Если посмотреть на то, к чему приводит свободное экономическое взаимодействие индивидов с точки зрения неких социальных закономерностей, то мы видим сложнейшую систему балансировки спроса и предложения. Согласно открытым в экономической науке закономерностям, вытекающим непосредственно из рационального и максимизирующего характера человеческого поведения, при увеличении цены за единицу продукции, как правило, спрос начинает падать. Верно и обратное: снижение цены соблазняет на покупку товара тех, кого не устраивала прежняя цена, и в итоге спрос растет.
Эта же модель работает и в ситуации, когда изначальные колебания исходят от спроса или предложения. Если возрастает спрос (из-за того, [1] [2] [3]
что потребность в данном благе начинает испытывать большее число людей), а объем предложения не может быть моментально увеличен, цена растет. И наоборот, падение спроса (например, из-за появления привлекательного товара-заменителя) приводит к падению цены. В общем и целом все согласны с тем, что эти описанные в самом общем виде закономерности верны как общее правило. Бывают редкие случаи, когда эти законы не срабатывают и запускаются более сложные закономерности[4], и их тоже изучает экономическая наука.
Но что позволяет предсказать падение спроса при росте цены или рост спроса при падении цены? Ответ очевиден: теория рационального выбора. Деньги — ресурс ограниченный, и среднестатистический участник оборота имеет свое представление о том, сколько он максимум готов заплатить за некий товар, и не готов выбрасывать деньги на ветер. Соответственно, если цена товара вырастает по воле предпринимателя, решившего увеличить свою прибыль, то увеличивается вероятность того, что некоторое число потенциальных покупателей воздержится от покупки из-за того, что цена начнет превышать их готовность платить (их резервную цену). Соответственно, спрос падает.
По некоторым благам в силу целого ряда факторов спрос носит такой характер, что увеличение цены подавляет спрос в незначительной, непропорциональной росту цены степени (например, жизненно-важные продукты при отсутствии на рынке адекватных товаров- заменителей). В отношении рынка таких благ увеличение цены на 10% приводит к падению продаж менее чем на 10%. Если, например, цена на хлеб, товар, который достаточно трудно адекватно заменить в рационе людей нашей страны, вырастет на 10%, вероятнее всего, спрос на хлеб вовсе не упадет. Люди просто начнут меньше тратить на иные товары. В такой ситуации говорят о неэластичности спроса по цене. На рынке таких благ все, что сдерживает цены, — это не столько страх коммерсанта столкнуться с падением числа готовых заплатить такую цену покупателей, сколько конкуренция продавцов.
По другим же благам ситуация иная, и покупатели очень чутко реагируют на колебания цены. Например, турпоездки на дешевый морской курорт являются элементом своего рода роскоши, и к тому же имеется целый ряд альтернативных вариантов провести отпуск на море. Поэтому с большой долей вероятности повышение цены на 10% здесь приводит к непропорционально большим потерям в объеме продаж, т.е. падению продаж более чем на 10%. По поводу таких ситуаций в микроэкономической теории говорят об эластичности спроса по цене. Здесь цены на рынке сдерживает не только конкуренция, но и в не меньшей степени угроза потерять непропорциональное число покупателей.
Как же объяснить то, что при увеличении спроса при заданном объеме доступного предложения цены, как правило, растут, а при снижении — падают? Резкое увеличение спроса на вентиляторы аномально жарким летом не может быть часто компенсировано столь же быстрым увеличением предложения этого товара на рынке. В итоге образуется временный дисбаланс спроса и предложения. Многие потенциальные покупатели готовы предложить за покупку вентилятора большую цену, чем та, которая была ранее. Это стимулирует продавцов повышать цены. В итоге дефицитный товар идет в руки тех, кому он был нужнее и кто готов был заплатить больше, а другие пытаются найти заменители. Экономическая наука показывает благотворность таких свободных колебаний цен. Сверхприбыль, которую продавцы вентиляторов могут получить на этом рынке за счет резкого роста спроса, создает сильнейшие стимулы увеличивать поставки дефицитного товара из других регионов, а в случае долгосрочности проблемы — в некоторых случаях и производство. Это приводит к сравнительно быстрому насыщению спроса, которое в свою очередь в итоге приводит к падению цен и их возвращению к равновесному значению. Как показывает экономическая история, нет лучшего способа быстро насытить выросший спрос и балансировать его с объемом доступного предложения, чем довериться свободному рынку и свободному колебанию цен. Внешние стимулы запускают цепочку поведенческих реакций покупателей, продавцов, производителей, обладателей капитала, которые в совокупности приводят к удовлетворению потребностей и балансированию спроса и предложения без какого-либо центрального планирования.
Примерно то же самое происходит и при падении спроса. Продавцы вынуждены бороться за сжимающийся круг покупателей, вступая в жесткую ценовую конкуренцию, снижая цены, до тех пор, пока данный бизнес перестает быть рентабильным. Уход с рынка некоторых конкурентов и снижение объема производства остающимися на рынке игроками из-за падения рентабильности снижают объем предложения до того уровня, который соответствует понизившемуся уровню спроса, и цены стабилизируются.
В качестве общего правила эти и многие другие изученные в экономической науке поведенческие закономерности работают непреклонно и повсеместно, практически как железные законы физики, несмотря на то, что эти «законы» не установила природа непосредственно: они есть лишь следствие устойчивой склонности людей при совершении трансакций делать рациональный выбор и вести себя максимизирующим образом. Эта предсказуемость экономического поведения людей формирует устойчивые закономерности их взаимодействия.
Право в тех случаях, когда оно поощряет рыночную свободу, позволяет этим естественным закономерностям реализовывать свой потенциал по балансированию спроса и предложения. Плановая модель принудительного экономического взаимодействия, как правило, не способна обеспечивать столь же динамичное балансирование спроса и предложения. В плановой экономике из-за неспособности чиновников проникнуть в сознание миллионов граждан и адекватно оценить их субъективные потребности, с одной стороны, постоянно производится масса невостребованной продукции, а с другой стороны, все время образуются дефицит и очереди. Любой читатель, поживший в условиях советского планового эксперимента, все это прекрасно помнит.
[1] Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. New York: Harper and Brothers, 1920. P. 24-27 (книга доступна в Интернете на сайте: www.archive.org).
[2] Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск, 2008. С. 184.
[3] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996. С. 91.
[4] Одно из нескольких исключений — это так называемый эффект Веблена, которым называют демонстративное потребление предметов роскоши и престижа, в рамках которого покупка товара по более высокой цене демонстрирует окружающим значимость данного индивида. Закон спроса здесь в полной мере не срабатывает, и нередко получается, что как минимум до определенных пределов повышение цены товара или блага влечет не понижение спроса, а его повышение.
|