Цели и сущность валютного регулирования. Исходя из преамбулы Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле") целью валютного регулирования является обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
Прежде всего, осуществляя валютное регулирование, государство защищает национальную валюту от конкуренции со стороны иностранных валют <1>, обеспечивает на нее спрос на своей территории. Вытеснение национальной валюты из денежного обращения чревато потерей управления денежной системой, дестабилизацией финансовой системы государства и национальной экономики.
--------------------------------
<1> Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013.
Соответственно, в целях валютного регулирования требуется четко идентифицировать национальную валюту. Для этого в ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" даны определения валюты Российской Федерации и иностранной валюты:
- валюта Российской Федерации - (1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; (2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
- иностранная валюта - (1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; (2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
При этом поскольку денежное обращение обеспечивается в том числе посредством выпуска и оборота ценных бумаг, то валютным регулированием охвачены и ценные бумаги. Валютное законодательство подразделяет ценные бумаги на внутренние и внешние: первые обеспечивают обращение национальной валюты, вторые - иностранной. Согласно ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле":
внутренние ценные бумаги - (1) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; (2) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.
Иностранная валюта и внешние ценные бумаги охвачены понятием "валютные ценности" с учетом их общей роли в национальном денежном обращении.
Установив, что валютное регулирование осуществляется с целью обеспечения спроса на национальную валюту на территории соответствующего государства, следует отметить, что уровень такого спроса будет различаться для субъектов, имеющих тесные политические, экономические или социальные связи с этим государством, и субъектов, таковых связей не имеющих. Первые в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" именуются резидентами, вторые - нерезидентами:
- к резидентам относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также (1) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; (2) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство; (3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая обособленные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации);
- прочие субъекты относятся к нерезидентам.
Резиденты обязаны преимущественно использовать российскую валюту для платежей и расчетов (а в определенных ситуациях - и для формирования сбережений). Установление государством такой обязанности для резидентов обеспечивает высокий спрос на национальную валюту. При этом такое правило не действует в отношении нерезидентов, поскольку для них основной является национальная валюта другого государства. Соответственно, валютное регулирование для резидентов и нерезидентов различается.
Валютное регулирование в целях поддержания спроса на национальную валюту осуществляется посредством установления правил совершения операций с российской и иностранной валютой, а также с внутренними и внешними ценными бумагами для резидентов и нерезидентов.
Также помимо формирования спроса на национальную валюту валютное регулирование преследует и другую цель - организацию и обеспечение функционирования внутреннего валютного рынка. На внутреннем валютном рынке государство имеет возможность закупать иностранную валюту для пополнения золотовалютных запасов и обеспечения потребностей национальной экономики. Для реализации этой цели в рамках валютного регулирования может устанавливаться обязанность резидентов по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Указанная мера юридически существовала в России до 1 января 2007 года, а фактически действовала до апреля 2006 года <1>. При этом в настоящее время сохранилось правило об обязательной репатриации резидентами иностранной и национальной валюты на российские банковские счета.
--------------------------------
<1> См.: Инструкция Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2004. N 29.
Посредством валютного регулирования регулируется и движение капитала. Например, могут вводиться ограничения на вывоз из России, а также перевод с российских счетов на зарубежные денежных средств и ценных бумаг.
Источники валютного регулирования. Органы валютного регулирования. Валютное регулирование в России осуществляется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", в котором закреплены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Например, специальные правила валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (ст. 7), Федеральном законе от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <2> (ст. 18).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3367.
<2> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 280.
Также валютное регулирование осуществляется международными договорами, которые подлежат приоритетному применению. К этой группе источников можно отнести Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 года), принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 51 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4867.
Нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования могут издаваться органами валютного регулирования, которыми являются Банк России и Правительство РФ. Следует сказать, что в настоящее время указанные полномочия органов валютного регулирования фактически не реализуются в связи с либерализацией валютного регулирования, при этом до 1 июня 2006 года в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" действовали специальные статьи, которыми прямо определялись полномочия Центробанка и Правительства РФ по регулированию валютных операций движения капитала: Правительство РФ было уполномочено устанавливать порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте товаров (ст. 7), а Банк России - при предоставлении и получении кредитов и займов (ст. 8).
Валютное регулирование определяется проводимой государством валютной политикой. Следует отметить, что в России последовательно проводится политика либерализации валютного регулирования, которая заключается в постепенном ослаблении, а также отмене части валютных ограничений. Так, с 2007 года отменена ст. 21 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которая предусматривала обязанности резидентов по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Также с 1 января 2007 года отменено резервирование, предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации. С 1 июля 2006 года отменены правила, касающиеся обеспечения исполнения обязательства нерезидентов перед резидентами.
Валютное регулирование и валютная политика базируются на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", к которым относятся:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
|