Деятельность кредитных организаций носит двойственный характер. В первую очередь они, проводя различные банковские операции и извлекая прибыль, осуществляют предпринимательскую деятельность. Но вместе с тем кредитные организации являются активными участниками денежного обращения, и от стабильности их положения во многом зависит стабильность финансовой системы в целом, поэтому деятельность кредитных организаций регулируется нормами как частного, так и публичного (финансового) права.
Рассмотрим следующие основные аспекты финансово-правового регулирования деятельности кредитных организаций:
а) особенности регистрации и лицензирования кредитных организаций;
б) порядок проведения проверок кредитных организаций;
в) меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям;
г) порядок принудительной ликвидации кредитных организаций.
К особенностям порядка регистрации и лицензирования кредитных организаций относятся:
1. Специальная нормативная база.
Помимо общего Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>, регистрация кредитных организаций осуществляется в соответствии с нормами Закона о банках, а также и Инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
<2> Вестник Банка России. 2010. N 23.
Кроме того, на кредитные организации не распространяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Требования к учредителям.
Учредителями могут быть физические и юридические лица, к которым предъявляются следующие требования:
а) учредители - юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение (порядок и критерии оценки установлены нормативными актами ЦБ РФ);
б) учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.
3. Требования к кандидатам на должность руководителя, главного бухгалтера, заместителям главного бухгалтера, иным лицам.
Соискатели на эти должности должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, опыт работы в банковской сфере не менее года, должны не иметь судимости. Кроме того, они должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации (ст. 16 Закона о банках). Последним двум группам требований должны соответствовать и некоторые другие указанные в Законе лица (например, единоличный исполнительный орган юридического лица - учредителя кредитной организации, приобретающего более 10% акций кредитной организации).
4. Требования к перечню и содержанию документов, необходимых для государственной регистрации и получения лицензии.
Помимо обычно запрашиваемых документов (заявление о регистрации, устав и др.), кредитная организация должна предоставить: бизнес-план, аудиторские заключения о финансовом положении учредителей - юридических лиц, документы, подтверждающие квалификацию кандидатов на руководящие должности и др. документы (ст. 14 Закона о банках).
5. Требования к уставному капиталу.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов (ст. 11 Закона о банках).
Требования к уставному капиталу кредитных организаций гораздо жестче, чем к обычным юридическим лицам. Так минимальный размер уставного капитала составляет в настоящее время: для банка - в размере 300 млн руб., для небанковской кредитной организации для операций по осуществлению расчетов по поручению юридических лиц по их банковским счетам - 90 млн руб., для прочих небанковских кредитных организаций - 18 млн руб.
Уставный капитал кредитной организации должен быть сформирован только за счет определенного рода средств. К примеру, вкладом в уставный капитал не могут быть привлеченные денежные средства (привлеченные на основании договора займа, не принадлежащие учредителям на праве собственности, и др.). Уставный капитал должен быть полностью оплачен в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.
6. Активное участие в регистрации кредитной организации ЦБ РФ и его территориального учреждения (подразделение ЦБ РФ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).
Так, Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с налоговым органом, ее территориальными органами, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
7. Процедурные особенности.
К таким особенностям относятся порядок обращения в соответствующие органы: сначала документы подаются в территориальное учреждение ЦБ РФ, затем они направляются в Банк России, затем - в регистрирующий (налоговый) орган и т.д., а также сроки (в территориальном учреждении документы рассматриваются 3 месяца, в ЦБ РФ - 6 мес.).
Кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью с момента получения соответствующей лицензии. Инструкцией ЦБ РФ N 135-И предусмотрены следующие виды лицензий для банков:
а) лицензии для созданного путем учреждения банка.
Например: лицензия на осуществление определенного круга банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на осуществление определенного круга банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и др.;
б) лицензии для банка, действующего не менее 2 лет с даты регистрации в целях расширения своей деятельности.
К таким лицензиям относятся: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; генеральная лицензия и др. Перечень операций, право на совершение которых дает каждая лицензия, установлен в Инструкции N 135-И.
Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.
Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России.
На основании ст. 73 Закона о Банке России Банк России наделен правом проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), по итогам которых он полномочен направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры принудительного воздействия (санкции).
Подробнее порядок проведения таких проверок, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по содействию в проведении проверок установлены в нормативно-правовых актах Банка России, например в Инструкции ЦБ РФ от 5 декабря 2013 года N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" <1> и в Инструкции ЦБ РФ от 25 февраля 2014 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <2>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> Там же.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся:
а) уполномоченными представителями Банка России.
б) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров.
В проведении проверки могут участвовать служащие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Проверки проводятся не реже одного раза в 24 месяца. При этом проверяемый период не может превышать пяти календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующих году проведения проверки.
Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации. Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период разрешается лишь по следующим основаниям:
1) если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
2) по мотивированному решению Совета директоров.
Проверки, проводимые уполномоченными представителями Банка России, подразделяются на комплексные, тематические и специализированные.
Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.
Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.
Специализированная проверка - проверка, проводимая исключительно по отдельному вопросу деятельности кредитной организации (ее филиала) за определенный период ее деятельности. К примеру, специализированные проверки могут проводиться по вопросам: выполнения кредитной организацией нормативов обязательных резервов; соответствия активов; наличного денежного обращения; осуществления уполномоченным банком (его филиалом) отдельных видов банковских операций с денежными знаками.
В зависимости от местонахождения структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные.
Региональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же региональной инспекцией либо межрегиональной инспекцией, выполняющей функции региональной инспекции (в случае ее отсутствия).
Межрегиональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации.
К межрегиональным проверкам относится также окружная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же межрегиональной инспекцией.
Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней, тематическая проверка - до 35 рабочих дней, специализированная проверка - до 20 рабочих дней.
При необходимости срок проведения проверки кредитной организации (ее филиала) может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до:
105 рабочих дней - для комплексной проверки;
80 рабочих дней - для тематической проверки;
25 рабочих дней - для специализированной проверки.
Проверки разделяются также на плановые и внеплановые.
Плановые проверки кредитных организаций (филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом проверок кредитных организаций, составляемым на очередной календарный год.
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются: наличие данных о нарушении кредитными организациями законодательства РФ, нормативных актов ЦБ; изменение финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитных организаций; выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций, а также задержка представления в Банк России отчетности более чем на 15 дней и др.
По результатам проверки кредитной организации (филиала) составляется акт проверки, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России.
Меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям. В процессе надзора при выявлении нарушений банковского законодательства ЦБ РФ полномочен применять к кредитным организациям меры воздействия. Эти меры применяются к кредитным организациям во внесудебном порядке. Кроме того, Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушений из числа перечисленных нарушений в ч. ч. 1 и 2 ст. 74 Закона о Банке России. К таким нарушениям относятся: нарушение кредитными организациями банковского законодательства, нормативно-правовых актов и предписаний Банка России.
В указанной статье определены также основные меры, которые Банк России вправе применить к кредитным организациям. К ним относятся:
1) предписание об устранении нарушений;
2) штраф;
3) ограничение проведения отдельных операций;
4) требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;
5) требование о замене руководителя кредитной организации и иных лиц, указанных в ст. 60 Закона о Банке России;
6) запрет на осуществление отдельных банковских операций;
7) назначение временной администрации по управлению кредитной организации на срок до шести месяцев;
8) запрет на осуществление реорганизации;
9) предложение учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
10) ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки;
Указанные меры принуждения не могут быть применены Банком России к кредитной организации, если со дня совершения нарушения истекло пять лет.
Наиболее жесткой мерой принуждения является отзыв лицензии на совершение банковских операций (ст. 20 Закона о банках). Основания отзыва лицензии на право проведения банковских операций разделены на две группы.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации банковскую лицензию (ч. 1 ст. 20) в следующих случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки начала банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) и в других случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Закона о банках.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации;
2) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Законом о банкротстве кредитных организаций, требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
3) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. Указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1 000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
4) и в других случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением перечисленных в ст. 20 Закона о банках, не допускается.
Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают его действия.
После отзыва у кредитной организации лицензии Банк России:
- назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
- осуществляет принудительную ликвидацию кредитной организации.
Принудительная ликвидация или ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России, в соответствии со ст. ст. 23.1 - 23.4 Закона о банках, происходит следующим образом.
Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации банковской лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Однако, если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными АПК РФ. Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, направляет это решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов.
После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России.
Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Вместе с тем указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
|