Понятие бюджетного процесса применительно к практике зарубежных стран не отличается от аналогичного понятия, сложившегося в российской правовой доктрине, и обозначает "регламентированную законодательством деятельность органов государственной власти по составлению проектов бюджетов, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, контролю за исполнением, а также составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета" <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 420.
Бюджетный процесс представляет собой циклический, ежегодно повторяемый комплекс мероприятий, осуществление которых возложено на специально уполномоченные органы. Весь процесс принято делить на стадии, или этапы, в зависимости от содержания той или иной деятельности и органа, который ее осуществляет.
В зарубежной литературе, как и в отечественной, выделяют четыре основных этапа: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета и так называемая стадия заключения, на которой составляется и утверждается отчет об исполнении бюджета. Иногда в качестве самостоятельных стадий бюджетного процесса выделяют контрольную и аналитическую. Контроль, безусловно, важен для бюджетного процесса, однако он осуществляется на всех стадиях, присутствует в различных формах в деятельности каждого уполномоченного ведомства и затруднительно выделить его в самостоятельный этап.
В том же ключе необходимо рассматривать и аналитическую деятельность. В зарубежной бюджетной практике придается большое значение финансово-аналитическим процедурам, разработке научно обоснованных методик планирования и оценки эффективности бюджетных операций. Тем не менее они обычно являются составной частью определенного этапа, чаще всего этапа составления проекта бюджета, и не могут рассматриваться в отрыве от него.
Здесь уместно отметить, что указанные четыре стадии бюджетного процесса, в свою очередь, делятся на более мелкие этапы. Они охватывают весь спектр действий органов власти от возникновения потребности в расходах и их предвидения до заключительного утверждения отчета об исполненном бюджете. Все они в совокупности составляют бюджетный цикл (иногда его именуют бюджетным кругооборотом), который в большинстве зарубежных стран длится около трех лет.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов государственной власти по составлению проектов бюджета, рассмотрению, утверждению бюджета, его исполнению, контролю за исполнением, составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета.
Составление проекта бюджета. По общему правилу полномочиями по подготовке бюджета в большинстве государств мира наделена исполнительная власть. Раньше во Франции по Конституциям 1791 и 1795 годов, а в США до 1921 года проект бюджета составлялся исключительно законодательной властью, но сегодня полномочиями по составлению бюджета наделены министры финансов. В некоторых государствах (например, в Болгарии, Канаде, США, Швейцарии) этими полномочиями наделен глава исполнительной власти. Как правило, везде за разработку проекта бюджета отвечают министерства финансов (в США эту роль выполняет Административно-бюджетное управление - АБУ), задачами которых являются оценка доходов и расходов и соблюдение налоговой политики государства.
Работа по составлению бюджета начинается задолго до начала финансового года (во Франции - за 12 месяцев, в США - за 18 месяцев, в Канаде - за 15 месяцев). Сметы расходов министерств и ведомств разрабатываются соответствующими отделами каждого из них, а затем обобщаются министром и передаются в минфин. Уточнения и изменения, предложения обсуждаются на заседании правительства, но в Великобритании, Франции, Болгарии и Канаде министр финансов может по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения.
В Постоянных правилах палаты общин Великобритании зафиксировано право короны инициировать бюджетный процесс, но ответственность за составление бюджета несет министр финансов. При подготовке проекта в его составлении участвует целая группа отделов, Казначейство, Межрегиональный комитет по определению государственных расходов и Межрегиональный комитет по бюджету, состоящие из представителей всех министерств и ведомств.
Во Франции в соответствии со ст. 37 Ордонанса министр финансов под руководством премьер-министра подготавливает проект закона о финансах. Проект закона о бюджете готовит Бюджетное управление в контакте с Генеральным налоговым управлением, Комиссией по доходам и Таможенным управлением. Свои предложения по бюджету они передают министру финансов. Окончательное решение принимает Совет министров Франции.
В соответствии с Конституцией США только Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, подати и акцизные сборы. Он же регулирует эмиссии и выдачу денег. Но в обход Конституции, в соответствии с Законом о бюджете 1921 года, прерогатива составления и исполнения бюджета перешла к Президенту США, под руководством которого АБУ составляет проект бюджета на основе заявок министерств и ведомств.
Составление проекта бюджета в развивающихся странах, как правило, осуществляется министерством финансов и местными финансовыми органами, в Конго - Министерством финансов и бюджета, а в Нигерии эта работа возложена, как и в США, на Административно-бюджетное управление, которое действует в этой стране с 1981 года. Работа по составлению бюджета ведется около года.
Бюджеты составляются по бюджетным классификациям доходов и расходов, которые следует рассматривать как систематизированные группировки, т.е. все доходы и расходы должны располагаться в бюджете в определенном порядке и быть отнесены на определенные цели. Место каждого дохода и расхода заранее предусмотрено в бюджетной схеме. Все это и составляет бюджетную классификацию расходов и доходов как обязательную их группировку и твердый порядок их расположения в бюджете. Данный бюджетный документ утверждается соответствующим государственным органом и, следовательно, имеет юридическое значение. В нем практически выражены правовая организация бюджета и компетенция органов власти и управления по составлению и исполнению бюджета.
В бюджетной классификации находят отражение организация государственного аппарата, организация экономического и социального устройства страны.
В развивающихся странах бюджетные классификации пока недостаточно развиты: они или очень просты и представляют собой перечисление названий отдельных отраслей или функций государственной деятельности, или, наоборот, сложны и, соответственно, дают возможность для сокрытия истинных бюджетных расходов.
В развитых странах, независимо от их политических систем, сложилось несколько видов бюджетной классификации: министерская, отраслевая, предметная и смешанная. Данные классификации используются и в освободившихся странах.
В последние годы все большее развитие получает целевая классификация, предусматривающая выделение бюджетных средств на определенные программы, причем как в развитых, так и в развивающихся странах мира. Целевые программы в развивающихся странах, как правило, отражают их социально-экономическую направленность. В Эфиопии была разработана и осуществлена программа по переселению людей из засушливых районов в более плодородные. Мавритания, Мали и Сенегал выполняют программу по освоению бассейна реки Сенегал, возводят на ней плотины, строят порты, проводят линию электропередачи и т.д. <1>. В 1970 - 80-е годы в Нигерии были разработаны первая и вторая программы буровых работ по изысканию нефтяных залежей. В 1980 году принята программа регионального уровня под названием "Лагосский план действия", одобренная Организацией африканского единства.
--------------------------------
<1> См.: Шмелев В.В. Экономические группировки развивающихся стран: экономико-статистический справочник. М., 1984. С. 120 - 121.
Составленный проект бюджета рассматривается главой государства - президентом, монархом, одобряется им и передается на утверждение высшего законодательного органа страны.
Рассмотрение и утверждение бюджета. После рассмотрения проекта бюджета соответствующими органами исполнительной власти он направляется в парламент. Законодательство каждого государства предусматривает определенные сроки представления бюджетных документов: во Франции - середина сентября, в Германии - июнь, в Канаде - февраль, а в США и Японии - январь. Первоначально проект бюджета рассматривается в специализированных комиссиях, а также в отраслевых комитетах парламента.
В Великобритании и Канаде нет специализированных комитетов по бюджету, поэтому проект бюджета рассматривается всей палатой.
Затем председатель комиссии по бюджету выступает с докладом перед депутатами всей палаты, и начинается обсуждение. Согласно общему правилу обсуждение законопроекта о бюджете слушается в нескольких чтениях. Как правило, для каждого чтения учреждаются строгие временные рамки, определенные правила дебатов и кворум при голосовании.
Так, процедурные особенности принятия финансовых законов предусмотрены в ст. 47 Конституции Франции. Согласно этой статье на первое чтение бюджета Национальному Собранию отводится 40 дней. Если решение не принимается, правительство передает проект в Сенат, который должен принять свое решение в течение 15 дней. Если же парламент не принял решения в течение 70 дней, проект финансового закона может быть введен в силу путем издания ордонанса Президентом Франции.
Статья 110 Основного закона ФРГ устанавливает для бундестага шестинедельный срок для вынесения решения по проекту бюджета.
Конституция Японии в ст. 60 ограничивает срок вынесения окончательного решения по бюджету до 30 дней вместо 60 дней, выделяемых для обсуждения обычного закона.
Закон о контроле за бюджетом США 1974 года устанавливает рамки прохождения проекта бюджета в парламенте по дням и часам. Продолжительность общих дебатов в палате представителей не должна превышать 10 часов, и на обсуждение общих экономических вопросов может быть выделено дополнительно не более 4 часов.
В Великобритании и Канаде все стадии прохождения бюджета в парламенте расписаны по дням и при отклонении парламент распускается.
В Испании в случае непринятия бюджета Конституция предусматривает автоматическое повторение предыдущего бюджета (ст. 134).
Основной закон Германии (ст. 111) наделяет федеральное правительство в случае непринятия бюджета правом производить все расходы, необходимые для содержания установленных законом учреждений и выполнения юридически обоснованных обязательств ФРГ.
По общему правилу депутаты парламента обладают правом внесения поправок в представленные законопроекты, но не по бюджетным и финансовым законопроектам, по изменению которых депутаты парламента обладают ограниченными полномочиями:
- в Аргентине, Бангладеш, Замбии, Канаде, Таиланде парламентарии могут лишь снижать расходы, но не увеличивать их;
- в Великобритании, Испании, Индии, Корее, Пакистане парламентарии могут уменьшать и увеличивать расходы, но для увеличения бюджетных расходов надо получить одобрение правительства;
- во Франции, Коста-Рике, Сенегале, Тунисе, Кот-д'Ивуаре парламентарии могут увеличивать или уменьшать бюджетные расходы, но только в том случае, если они одновременно предлагают компенсационные меры для соблюдения принципа бюджетного равновесия;
- в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Израиле и Швеции парламентарии могут все, но в ограниченное время;
- в Австралии, Ирландии и Сирии парламентарии не могут вносить никаких изменений в проект бюджета.
В некоторых странах особенностью прохождения проекта бюджета является ограничение роли верхней палаты парламента на второй стадии бюджетного процесса. Так, например, согласно ст. 60 Конституции Японии в случае разногласий между палатой представителей и палатой советников после объединенного заседания обеих палат решение палаты представителей по бюджету становится решением парламента в целом.
В Великобритании роль палаты лордов при принятии законов признается факультативной согласно ст. 1 Акта о парламенте 1911 года. Палата лордов располагает лишь одним месяцем для рассмотрения финансовых законопроектов, по истечении которого данный закон представляется на подпись Короне даже в случае его непринятия палатой лордов.
Во многих странах в результате разногласий по проекту бюджета между палатами парламента законодательство предусматривает возможность формирования согласительных комиссий для выработки компромиссного решения. Такие комиссии предусмотрены в законодательстве Германии, Франции, Японии, США и многих других государств.
После утверждения парламентом бюджет поступает на подпись главы государства.
В некоторых странах до подписания предусмотрена процедура предварительной контрассигнации. Так, Конституция Германии (ст. 82) и регламент правительства предусматривают обязательную контрассигнацию закона о бюджете федеральным канцлером и федеральным министром финансов. В случае несогласия с представленным бюджетом в государствах с президентской формой правления применяется отлагательное вето президента.
Исполнение бюджета. Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления доходов и финансирования расходов в пределах, установленных бюджетным законом. Причем в отношении доходов решение парламентов везде обязательно, а вот расходы могут быть и факультативными (т.е. одобренные кредиты могут и не расходоваться), но превышать суммы, утвержденные парламентом, запрещено. Выделяют два аспекта исполнения бюджета: финансовый и юридический. Финансовый аспект связан с деятельностью казначейства и (или) центрального банка, а юридический - с принципами и процедурой исполнения доходной и расходной частей бюджета.
Система и структура органов управления публичными финансами, их статус и круг полномочий в зарубежных странах формировались в соответствии с их культурно-историческими особенностями и напрямую зависят от формы государственного устройства.
Можно выделить некоторые закономерности и общие принципы организации системы финансового управления в зарубежных странах.
Во-первых, управление публичными финансами осуществляется централизованно на территории всего государства, при этом присутствуют некоторые элементы децентрализации, которые носят чаще всего формальный характер.
Во-вторых, общее руководство финансовой деятельностью возложено на центральную исполнительную власть, вместе с тем в системе исполнительных органов всегда присутствует специализированный орган, который обладает полномочиями по финансовому планированию, организации исполнения и общему контролю за всеми участниками финансовой деятельности. Как правило, таким органом является министерство финансов (в Великобритании оно традиционно именуется Казначейством, в США - Департаментом финансов). Следует подчеркнуть также, что роль и значение такого органа в иерархии субъектов централизованной публичной администрации, как правило, очень велики.
В-третьих, объем полномочий централизованных отраслевых органов финансового управления формируется под воздействием двух противоположных тенденций, которые принято называть "интеграция министерского звена" и "дифференциация государственного управления" <1>. Под интеграцией понимается укрупнение министерства финансов, расширение его компетенции, на базе которого может быть сформировано суперминистерство. Таким путем, например, были сформированы Министерство экономики, финансов и промышленности во Франции и Министерство финансов и национальной экономики в Саудовской Аравии.
--------------------------------
<1> См.: Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 48.
И наоборот, дифференциация предполагает разделение компетенции, выделение, обособление определенных полномочий путем передачи их специально создаваемым органам. В качестве примера можно привести Италию, где из Министерства финансов выделилось Министерство по бюджетным проблемам, а в Канаде аналогичным образом возникло Министерство национальных доходов.
Следует указать также, что порядок формирования, создание и реорганизация, статус, круг полномочий органов государственного финансового управления в зарубежных странах определяются специальными нормативными актами: законами, актами правительства, указами президента и т.п., - а основные полномочия в бюджетной сфере закрепляются в конституциях и бюджетных законах.
Наиболее специфичной из всех является система финансов Франции.
Как и в большинстве зарубежных государств, во Франции систему органов управления финансами возглавляет специализированное министерство - Министерство финансов. Министр финансов является членом правительства и непосредственно подчиняется ему в своей деятельности. Кроме того, во Франции существуют различные специализированные службы и ведомства. Например, полномочиями в сфере подготовки бюджета, организации всей процедуры планирования и разработки концепции государственного бюджета, а также информирования премьер-министра о своей деятельности и выборе бюджетной стратегии наделено Министерство по бюджету <1>.
--------------------------------
<1> Структура и состав органов публичной администрации находятся в постоянном движении и развитии. Система эта подвергается корректировке не только в России, но и в других государствах. В частности, во Франции до 1994 года в сфере управления финансами действовало суперминистерство. Затем оно разделилось на самостоятельные ведомства.
Что касается финансовой деятельности, связанной с исполнением бюджета, то она построена во Франции по принципу разделения функций распорядителей кредитов и государственных бухгалтеров. Такое разделение исходит из двойственности финансовой деятельности, направленной, с одной стороны, на формирование государственных доходов, с другой - на управление расходами. Аналогичная практика встречается и в других странах. Специфика французского права состоит в создании концепции усиленного контроля, в силу которой государственный бухгалтер несет личную материальную ответственность за выполняемые профессиональные обязанности.
Определение деятельности распорядителей кредитов и государственных бухгалтеров, а также объем их полномочий содержатся в Декрете N 62-1587 от 29 декабря 1962 года, сопровождающем общее положение о государственной бухгалтерии. Распорядители кредитов во Франции, как и распорядители бюджетных средств в современной России, делятся на главных и младших. Главные распорядители - это "чиновники, находящиеся на вершине административной иерархии": премьер-министр, министры и директора государственных служб, финансируемых из присоединенных бюджетов. Они уполномочены делегировать право подписи своим подчиненным - членам кабинета, директорам центральной администрации или высшим чиновникам своего аппарата, которые называются уполномоченными главными распорядителями.
Младшими распорядителями выступают лица, возглавляющие децентрализованные службы. На уровне районов и департаментов к ним относятся соответственно префект района и префект департамента. Они также имеют право делегировать свои полномочия руководителям подчиненных децентрализованных служб государственного управления, которые таким образом приобретают статус уполномоченных младших распорядителей.
Согласно ст. 6 упомянутого выше Декрета 1962 года, "распорядители, так же как и их уполномоченные и заместители, должны быть прикреплены к бухгалтерам, имеющим право подписи доходов и расходов, которым они предписывают исполнение". Государственные бухгалтеры выполняют функцию дополнительного контроля за выполнением операций с бюджетными средствами: следят за выполнением доходных и расходных статей учреждением, к которому они прикреплены, хранят документы бухгалтерской отчетности, проводят проверки бухгалтерии и др.
Государственные бухгалтеры во Франции также делятся на два ранга: главные и младшие. Главные бухгалтеры непосредственно распоряжаются счетами, младшие бухгалтеры подчиняются в своей деятельности главным.
Государственные бухгалтеры назначаются министром финансов или с его одобрения. Акт назначения публикуется в порядке, определяемом для каждой категории служащих.
Перед вступлением в должность государственные бухгалтеры гарантируют соблюдение Конституции и приносят присягу. Как уже указывалось, должность государственного бухгалтера предполагает особый, чрезвычайный объем ответственности. За операции с бюджетными средствами, которые находятся под их контролем, они отвечают всем своим имуществом.
Во Франции существует несколько категорий бухгалтеров: бухгалтеры Казначейства, бухгалтеры финансовых администраций, специальные бухгалтеры Казначейства, бухгалтеры присоединенных бюджетов, а также бухгалтер государственного долга и центральный бухгалтер Казначейства.
Особой заслугой французской администрации является организация системы финансового и бюджетного контроля, которая не случайно признана одной из самых совершенных в мире.
Операции по исполнению бюджета во Франции делятся на операции юридического и финансового характера.
Финансовые операции проводят бухгалтеры, т.е. проверяют статью расхода, законность проведения, наличие средств и сроков, уровень подписанта и затем принимают или выдают деньги.
Поэтому распорядители кредитов предписывают исполнение доходной части бюджета, производят расходы в строго установленных рамках, а бухгалтеры обеспечивают сбор доходов, осуществляют расходы и обеспечивают сохранность денежных средств.
Другим принципом исполнения является принцип единства кассы, когда все собранные доходы поступают на единый счет Минфина в Центральном банке, а с него производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. В период монархии на каждый расход был свой налог (доход) - на войну, на двор, на благовония и т.д.
В зарубежных странах имеются 3 основные системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Казначейская система впервые появилась во Франции 450 лет назад, когда доходы собирались через специальные казначейские кассы, расположенные на территории всей страны. В различных странах казначейства наделены разными правами. Например, в Германии на федеральном уровне кассовое исполнение бюджета выполняет банковская система, а на местном уровне - казначейская система. Во Франции все расходы проходят через счета Казначейства. В Японии и США исполнение банковское, а в Великобритании Казначейство осуществляет не расчеты по бюджету, а контроль за общими поступлениями в Консолидированный фонд, расходы по которому находятся в ведении Генерального аудитора страны.
Исполнение бюджета возлагается на правительство, всю оперативную работу по исполнению бюджета организуют и осуществляют министерство финансов и финансовые органы на местах.
Данная стадия бюджетного процесса является основной, так как именно в этот период осуществляются сбор доходов и их расходование. Этот период называется бюджетным или финансовым годом, обычно он равен 12 месяцам. Бюджетный год может совпадать с календарным годом, такое положение свойственно большинству стран мира: во Франции, Алжире, Бенине, Кот-д'Ивуаре, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Марокко и других государствах год начинается с 1 января; в Бирме, Индии, Индонезии, Нигерии - с 1 апреля; в Бангладеш, Пакистане, Египте, Саудовской Аравии - с 1 июля.
Начало бюджетного года обусловливается несколькими факторами: традициями и обычаями, началом работ парламента, совпадением с сельскохозяйственным годом или участием в интегрированном сообществе.
Непосредственная ответственность за использование бюджетных ассигнований обычно возложена на распорядителей кредитов - руководителей государственных органов и организаций.
Заключительная стадия бюджетного процесса сводится к составлению отчета об исполнении бюджета и его утверждению. Для этой цели отчет обычно передается в парламент, где он и рассматривается.
Контроль за исполнением бюджетов. Он заключается в контроле за поступлением средств и их расходованием и поэтому имеет наименования: контроль административного исполнения бюджета и контроль счетного исполнения бюджета. Причем контроль за исполнением бюджетов проводится не только на стадии исполнения, но и после фактического исполнения.
Поэтому контроль подразделяется на следующие виды:
- в зависимости от контролируемого агента - административный, распорядителя кредита и бухгалтерами;
- в зависимости от времени проведения - предварительный, текущий и последующий;
- в зависимости от места проведения - выездной и камеральный;
- в зависимости от органа, осуществляющего контроль, - административный, судебный и парламентский.
Во Франции существуют парламентский (комиссии) контроль и Счетная палата, созданная еще в 1807 году, она представляет доклад Президенту. Генеральная инспекция финансов подчинена министру финансов, но в Минфин не входит и проводит контроль всех звеньев государственных финансов.
Контроль за исполнением бюджета состоит из трех стадий: контроль a priori, контроль в ходе исполнения бюджета и контроль a posteriori. Эти процедуры контроля осуществляются самими администрациями, органами автономной юрисдикции, а также парламентом.
Предварительный контроль производится отдельно на центральном и местном уровнях. Порядок организации финансового контроля на центральном уровне закреплен в Законе от 10 августа 1922 года. Министром по бюджету при каждом расходующем министерстве назначаются специальные финансовые контролеры. В их обязанности входят проверка и визирование всех финансовых документов, на основе которых осуществляется расходование государственных денежных средств. Он является гарантом соблюдения действующего законодательства и актов исполнительной власти в сфере государственных расходов. Финансовый контролер может также консультировать руководителей в отношении интересующих финансовых проектов и давать разъяснения по возникающим в ходе реализации этих проектов вопросам.
В процессе осуществления своих полномочий финансовые контролеры поддерживают тесную связь с Министерством экономики и финансов, дирекцией по бюджету, а также Счетной палатой.
На местном уровне финансовый контроль над расходованием государственных денежных средств осуществляется исходя из принципа децентрализации. Для его проведения в жизнь 13 ноября 1970 года был издан специальный Декрет N 70-1049 Французской Республики.
Функции финансового контролирования здесь возложены на старшего казначея, который наделен правом подписи расходных документов. В отдельных случаях младший распорядитель может обойти запрет финансового контролера на осуществление финансовых операций. При этом необходимо принять мотивированное решение и известить финансового контролера.
Текущий контроль в ходе исполнения бюджета возложен на государственных бухгалтеров, которые проверяют правильность расчета и уплаты налогов и осуществления расходов на основе общепринятых правил бухгалтерского учета.
Таким образом, система финансового контроля включает в себя: финансового контролера; Счетную палату; Генеральную финансовую инспекцию; Палату бюджетной и финансовой дисциплины.
В Германии готовит отчет министр финансов, а Федеральная счетная палата дает свои выводы о рентабельности и правильности руководства бюджетом.
Контроль за исполнением бюджета в Японии непосредственно возложен на специально созданный в этих целях орган - Ревизионную палату ("Кайкэй кэнсаин") - специализированный орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти. К основным источникам права, регулирующим сферу государственного финансового контроля, помимо соответствующих конституционных норм, следует отнести принятый по прямому указанию Конституции Закон о Ревизионной палате 1947 года с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, Закон о публичных финансах и Регламент самой Палаты.
Ревизионная палата (РП) состоит из Совета ревизоров (аудиторов) и Генерального секретариата. Органом, принимающим решения от имени РП, является Совет в составе трех ревизоров. Ревизоров назначает Кабинет министров с согласия обеих палат парламента (ст. 4 Закона о РП). Назначение и освобождение от должности подлежат утверждению императора, что подчеркивает особую важность и значение РП в системе государственных органов.
Срок полномочий ревизора - семь лет. Должность свою он не может занимать свыше двух сроков. Важной гарантией независимости ревизора является его несменяемость. Полномочия ревизора могут быть прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в Законе о РП (ст. 8). Возглавляет РП ее Председатель, избираемый из своего состава и утверждаемый Кабинетом министров. Председатель РП не обладает какими-либо особыми полномочиями. Он председательствует на заседаниях Совета ревизоров и представляет РП во взаимоотношениях с другими государственными органами. В Законе о РП особо оговаривается одинаковый вес голосов всех трех ревизоров, в том числе и Председателя РП. Ревизионная палата Японии в этом отношении схожа с органами финансового контроля ряда европейских стран, функционирующих в соответствии с принципом коллегиальности принятия решения. Совет ревизоров имеет право ревизовать ежегодный окончательный отчет о государственных доходах и расходах; запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения ревизии; принимать решение о привлечении к ответственности нарушителей финансовой дисциплины и др. Под руководством Совета ревизоров работает Генеральный секретариат, осуществляющий оперативную деятельность и проводящий аудиторские проверки. В структуре Генерального секретариата функционируют секретариат и пять аудиторских бюро. Последние осуществляют ревизии и контролируют отдельные направления государственной деятельности. Численность персонала РП в начале 1990-х годов превысила 1 200 человек.
В США доклады Конгрессу готовит Бюджетное управление Конгресса (БУК), созданное в 1974 году для подготовки докладов о состоянии исполнения бюджета. Оно готовит пятилетние прогнозы экономического развития. Главное контрольно-ревизионное управление, образованное в 1921 году, возглавляется генеральным контролером, назначаемым Президентом. Оно проводит контроль за расходованием государственных средств и о результатах докладывает Конгрессу США.
|