ допускает возможность получения такой информации от должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений, других граждан, располагающих сведениями подобного характера. Согласно п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Таким образом, информация может поступать и непосредственно от ребенка.
Противоречие между интересами родителей и ребенка может быть выявлено и при разрешении органом опеки и попечительства разногласий между родителями ребенка по вопросам, касающимся воспитания и образования ребенка (п. 2 ст. 65 СК РФ).
Также проблемные вопросы касаются критериев, которыми руководствуются органы опеки и попечительства, констатируя наличие противоречий между интересами родителей и детей. Следует признать, что в таких ситуациях главенствующую роль играет субъективизм сотрудника органа опеки и попечительства, поскольку установить какие-либо параметры соответствия (или несоответствия) интересов весьма затруднительно. Таким образом компетентность и профессионализм сотрудников данных органов очень важны.
Следует отметить, что именно своевременное обнаружение и регистрация детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимым условием для оказания им надлежащей поддержки. В соответствии со ст. 122 СК РФ решением этих вопросов должны заниматься органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Разумеется, что для этого они должны иметь полное представление о сложившейся ситуации и обладать максимально подробной и достоверной информации о ребенке, который может находиться в самых разных учреждениях и организациях. По большей части необходимая информация хранится в образовательных учреждениях, которые посещают дети, в медицинских заведениях по месту лечения (смерти) родителей, в жилищных органах по месту проживания семьи, в ЗАГСе по месту государственной регистрации рождения ребенка и смерти родителей, а в случае заключения родителей под стражу - в органах предварительного следствия и прокуратуры36. Не исключены ситуации, когда выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в ходе мероприятий по регистрации вынужденных переселенцев. В таких случаях органами миграционной службы проводится анкетирование этих детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты передаются в ведение органов опеки и попечительства.
Факт утраты ребенком родительского попечения может оказаться известным любому гражданину, не обязательно находящемуся при исполнении служебных обязанностей. Например, узнать о том, что ребенку нужна помощь, могут соседи, друзья, знакомые и родные родителей. Не каждый гражданин способен предпринять необходимые меры, чтобы помочь ребенку, однако, согласно закону, он может сообщить об этом в ближайший орган опеки и попечительства.
Бывают ситуации, когда сами родители из-за отсутствия возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (в связи с отъездом на работу в иностранное государство, длительной болезнью и т.д.) могут обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п. 1 ст. 122 СК РФ, в течение трех дней обследовать условия жизни детей, то есть проверить достоверность поступившей информации об утрате детьми попечения родителей - изучить соответствующие документы, опросить окружающих и т. д. Одновременно с этим органы опеки и попечительства устанавливают факт возможного наличия у ребенка родственников и их местонахождение. Если подтверждается отсутствие попечения родителей или их родственников, органы должны обеспечить защиту прав и интересов ребенка (включая охрану принадлежащего ему имущества и закрепление за ребенком занимаемой им жилой площади), а также его временное устройство, пока не решится вопрос дальнейшего содержания и воспитания, что может выражаться не только в передаче ребенка родственникам, но и в помещении его в воспитательные учреждение.
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них занесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК РФ, порядок формирования соответствующей базы данных должен определяться федеральным законом.
В Российской Федерации действует Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
На начальной стадии, после того как органы опеки и попечительства рассмотрели жизненное положение ребенка и подтвердили отсутствие попечения родителей, данные о ребенке регистрируются в журнале первичного учета установленной формы. Если в продолжение месяца после регистрации ребенок не был устроен в семью, органы опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.
Ст. 54 СК РФ к правам ребенка относит его право жить и воспитываться в семье, насколько это представляется возможным. Таким образом, семейное воспитание детей, лишившихся родительского попечения, является приоритетной формой по п. 1 ст. 123 СК РФ. К данной категории относится передача на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только в случае отсутствия возможности устроить ребенка в семью закон допускает его передачу в специальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. При этом органы опеки и попечительства не освобождаются от обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемную семью.
Ранее закон не проводил различий между устройством ребенка в приемную семью и помещением его в специализированное детское учреждение. Впервые приоритетность семейных форм содержания и воспитания детей- сирот и детей, утративших родительское попечение, и необходимость отказа от прерогативы государственных воспитательных учреждений обозначаются в СК РФ. Закрепление в данном документе положения о приоритете семейных форм воспитания детей, бесспорно, имеет принципиальный характер. Оно имеет своей целью гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, так как воспитание в семейной атмосфере имеет преимущества, как в плане материально-бытовых условий жизни, так и других интересов ребенка. Кроме того, именно такая форма воспитания позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей, а также заложить нравственные основы и идеалы для формирования собственной семьи в будущем. Не случайно абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его национальность, родной язык, вероисповедание, культурная принадлежность, возможность предоставления преемственности воспитания, что соответствует требованиям п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка.
При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны представить все необходимые документы.
С целью устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, допускается краткосрочный выезд осужденных женщин, их матерей, за пределы мест лишения свободы в отпуск сроком до семи суток (без учета времени пребывания в дороге). При этом рассматривается возможность устройства ребенка, как у его родных, так и в государственный детский дом.
Пока не будет вынесено решение о дальнейшем устройстве, ребенок может временно помещаться в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этих учреждениях ребенка не только обеспечивают местом для проживания, едой и одеждой, но и оказывают необходимую поддержку в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальную помощь.
Далее, согласно указаниям органов опеки и попечительства, ребенок передается из перечисленных организаций на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью или государственное учреждение для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом в п. 2 ст. 123 СК РФ указывается, что пока не будет определена наиболее приемлемая форма устройства ребенка, органы опеки и попечительства временно принимают на себя обязанности по законному представительству его прав и интересов[10].
Существующее законодательство предусматривает специальную административную процедуру, в ходе которой выявляются и ставятся на учет дети, оставшиеся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей - задача государственного уровня, благодаря осуществлению которой каждому ребенку, оказавшемуся в угрожающем положении, гарантируется оказание необходимой помощи. Кроме того, данная процедура позволяет грамотно планировать выделяемые бюджетные средства на устройство детей, оставшихся без родительского попечения.
Пошагово описать данную процедуру можно следующим образом:
1. В орган опеки и попечительства поступает информация о случае лишения ребенка родительского попечения по каким-либо причинам.
Чаще всего сотрудники органов опеки и попечительства самостоятельно узнают о подобных ситуациях во время исполнения своих служебных обязанностей. Как уже упоминалось выше, должностные лица различных учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других) и другие граждане по закону обязаны предоставлять известную им информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Но так как неисполнение этой обязанности не влечет за собой какого-либо наказания, должностные лица и обычные граждане ежедневно равнодушно проходят мимо детей, нуждающихся в помощи, не рассматривая участие в их судьбе в качестве своего гражданского или профессионального долга. Представляется, что необходимо разработать комплекс мер, способствующих своевременному поступлению подобной информации в орган опеки и попечительства.
В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей органы опеки и попечительства в течение трех дней с момента получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязаны исследовать условия, в которых проживает ребенок, и, подтвердив факт отсутствия родительского попечения, зарегистрировать его в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, орган опеки и попечительства должен принять на себя обязательства законного представителя ребенка и обеспечить защиту прав и интересов ребенка, пока решается вопрос о его устройстве.
С того момента, как органы опеки и попечительства получили сведения о ребенке, оставшимся без попечения родителей, и зарегистрировали их, им предоставляется время для устройства ребенка сроком в один месяц.
Если за это время ребенку не удалось найти приемную семью, его самого помещают в государственное воспитательное учреждение, а данные о нем передаются для регистрации в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Подобные учреждения создаются на территории каждого субъекта Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
Региональный оператор предпринимает попытки устройства ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного региона, в продолжение следующего месяца.
В случае если за месяц не удалось найти приемную семью для ребенка, оставшегося без попечения родителей, в данном регионе, то сведения о нем регистрируются в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в федеральном банке данных о детях, федеральный оператор - федеральный орган исполнительной власти, назначаемый Правительством РФ.
При этом передача сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в ведение регионального или федерального оператора не снимает ответственности с местных органов опеки и попечительства, то есть они продолжают работать в этом направлении и искать возможные варианты для устройства ребенка в приемную семью.
Таким образом, в Российской Федерации устроен механизм выявления, регистрации и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Он позволяет расширить круг поиска потенциальной приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей, от регионального до федерального уровня, и тем самым увеличить вероятность его устройства в семью. Кроме того, в базе государственного банка данных также содержится информация о семьях, желающих принять детей на воспитание.
Как отмечалось выше, дети, лишившиеся родительского попечения, получают особый правовой статус, подразумевающий:
- право на устройство в приемную семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);
- учет в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- право на разнообразные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Естественно, важнейшим является право ребенка, оставшегося без родительского попечения, на устройство в семью, так как это одно из основных прав детей вообще - жить и воспитываться в семье.
[1] Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
[2] Приказ Минобрнауки России от 17 февраля 2015 № 101 // «Обутверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
29 Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей - М.: Педагогика, 2002. С. 22.
[4]
[5] Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 02.12.2015 по делу № 33- 4942/2015.
URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/7640388
[6] Закон Курганской области «Об опеке и попечительстве на территории Курганской области» от 01 декабря 2008г. № 415 // Новый мир. № 90. 2008.09 декабря.
28
[7] Гражданское право. Том 1:учебник/ С.А. Степанов, под ред. 2-е издание. Москва: Проспект, 2016. С. 113.
[8] Степанян А.С. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03 Москва, 2007.
С. 112.
[9] Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006. С. 57.
[10] Геллер М.В. Реализация и защита права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. Дис. канд. юрид. наук: Геллер М.В. Москва, 2007. С. 11.
|