На сегодняшний день одной из важнейших проблем в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является немедицинское употребление новых психоактивных веществ, обладающих неопределенным правовым статусом. Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте. В настоящее время в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законными, так и незаконными, путем реакций между определенными химическими веществами, все чаще создаются психоактивные вещества, отличающиеся молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. В обществе для обозначения данной группы веществ используются такие сленговые понятия, как «дизайнерские» наркотики, «легальные» наркотики, «спайсы», «соли», миксы и др.
Под «дизайнерскими» наркотиками принято понимать синтетические наркотические препараты, имеющие свойства какого-либо натурального наркотического вещества, но отличающиеся от него по химической струк- туре[1].
«Дизайнерские» наркотики (от англ. to design - проектировать, разрабатывать) - психоактивные вещества, разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства, синтетические заменители какого-либо натурального вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего либо близкие, но не идентичные по строению вещества, как обладающие, так и не обладающие сходной фармакологической актив- ностью[2]; как правило, представляют собой аналоги или производные уже существующих наркотиков, созданные путем изменений различного характера в их химической структуре, реже - путем создания качественно новых препаратов, обладающих свойствами уже известных наркотиков.
Новые виды «легальных» наркотиков, называемые «дизайнерскими», сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время стремительно набрали популярность, особенно в молодежной среде. В основном это курительные миксы, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннабиноиды, содержащиеся, например, в марихуане.
В истории «дизайнерских» наркотиков можно выделить несколько этапов, обусловленных и связанных с развитием научно-технического прогресса в целом и химической, медицинской отраслей в частности.
В 1925 г. в рамках Международной конвенции по опиуму крупнейшие государства подписали соглашение об особом контроле за производством и распространением морфия, а в мире быстро начали набирать обороты производство и продажа диацетилморфина и его альтернатив. Самыми заметными среди них стали дибензоилморфин и ацетилпропионилмор- фин, которые оказывали близкие к героину эффекты воздействия на организм человека, но не попадали под запреты Конвенции. Для того чтобы контролировать оборот новых наркотиков, Комитетом по здравоохранению Лиги Наций были выпущены ряд резолюций и к 1930 г. было создано первое положение об аналогах, в котором устанавливалось правовое регулирование всех эфиров морфина, а также оксикодона и гидроморфона.
В качестве примера использования «дизайнерских» наркотических веществ можно привести употребление диэтилового эфира в качестве легальной альтернативы алкоголю в годы «сухого закона» в США.
Очередным этапом развития «дизайнерских» наркотиков стало массовое распространение в 1960-х гг. психоделика LSD-25, разработанного в военных целях для подавления чувства страха у солдат. В этот же период - с начала 1960 г. по 1970-е гг. в мире растет количество новых синтетических галлюциногенов. Так, в Сан-Франциско в 1967 г. появляется новый сильный психоделик из класса замещенных амфетаминов DOM.
Конец 1970-х гг. ознаменовался появлением на нелегальном рынке аналогов фенциклидина (PCP). Данный этап в истории дизайнерских наркотиков характеризуется отсутствием четких юридических принципов, позволяющих регулировать появление новых аналогов наркотических веществ.
Само понятие «дизайнерские» наркотики появляется в 1980-х гг. для обозначения различных синтетических опиоидных препаратов, главным образом на основе молекулы фентанила или мепередина (например, а- метилфентанил), появившихся на черном рынке в качестве аналогов героина. О более ярком разрушительном воздействии на организм «дизайнерских» наркотиков, нежели традиционных, произведенных из различных растений и грибов, свидетельствует установленный факт того, что один из таких препаратов - MPPP - иногда содержал примеси вещества MPTP, вызывающего повреждения головного мозга.
Более широкую популярность понятие «дизайнерские» наркотики обрело после массового распространения МДМА («экстази») в середине 1980-х гг. на территории США и стран Западной Европы.
В конце 1990-2000 гг. оборот «дизайнерских» наркотиков приобретает глобальные масштабы. Одним из главных факторов, способствовавших их распространению, стал Интернет. В это время появляется эвфемизм «вещества для исследований» (англ. research chemicals), введенный в оборот продавцами «дизайнерских» наркотиков (в частности, психоделиков семейства триптаминов и фенилэтиламинов). Концепция «веществ для исследований» заключалась в том, что реализация химических веществ, предназначенных якобы для научных исследований, а не для потребления человеком (маркированных соответственно), не попадает под действие закона США об аналогах наркотических препаратов.
Многие психоактивные вещества, реализуемые в этот период под видом «веществ для исследований», имели химическое структурное сходство с такими веществами, как псилоцибин и мескалин. Обширные химические исследования и изыскания фармацевтических корпораций, университетов и независимых исследователей, проведенные на протяжении XX в., явились теоретической базой для появления новых дизайнерских наркотиков.
На современном этапе развития «дизайнерских» наркотиков появилось множество новых синтетических наркотиков, включающих большое разнообразие новых психостимуляторов, а также психоделиков, депрессантов. Особую популярность с середины 2000-х гг. получают синтетические каннабиноиды, входящие в состав так называемых курительных сме- сей[3].
Распространение ароматизированных курительных смесей растительного происхождения, известных как «спайсы» (Spice), постоянно растет из года в год. Начиная с 2004 г. во многих европейских странах появилась реклама растительных смесей, предлагаемых в качестве курительного ладана или ароматизатора воздуха. Продажа спайсов велась исключительно через Интернет и рекламировалась как замена каннабису. В 2008 г. смеси получили широкую популярность благодаря огромному числу публикаций на эту тему.
В результате на этот продукт стали смотреть как на легальную альтернативу каннабиса не только потребители таких экспериментальных наркотиков, но и большая часть потребителей наркотиков растительного происхождения, а также просто любопытные люди.
Спайсы оказались более привлекательны для потребителей каннабиса вследствие того, что они не могли быть обнаружены скрининговыми методами там, где реализуются программы тестирования персонала для установления факта употребления наркотиков (школьники, водители, военнослужащие и др.).
Ингредиенты большинства смесей, как указано на этикетке, являются растениями, содержащими натуральные психоактивные алкалоиды, например бетоницин, апорфин, леонурин или нуцифирин.
Только в конце 2008 г. в спайсах были идентифицированы два синтетических каннабиноида как основные активные компоненты: циклогексилфенол CP-47, 497-C-8 и аминоалкилиндол JWH-018. Непосредственно оба компонента попали под контроль в ряде европейских стран, таких как Австрия, Г ермания, Франция, Люксембург, Польша, Литва, Швеция и Эстония. Этот факт, очевидно, дал толчок к появлению других новых дизайнерских каннабиноидов в растительных смесях, таких как JWH-073, JWH-250, JWH-398, и иных каннабиноидо-подобных веществ с ами- ноалкилиндольной структурой[4].
Что касается российского опыта в данной области, то особого внимания требует тот факт, что в последние годы ситуация в сфере оборота наркотиков под видом курительных смесей вышла из-под контроля. Массовое распространение в России получили курительные смеси, обладающие галлюциногенным и психотропным действием. Эта проблема приобрела особую актуальность в связи с регистрацией многочисленных отравлений в связи с их употреблением.
Анализ данной сферы показывает, что до 22 января 2010 г., когда постановлением Правительства России курительные смеси были отнесены к категории наркотиков, деятельность прокуратуры, правоохранительных и контролирующих органов сводилась к пресечению их распространения и административному преследованию торговцев. При этом, несмотря на потенциальную опасность курительных смесей для жизни и здоровья граждан, вопрос о привлечении распространителей к уголовной ответственности правоохранительными органами, как правило, не ставился[5].
По поручению Роспотребнадзора Институт питания РАМН провел экспертизу курительных смесей и аналогичных им, обнаружив в их составе ядовитые и психотропные вещества. На основании этого заключения 9 апреля 2009 г. Роспотребнадзор запретил оборот курительных смесей, содержащих в составе шалфей предсказателей (Salvia divinorum), гавайскую розу (Argyreia nervosa) или голубой лотос (Nymphea caerulea)[6].
Фактически этот нетрадиционный для российского права запрет, без включения веществ в правительственные списки наркотиков, лишь на время ограничил продажу растительных смесей в уличных табачных лавках. Обусловлено это тем, что смеси начали выпускать под новыми брендами, а санитарно-эпидемиологические заключения на них выдавались как на продукты иного, чем ранее, предназначения, например, скраб для тела, тем более что вопросы интернет-торговли данными веществами урегулированы слабо[7].
И только Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» вышеуказанные вещества растительного происхождения, ряд химических веществ, входящие в состав курительных смесей, внесены в список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681[8].
«Рынок» наркотических средств и психотропных веществ немедленно отреагировал на этот запрет. Появились новые вещества, чья химическая структура незначительно отличается от исходных, включенных в списки контролируемых веществ. Так, широкое распространение в незаконном обороте получили вещества, имеющих сходные с подконтрольными веществами химическую структуру и, очевидно, психоактивные свойства, но не включенные в списки подконтрольных веществ.
Для привлечения к уголовной и административной ответственности за приобретение, хранение, контрабанду, сбыт т.н. «дизайнерских» наркотиков (ст. 228, ст. 228.1, ст. 229.1, ст. 230, ст. 232 УК РФ, ст. 6.8 КоАП РФ) необходимо положительное заключение химико-токсикологической экспертизы о признании вещества аналогом или производным конкретного наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Соответственно, на определенном этапе в органах ФСКН России при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, назначается комплексная экспертиза с участием экспертов разных специальностей (эксперт-химик, эксперт-фармаколог, эксперт-медик) и четко поставленными вопросами, в частности: является ли исследуемое вещество аналогом или производным наркотических средств и психотропных веществ (сходство по химической структуре и свойствам с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят). Экспертная практика показывает, что процесс признания вещества аналогом или производным в каждом конкретном случае довольно сложен и длителен, требует определенных исследований пролонгированного характера[9].
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части, касающейся противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ, был разработан и принят Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10].
Согласно положениям Федерального закона от 09.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» новыми потенциально опасными психоактивными веществами признаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее - реестр). Решение о включении вещества в реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, каковым определена на данный момент ФСКН России. При принятии решения о включении конкретного вещества в Реестр должно быть установлено, что ему присущи признаки новых потенциально опасных психоактивных веществ. При этом включение в Реестр возможно только при соблюдении установленных Федеральным законом № 3-ФЗ требований. Порядок формирования и содержания Реестра утвержден Приказом ФСКН России от 18.02.2015 № 69.
Согласно ст. 2.1 Федерального закона от 09.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ), в реестр включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. В то же время исходя из положений этого закона наркотическим опьянением можно признать опьянение, вызванное потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Другое толкование не основано на законе. Для устранения указанного требуется либо дополнить
Федеральный закон № 3-ФЗ определением наркотического опьянения, из которого должно однозначно следовать, что наркотическое опьянение может быть вызвано и потреблением веществ, не являющихся наркотическими средствами и психотропными веществами. Но тогда сотрется грань между наркотическим и токсическим опьянением.
Токсическое опьянение вызывается веществом, не являющимся наркотическим средством или психотропным веществом. Такое опьянение может быть вызвано аналогами наркотических средств или психотропных веществ, воспроизводящими их психоактивное действие. Применительно к новым потенциально опасным психоактивным веществам оговорки о том, что они воспроизводят психоактивное действие наркотических средств или психотропных веществ, в законе нет. Если рассматривать токсическое опьянение как более широкое понятие по отношению к наркотическому опьянению (наркотическое опьянение как частный случай токсического опьянения), тогда применительно к новым потенциально опасным психоактивным веществам следует говорить об ином токсическом (не являющемся наркотическим) опьянении.
В соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ включение вещества в реестр осуществляется при получении сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 3-ФЗ. В то же время медицинское освидетельствование, предусмотренное ст. 44, носит добровольный характер. За потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ ст. 6.9 КоАП РФ установлена административная ответственность. Сложно представить, что конкретный потребитель будет добровольно соглашаться на прохождение медицинского освидетельствования, чтобы его затем привлекли к административной ответственности[11].
В ст. 2.1 Федерального закона № 3-ФЗ предусмотрено, что решение о включении вещества в реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом нет конкретизации, о каком порядке идет речь. Возможно, имеется в виду судебный порядок. Не факт, что суд во всех случаях признает обоснованным включение вещества в реестр. В то же время ст. 2.1 Федерального закона № 3-ФЗ предусмотрено, что исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества из реестра осуществляется по решению уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти только в двух случаях, а именно: в случаях установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований или мер контроля за его оборотом. А как быть в случае соответствующего судебного решения? Кроме того, Федеральным законом № 3-ФЗ определено, что решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не позднее двух лет со дня включения такого вещества в реестр.
Оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также их потребление в Российской Федерации запрещены. Фактически установлен абсолютный запрет на оборот таких веществ. Но статус «нового потенциально опасного психоактивного вещества» временный - с максимальным сроком до двух лет, о чем уже было сказано выше. Утрата этого статуса происходит в случаях установления в отношении соответствующего вещества санитарно-эпидемиологических требований или мер контроля за его оборотом. При этом под санитарно-эпидемиологическими требованиями применительно к таким веществам, согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», понимаются обязательные требования к продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.
Установление меры контроля за оборотом таких веществ связано с их отнесением к контролируемым веществам, т. е. с признанием наркотическим средством, психотропным веществом либо их прекурсором или аналогом, сильнодействующим или ядовитым веществом. При «смене» статуса вещество из разряда запрещенных к обороту переходит в разряд либо запрещенных к обороту, либо ограниченных в обороте[12].
Статьей 2.1 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в Российской Федерации запрещается. В то же время ст. 234.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный оборот таких веществ только в целях их сбыта, а также за сам их сбыт. Возникает вопрос, какой должна быть ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ без цели сбыта. По логике вещей - административной, как это, например, предусмотрено в ст. 6.8 КоАП РФ, установившей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Однако применительно к новым потенциально опасным психоактивным веществам такая ответственность не установлена.
Их оборот без цели сбыта запрещен, а ответственности за нарушение этого запрета нет.
Оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в Российской Федерации запрещен Федеральным законом № 3-ФЗ. Одновременно этим законом установлено, что разрешается использование новых потенциально опасных психоактивных веществ в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, Федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
[1] Агаян В. А. Регулирование незаконного оборота синтетических наркотиков // Международный студенческий вестник. 2014. № 3. С. 34.
[2] Дизайнерские наркотики [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/ expert_6983.html (дата обращения: 12.05.2015).
[3] Ленчик М. В. Пути совершенствования национального законодательства, направленного на противодействие распространение «дизайнерской» наркомании // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2014. № 4. С. 53-62.
[4] Сыромятников С. В., Сарычев И. И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2.
[5] URL: www.FSKN.gov.ru.
[6] См.: Об усилении надзора за реализацией курительных смесей [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача Рос. Федерации от 09.04.2009 № 23. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Бадиков Д. А., Клевцов В. В. Правовые основы противодействия распространению запрещенных курительных смесей в России // Наука и практика. 2014. № 3 (60). С. 59.
[8] Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30.06.1998 № 681: ред. от 31.05.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 27, ст. 3198.
[9] Бадиков Д. А., Клевцов В. В. Противодействие распространению запрещенных курительных смесей в свете изменений российского законодательства // Вестник ОГУ. 2015. № 2 (43). С. 344.
[10] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 03.02.2015 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 6, ст. 885.
[11] Федеров А. В. Изменения в законодательстве об ответственности за незаконный оборот новых психоактивных веществ // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 2. С. 324-333.
[12] Бадиков Д. А., Клевцов В. В. Противодействие распространению запрещенных курительных смесей в свете изменений российского законодательства // Вестник ОГУ. 2015. № 2 (43). С. 344.
|