Среда, 27.11.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Анализ современных гарантии, предоставляемых государством в целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родит

Основным направлением деятельности в области правовой защиты детства является гарантия прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, указанными в Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации. При этом охватываются абсолютно все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовая занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети лишаются родительского попечения и становятся сиротами.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отдельную категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди специальных нормативно-правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения федерального законодательства наделяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию сферы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при строгом следовании положениям Конституции РФ по распределению обязанностей между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основе предоставленных прав, последние разрабатывают и принимают законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся разных сторон процесса обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, они вправе заниматься вопросами организации и функционирования органов местного самоуправления, в обязанности которых входит опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ субъекты Российской Федерации имеют право учреждать новые формы устройства детей. Примером может послужить введение патронатной формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Чтобы обеспечить ребенка надлежащими условиями проживания, принимаются нормативные правовые акты, которые устанавливают необходимый размер заработной платы родителей, собирающихся взять в семью ре- бенка-сироту, а также вводятся льготы для приемных семей.

Многие субъекты Российской Федерации реализуют дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве примера можно привести предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, возможности посещения подготовительных курсов для поступления в колледж, училище или вуз, выплата повышенной стипендии, а также пособий на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В большинстве субъектов РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются особые права в жилищной сфере.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации осуществляются программы, которые имеют своей целью предотвращение

 

социального сиротства, способствуют социализации и интеграции детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на предоставление им медицинской помощи и оздоровительные мероприятия.

Более того, существует ряд нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на организацию социальных учреждений, порядка предоставления социальных и медицинских услуг, создания комиссий по защите детей и профилактики безнадзорности. В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативно-правовые акты и по иным вопросам, касающимся поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно нормам международного права, дети, временно или постоянно лишенные семейного окружения или не способные более находиться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства (ст. 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей первоочередной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, нравственного, духовного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к будущей самостоятельной жизни в современном социуме. Для этого предпринимаются различные меры на разных государственных уровнях, нацеленных на осуществление государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их социальной защищенности, получение профессионального образования, трудоустройство и существование в обществе как полноценного его члена.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предписывает органам государственной власти предпринимать ряд действий для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пока им не исполнится 23 года.

Во-первых, для осуществления права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично принимает на себя расходы на их содержание в период обучения. Федеральный закон «Об образовании»[1] [2] [3] предусматривает прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний для обучения в рамках имеющих аккредитацию образовательных программ.

Лица данной категории числятся на полном государственном обеспечении вплоть до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается повышенная стипендия, размер которой

 

не менее чем на 50% больше по сравнению с установленной в данном образовательном учреждении стипендией, и ежегодное пособие на покупку необходимой учебной литературы и письменных принадлежностей в объеме трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости задачей государства является предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей равных возможностей в осуществлении права на труд и выбор профессии. Для этого предпринимаются следующие меры: проведение различных целевых мероприятий, в том числе профессиональной подготовки, предоставление квот, поощрение работодателей к устройству на работу именно этих граждан и резервирование отдельных видов работ (профессий) для их трудоустройства.

В сфере охраны здоровья дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатной медицинское обслуживание и оперативное оказание медицинской помощи в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. Данной категории нуждающихся предоставляется бесплатные услуги по диспансеризации, оздоровлению, регулярные медицинские осмотры за счет выделяемых на эти цели бюджетных средств. Кроме того, они имеют право на получение бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, а также санаторно-курортные учреждения при наличии показаний здоровья с бесплатным проездом к месту отдыха или лечения и обратно.

Одной из наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются в жилищной сфере выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится реализация права на жилище. Поэтому на законном уровне предусматриваются следующие направления защиты жилищных прав данной категории граждан:

- закрепление жилья за ребенком на момент его нахождения в государственном воспитательном учреждении;

- предоставление жилья и контролирование его фактического использования до наступления совершеннолетия выпускников;

- контроль при заключении сделок, касающихся жилой площади, принадлежащей несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, не теряют на него права в течение всего периода нахождения в воспитательном учреждении, службы в армии, пребывание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, за которыми не закреплено жилое помещение, имеют право на его получение вне очереди. Причем оно должно быть равноценной ранее занимаемой ими (или их родителями) жилой площади и соответствовать установленным социальным и санитарным нормам.

Законодательство предписывает необходимость предварительного одобрения со стороны органов опеки и попечительства совершаемых сделок в отношении приватизированных жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей[4]. Под это требование попадают также жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

Рассмотрение каждого вопроса об отчуждении жилой площади, заключении и изменении всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающем законные права и интересы несовершеннолетних, которые лишены родительского попечения, проживают в приемной семье или в государственных учреждениях любых форм, а также выпускников данных заведений, следует проводить коллективно, учитывая мнение законных представителей самих несовершеннолетних, на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, в том числе органов, на которые возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

Для наиболее действенной защиты жилищных прав несовершеннолетних, находящихся вне родительского попечения, независимо от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и, при продолжительном отсутствии там несовершеннолетнего, принять меры для его использования в интересах ребенка.

К сожалению, даже при наличии закрепленной площади у выпускников государственных воспитательных учреждений, жилищный вопрос не всегда остается решенным, поскольку при возвращении в ранее закрепленные за ними жилые помещения дальнейшая нормальная жизнь не всегда гарантирована. Очень часто выпускники вновь попадают в асоциальное окружение лиц, лишенных родительских прав, страдающих от алкоголизма и наркомании, ведущих аморальный образ жизни, психически нездоровых, а также в жилые помещения, несоответствующие санитарным и техническим требованиям[5]. Кроме того, доверие выпускников детских государственных учреждений в первые годы выпуска находится под угрозой влияния криминальных элементов и других недобропорядочных лиц, поскольку первые не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая ими заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения. Последние же путем злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Подобная ситуация способствует увеличению числа лиц, лишающихся постоянного места жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

Представляется, что первоначально целесообразно заключать с выпускниками детских учреждений договор о безвозмездном пользовании жилыми помещениями сроком до пяти лет, и только по истечении данного срока переоформлять его в надлежащем порядке на договор социального найма. В этом случае подобный порядок предотвращает возможность утраты выпускником жилого помещения в период первых пяти лет самостоятельной жизни.

Важно заметить, что Федеральный закон включает в себя разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

 

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ//

Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

[3]

[4]Левицкая Е.А., Пенькова И.Г. «Общая характеристика источников правового регулирования отношений по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. Р-н-Д, 2015. С.144-148.

[5] Чефранова Е.А Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи. Защита прав ребенка в современной России/Под ред. А.М.Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 1706 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%