В финансово-правовой литературе выделяют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов, рассмотрим основные из них.
В зависимости от эмитента выделяют государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ (субфедеральный долг) и муниципальный долг. Отметим, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если последние не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют внешний и внутренний долг. Принятый законодателем валютный критерий неоднократно подвергался критике в научных кругах. Критерий государства-резидента представляется более подходящим, так как отражает суть внешнего долга как обязательства перед нерезидентом государства-должника. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности государства важен именно размер долговых обязательств перед нерезидентами Российской Федерации. Хотя преимуществом валютного критерия является то, что с расчетной точки зрения он более удобен для деления внутреннего и внешнего долга и определения их текущего размера.
В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов. Под текущим долгом понимается задолженность (основой долг, начисленные проценты и штрафные санкции), срок оплаты которой уже наступил.
По форме выплат принято выделять денежные и товарные долговые обязательства соответственно в зависимости от обязанности государства предоставить по истечении срока обращения долговых обязательства денежные средства или определенное имущество.
По определению размера выплат следует различать процентные, дисконтные и выигрышные долговые обязательства. В процентных обязательствах доход их держателя определяется как процент, начисленный на сумму номинальной стоимости государственной ценной бумаги или на иную фиксированную сумму. Дисконтная ценная бумага предполагает доход в виде разницы между ценой размещения и погашения ценной бумаги. И наконец, доход по выигрышной ценной бумаге предполагает получение определенных преференций по отношению к остальным держателям невыигравших ценных бумаг (более высокую ставку процента, более высокий размер погашения).
По срокам обращения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). При этом для долговых обязательств муниципального образования долгосрочными считаются заимствования сроком от 5 до 10 лет включительно.
Обратим внимание, что российское законодательство устанавливает предельный срок государственных заимствований - 30 лет, а муниципальных - 10 лет.
По кругу держателей государственных долговых обязательств можно выделить физических и юридических лиц - резидентов Российской Федерации и физических и юридических лиц - нерезидентов Российской Федерации. Ограничения по кругу держателей ценных бумаг устанавливаются эмитентом в решении об отдельном выпуске ценных бумаг органов власти.
|