На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредитором, принято называть отношениями в сфере государственного кредита.
Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.
На внутреннем рынке государственный кредит (бюджетный кредит) служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.
На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Как правило, государство-кредитор нацелено не столько на получение дохода, сколько на реализацию политических и экономических целей. Так, в ряде случаев предоставление кредитов сопровождается требованиями о предоставлении льготного режима для компаний страны-кредитора, допуске их в стратегически важные отрасли экономики страны-заемщика, а также о координации действия по решению межгосударственных вопросов. Страны-кредиторы в 1956 году создали Парижский клуб кредиторов, призванный координировать действия стран-кредиторов по отношению к странам-должникам. В 1997 году полноправным членом данного клуба стала Россия.
Россия, как и ее предшественник СССР, является одним из крупнейших кредиторов на международном финансовом рынке. Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.
Выделяют две формы бюджетного кредита: 1) государственный финансовый кредит и 2) государственный экспортный кредит.
Так, государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, которые предусмотрены соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.
В свою очередь, государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
При этом в государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком - агентом Правительства Российской Федерации иностранному заемщику - импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору, закрепляется обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом - экспортером или банком - агентом Правительства Российской Федерации своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству Российской Федерации.
Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований, к которым помимо государственных экспортных и финансовых кредитов, предоставленных Российской Федерацией, относятся также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (далее - программа). В случае неутверждения программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на очередной финансовый год в указанный срок действие ранее утвержденной программы предоставления Российской Федерации государственных кредитов продлевается на очередной финансовый год до утверждения новой программы.
Программа включает в себя:
1) наименование иностранного государства и (или) иностранного юридического лица - получателя государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
2) наименование гаранта возврата государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита (при наличии);
3) цели предоставления государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
4) общую сумму государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита на весь срок использования;
5) срок использования государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
6) процентную ставку по государственному финансовому кредиту и (или) государственному экспортному кредиту;
7) срок погашения государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
8) прогноз объема бюджетных средств, направленных на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;
9) прогноз объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.
Соглашения и договоры о предоставлении государственных финансовых и экспортных кредитов могут быть заключены, если они указаны в составе программы и если предоставление данных кредитов не требует увеличения объема средств на исполнение данной программы.
В случае если потенциальный заемщик, указанный в программе, не воспользовался кредитом, то выделенные бюджетные средства перераспределяются Правительством Российской Федерации между иностранными заемщиками, включенными в программу.
Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией.
Таким образом, с правовой точки зрения государственный кредит можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).
В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрены ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить реструктуризацию, списание и уступку задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией.
Реструктуризация. Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.
Списание. Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называемых "плохих долгов", которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов. Так, например, принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов не только принесло политические и экономические преимущества (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и вызвало необходимость выполнения ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.
В результате только начальное сокращение долговых требований Российской Федерации к странам-дебиторам, имеющим отношение к Парижскому клубу кредиторов, составило 25,609 млрд долларов США <1>. Среди стран-дебиторов, которым была списана задолженность, оказались развивающиеся страны Африки: Эфиопия, Танзания, Мали, ЦАР, Чад, а также Албания, Вьетнам, Гвинея, Экваториальная Гвинея и многие другие.
--------------------------------
<1> Отчет о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств Российской Федерации по странам - членам Парижского клуба кредиторов: www.budgetrf.ru.
Уступка прав требования. Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством Российской Федерации в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.
|