Валютный контроль. Валютный контроль - это контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства, в том числе правил совершения валютных операций.
Полномочия в сфере валютного контроля поделены между Правительством РФ и Центральным банком РФ: Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, Правительство РФ - контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
Центральный банк РФ является органом валютного контроля. Правительство РФ непосредственно функцию валютного контроля не реализует, а осуществляет его посредством уполномоченного федерального органа исполнительной власти. С 2004 года и до 2 февраля 2016 года органом валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, была Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) <1>. Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" <2> Росфиннадзор упразднен; его функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (пп. "б" п. 2).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора) // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 591.
<2> СЗ РФ. 2016. N 6. Ст. 831.
Кроме органов валютного контроля контроль в валютной сфере осуществляют агенты валютного контроля. Функции агентов валютного контроля возложены на уполномоченные банки, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", профессиональных участников рынка ценных бумаг <1>.
--------------------------------
<1> См.: глава 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Таким образом, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя группами специальных субъектов - органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля наделены общими контрольными полномочиями: они вправе проводить проверки в отношении резидентов и нерезидентов с целью контроля за соблюдением ими актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 года N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков" // СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1089; Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" // Вестник Банка России. 2012. N 48 - 49.
При этом процедуры реализации контрольных полномочий в валютной сфере каждым субъектом контроля различаются, что обусловлено спецификой их основной деятельности. Так, налоговые органы могут проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования одновременно с камеральными и выездными налоговыми проверками <1>. Таможенные органы исполняют контрольные функции в валютной сфере при осуществлении таможенного контроля <2>. Уполномоченные банки осуществляют функции валютного контроля посредством оформления паспортов сделок <3> и предоставляют сведения, необходимые для осуществления валютного контроля, другим субъектам контроля <4>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 3.1 Приказа Минфина России от 4 октября 2011 года N 123н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Приказ ФТС России от 17 ноября 2009 года N 2075 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" // Вестник Банка России. 2012. N 48 - 49.
<4> См.: Приказ ФТС России от 30 декабря 2010 года N 2721 "Об утверждении порядка направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о представлении документов и сведений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 17.
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля и агенты валютного контроля взаимодействуют <1>, обмениваются информацией (документами и сведениями) <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 года N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 38. Ст. 3989.
<2> См., например: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" (вместе с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары) // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 55.
В целях осуществления валютного контроля резиденты и нерезиденты обязаны: (1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в установленных случаях; (2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее чем трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Ответственность за нарушения валютного законодательства. За нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена административная ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ). Административная ответственность предусмотрена за: 1) осуществление незаконных валютных операций (то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством либо осуществленных с нарушением валютного законодательства), либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации; 2) непредставление либо представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации; 3) невыполнение резидентом требований по репатриации валюты; 4) несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок. В 2015 году административная ответственность за нарушения валютного законодательства усилилась: в ст. 15.25 КоАП РФ включены части 6.4 и 6.5, которые предусматривают ответственность за повторное совершение административных правонарушений - несоблюдение порядка и сроков представления документов, а также сроков их хранения (форм учета и отчетности, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России, других документов и информации), нарушение правил оформления паспортов сделок.
В случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе нарушения правил открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, соответствующая информация о нарушителе и совершенном нарушении поступает к органу валютного контроля, имеющему право применять соответствующие административные санкции. Уполномоченные должностные лица этого государственного органа власти рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
В ст. 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" закреплены права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля и привлечении к ответственности за нарушения валютного законодательства. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: (1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; (2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; (3) требовать возмещения реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Также за валютные нарушения предусмотрена и уголовная ответственность. Специальный состав закреплен в ст. 193 Уголовного кодекса РФ и предусматривает ответственность за нарушение правил репатриации валюты: руководитель организации несет ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (более 30 млн руб.). Также специальный состав закреплен в ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении денежного перевода). Традиционно уголовной ответственностью караются изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, в том числе иностранной валюты и внешних ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).
|