Использование наличных денег в расчетах. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Наличными деньгами можно рассчитываться как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях (например, Налоговый кодекс РФ допускает уплату налогов наличными деньгами).
При этом государство ориентировано на сокращение объемов расчетов наличными деньгами ввиду их дороговизны, а также отсутствия эффективных способов государственного финансового контроля за их обращением.
С учетом этой цели и осуществляется правовое регулирование наличных денежных расчетов в Российской Федерации.
В настоящее время рассчитаться наличными деньгами могут как обычные граждане, так и хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели, организации). При этом если граждане вправе владеть и рассчитываться любой суммой наличных денег, то для хозяйствующих субъектов установлены ограничения в виде (1) лимита остатка наличных денег в кассе и (2) лимита расчетов наличными деньгами.
Лимит (максимально допустимая сумма) остатка наличных денег в кассе определяется на конец рабочего дня в соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" <1>. Лимит определяется в зависимости от объема поступлений наличных денег за проданные товары (работы, услуги) либо от объема выдач наличных денег (за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам) - по усмотрению хозяйствующего субъекта. Этот лимит является обязательным для юридических лиц, за исключением субъектов малого предпринимательства <2>; последние, а также индивидуальные предприниматели лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. Превышение лимита наличных денег в кассе допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения хозяйствующим субъектом в эти дни кассовых операций. Наличные деньги сверх лимита подлежат сдаче в банк.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2014. N 46.
<2> Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, в том числе микропредприятия, правовой статус которых определен Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". См.: статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
Также этим Указанием Банка России установлены правила приема наличных денег в кассу, правила выдачи денег из кассы и порядок документирования совершаемых операций. Эти правила установлены в целях упорядочения операций, совершаемых с наличностью.
Помимо того что хозяйствующие субъекты вправе в распоряжении иметь строго ограниченную сумму наличных денег, они еще обязаны соблюдать правила, касающиеся расходования этих денежных средств. В соответствии с Указанием Банка России от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" <1> индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе расходовать наличность, поступившую в их кассы от продажи товаров (работ, услуг), только на строго определенные цели, в частности на выплату зарплаты работникам, оплату приобретаемых товаров (работ, услуг); выдачу наличных денег работникам под отчет. Для наличных расчетов из кассы по операциям с ценными бумагами, договорам аренды недвижимости и займа, при проведении азартных игр хозяйствующие субъекты должны снять деньги с банковского счета. Прочие расчеты должны производиться в безналичном порядке.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2014. N 45.
Кроме того, для хозяйствующих субъектов действует лимит (предельный размер) расчетов наличными деньгами. Этот лимит также установлен Указанием Банка России от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" и составляет 100 тыс. руб. по одному договору. Установленное ограничение действует при наличных расчетах между хозяйствующими субъектами; к расчетам хозяйствующих субъектов с физическими лицами оно не применяется.
Ограничение наличных расчетов устанавливается в соответствии со ст. 82.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Также государство осуществляет контроль за наличными расчетами. Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1> установлена обязанность по применению контрольно-кассовой техники всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов; неоприходование в кассу денежной наличности; ведение наличных расчетов сверх установленного лимита и др.) предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
Следует сказать, что в последнее время государство принимает меры по повышению эффективности наличных расчетов. В этих целях получила правовое закрепление деятельность платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов), которые участвуют в наличных расчетах с населением, повышая доступность и удобство расчетов, при этом не являются кредитными организациями. Тем самым государство обеспечило формирование инфраструктуры, обслуживающей расчеты наличными деньгами.
Деятельность платежных агентов (субагентов) регулирует Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <1>. Платежные агенты - это организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют прием наличных платежей от физических лиц для оплаты: (1) любых товаров (работ, услуг), реализуемых физическим лицам хозяйствующими субъектами (включая коммунальные платежи) <2>; (2) услуг, оказываемых органами власти и учреждениями. Прием денежных средств ведется, в том числе, с применением платежных терминалов на основании договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключаемых платежными агентами с поставщиками товаров (работ, услуг). При этом платежным агентам запрещено принимать платежи в пользу кредитных организаций. В качестве примера платежных агентов можно привести компании группы "Евросеть", через которые можно оплатить услуги сотовой связи, Интернет, телевидение, ЖКХ, авиа- и ж/д билеты, туры, внести электронные деньги и др. <3>. Платежные агенты вправе привлечь к исполнению своих обязательств платежных субагентов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.
<2> Ограничения могут вводиться Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). См., например: Постановление от 15 ноября 2010 года N 920 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц" // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6138. В настоящее время он включает в себя прием ставок, прием платежей за лотерейные билеты.
<3> Информация о принимаемых платежах размещена на сайте: http://euroset.ru/services/payments/.
Деятельность банковских платежных агентов регулируется Федеральным законом "О национальной платежной системе". Банковские платежные агенты - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на основании соответствующих договоров привлекаются для проведения отдельных банковских операций кредитными организациями (в отличие от платежных агентов, действующих по поручению поставщиков товаров (работ, услуг). В частности, банковским платежным агентам могут поручаться прием наличных денежных средств от физических лиц (например, в погашение банковских кредитов, для оплаты электронных денег и др.), а также выдачи наличности физическим лицам через платежные терминалы и банкоматы. В качестве примера можно привести ООО НКО "Яндекс. Деньги", которое является небанковской кредитной организацией и имеет широкую сеть банковских платежных агентов, которые принимают наличные деньги для пополнения электронных кошельков "Яндекс. Деньги" (группы компаний "Евросеть", "Альт Телеком", "Связной", ООО "Европлат", ООО "Ситипэй" и др.). Банковские платежные агенты также вправе привлекать субагентов.
За нарушение платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
Хранение, перевозка и инкассация наличных денег. В настоящее время государство устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций. Они закреплены в Положении о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24 апреля 2008 года N 318-П) <1>. Эти правила направлены на обеспечение сохранности наличных денежных средств в банковской системе.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2008. N 29 - 30.
Замена поврежденных в ходе денежного обращения банкнот и монеты Банка России. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Правила обмена определены в Указаниях Банка России от 26 декабря 2006 года N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
|