Среда, 27.11.2024, 13:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 240
Гостей: 240
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Правовые основы надзора за деятельностью субъектов страхового дела содержатся в гл. IV Закона об организации страхового дела.

В качестве принципов страхового надзора выступают принципы законности, гласности и организационного единства.

Государственный страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (в настоящее время это Банк России).

Страховой надзор включает следующие направления:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

- выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Страховой надзор включает в себя также мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска (п. 5.1 ст. 30 Закона об организации страхового дела).

В свою очередь, для обеспечения указанных функций органа страхового надзора субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

Одним из основных направлений государственного страхового надзора является лицензирование страховой деятельности. К лицензируемым видам деятельности в области страхования относятся само страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера. В лицензии указываются виды деятельности, которые предусмотрены в ст. 32.9 Закона "Об организации страхового дела".

Лицензия по общему правилу является бессрочной, однако допускается возможность выдачи временной лицензии.

Анализ действующего страхового законодательства позволил ученым сделать следующие выводы касательно лицензирования страховых организаций <1>:

--------------------------------

<1> Худяков А.И. Страховое право. СПб., 2004. С. 671.

1) лицензия может быть выдана только тому субъекту, который зарегистрирован в качестве юридического лица на территории России;

2) страховая организация относится к числу юридических лиц, которые могут осуществлять свою деятельность лишь при наличии лицензии;

3) этой лицензией может быть лицензия, выданная исключительно органом страхового надзора Российской Федерации;

4) если юридическое лицо не зарегистрировано в качестве страховой организации, оно не может получить лицензию на право осуществления страховой деятельности;

5) само право на осуществление страховой деятельности возникает у юридического лица с момента получения лицензии.

Законом об организации страхового дела устанавливаются условия получения лицензии, а именно: перечень документов и квалификационные требования к руководителю и главному бухгалтеру субъекта страхового дела.

Что касается перечня документов, подаваемых соискателем лицензии, то его содержание в значительной степени отражает специфику страховщиков как финансовых организаций (ст. 32 Закона об организации страхового дела). Например, помимо заявления о предоставлении лицензии и учредительных документов, соискатель представляет в орган страхового надзора:

- документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

- документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

- сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

- положение о внутреннем аудите и др.

Последние редакции Закона об организации страхового дела в значительной степени усилили квалификационные требования к руководителям, главному бухгалтеру и иным сотрудникам, решения которых могут существенно повлиять на финансовое положение страховщика. Если ранее они сводились к наличию соответствующего образования, стажу работы, отсутствию судимости, то теперь добавились условия относительно деловой репутации (п. 6 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела), отсутствию административного наказания в виде дисквалификации, а также расширился круг лиц, на которых в той или иной степени распространяются квалификационные и иные требования. К примеру, это внутренний аудитор, члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа.

Несоответствие требованиям, предъявляемым к документам для получения лицензии, а также наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 32.3 Закона об организации страхового дела, влечет за собой отказ в выдаче лицензии.

В случае неисполнения норм действующего законодательства субъектами страхового дела к последним органами и страхового надзора применяются меры государственного принуждения.

К мерам принуждения, применяемым органом страхового надзора в отношении субъектов страхового дела в соответствии с Законом об организации страхового дела <1>, относятся: аннулирование лицензии, предписание об устранении нарушения страхового законодательства, ограничение и приостановление ее действия, назначение временной администрации, отзыв лицензии.

--------------------------------

<1> Кроме названного Закона, участники страхования могут быть привлечены за нарушение страхового законодательства к административной и уголовной ответственности (ст. ст. 12.37, 13.25, 14.13 КоАП РФ, ст. 159.5 УК РФ и др.).

Аннулирование лицензии или отмена решения о ее выдаче осуществляются в случаях (ст. 32.4 Закона об организации страхового дела):

- непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

- установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации (ст. 32.4 Закона об организации страхового дела).

Предписание об устранении нарушения страхового законодательства выдается органом страхового надзора в случае выявления в ходе проведения надзорных мероприятий такого нарушения. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме (ст. 32.6 Закона об организации страхового дела).

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Ограничение действия лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, взаимного страхования, перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры (п. 5 ст. 32.6 Закона об организации страхового дела).

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры (п. 6 ст. 32.6 Закона об организации страхового дела).

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии. Закон "Об организации страхового дела" предусматривает, что после ограничения или приостановления действие лицензии может быть возобновлено.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме (ст. 32.7 Закона об организации страхового дела).

В случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, а также в случаях, предусмотренных п. п. 2 и 2.1 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела, орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии.

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии.

Одновременно с отзывом лицензии орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". После назначения временной администрации страховщику отводится срок 6 месяцев, для того чтобы принять решение о прекращении страховой деятельности, исполнить свои обязательства по договорам страхования и (или) передать страховой портфель. При этом страховщик обязан об этом уведомить страхователей в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии.

До истечения шести месяцев субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение им своих обязательств, и ряд других документов. Право субъекта страхового дела на осуществление страховой деятельности прекращается со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%