Среда, 27.11.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Координирующая и стимулирующая роли свободного рынка

Но даже если забыть о балансировании спроса и предложения, рынок имеет колоссальный потенциал по координированию усилий людей по реализации сложных экономических проектов. Он формирует спонтанный порядок, т.е. устойчивую систему общественных отношений, возникающую саму по себе, из сплетения интересов, мотивов и моделей поведения огромного числа рациональных индивидов. И этот порядок позволяет координировать экономическое поведение миллиардов людей, сплетать их силы, таланты и ресурсы в длинные цепочки и сети без какого-то центрального планирования и администрирования. Достаточно представить себе, усилия скольких тысяч людей координируются в рамках спонтанно возникающего взаимодействия по производству и обороту авиалайнеров или сотовых телефонов.

Для такой координации поведения людей требуются интеграция, обработка и использование просто немыслимого объема информации. Рынок работает, так как он способен интегрировать, перерабатывать и эффективно использовать объем информации (о запасах, динамике издержек, колебаниях спроса, субъективной ценности благ и т.п.), непосильный для любой системы централизованного планирования1. [1]

В принципе плановая экономика также способна координировать усилия тысяч людей, но свободный рынок обычно справляется с этой задачей лучше как минимум тогда, когда речь идет об организации взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности людей в экономических благах (а не на обеспечение общественных благ вроде разработки и производства вооружений).

Это отличие во многом связано с тем, что рынок формирует институциональную среду, в которой координация поведения людей строится на таких началах, при которых у всех участников этого взаимодействия возникают стимулы к максимально эффективному труду, повышению производительности труда, открытиям, творчеству и инновациям. В условиях рынка тот, кто находит способ лучше, интенсивнее и с меньшими затратами удовлетворить потребности других людей, имеет шанс на получение большего объема встречного удовлетворения. Возникают условия для конкуренции, а последняя приводит к повышению качества товаров, работ или услуг и понижению цен.

Система, признающая частную собственность и позволяющая индивиду обогащаться за счет эксплуатации своих уникальных навыков, умений и знаний, поощряет трудолюбие и талант за счет использования самой действенной награды — предоставления индивиду того, что за его труд готовы отдать те, кому он приносит пользу. Можно быть безумным поклонником собирания бабочек особого вида, но если этот твой труд никому не нужен, никому не приносит пользу, то ты не можешь рассчитывать, что кто-то тебе за него заплатит. В равной мере можно специализироваться на той деятельности, которая полезна людям, но которую способны осуществлять и осуществляют не хуже тебя очень многие твои конкуренты: здесь также рассчитывать на значительное обогащение не приходится. Богатство достается талантливым и трудолюбивым людям, обладающим уникальными навыками и готовым приносить пользу другим людям. Степень их материального успеха прямо пропорциональна степени уникальности их навыков, знаний и умений и степени удовлетворения потребностей других людей. Это создает стимулы для остальных людей, желающих добиться материального благополучия, приобретать соответствующие навыки, повышать свою работоспособность и направлять свои усилия на те сферы деятельности, которые полезны другим людям и в которых у индивида есть определенные конкурентные преимущества, потенциал уникальности.

Кроме того, конкуренция и экономические стимулы приводят к росту темпов технологических и иных инноваций. Трудно отрицать очевидную связь между тем, что XIX и XX вв. стали веками бурного развития рыночной экономики и капитализма и одновременно невиданных темпов вовлечения в оборот технологических инноваций. Рыночная экономика создает сильнейшие стимулы к инновациям как в технологиях, так и в процессах управления и маркетинга. Инновации значительно увеличивают конкурентные преимущества предпринимателя, повышая производительность труда. Соответственно, в научно-технические и иные инновационные разработки направляется колоссальный объем инвестиций. Причем поскольку эти инвестиции делают кровно заинтересованные в результате предприниматели, их эффективность оказывается намного более высокой, чем в случае аналогичных инвестиций, которые будут пытаться делать бюрократы, тратящие не свои, а народные деньги. Конкурентная борьба и стремление к обогащению постоянно стимулируют открытие новых рынков, технологий и методов организации труда и тем самым «непрерывно революционизируют экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую»1.

Наконец, рыночная экономика поощряет максимально интенсивное использование ресурсов (капитала, энергии, земли и др.). Так как плоды повышения производственной эффективности достаются собственнику, он становится кровно заинтересован в максимально интенсивной форме эксплуатации таких ресурсов.

Но стимулы бывают не только положительные. Огромную роль играет и отрицательная обратная связь. Слабые, ленивые, глупые и неэффективные индивиды в условиях рыночной экономики либо вовсе обречены на нищенство, либо вынуждены довольствоваться малым. Управленческие и инвестиционные ошибки приводят к потерям предпринимателей.

Экономический рост и технологический прогресс естественным образом приводят к тому, что успех одних иногда оборачивается крахом других. Открытие регулярного авиасообщения между Европой и США принесло значительные убытки морским пассажирским перевозкам, а изобретение и продвижение на рынке персональных компьютеров разорили производителей пишущих машинок. Появление электронной почты вытесняет классическую, «бумажную» почту, а IP-телефония вытесняет с рынка международной связи обычных операторов телефонной связи. Те, кто лучше приспособился и угадал ожидания своих клиентов, процветают, в то время как те, кто почивал на лаврах своих прежних успехов, в конце концов разоряются[2] [3]. Новые открытия делают в одночасье ненужными достижения, освоенные прежними лидерами.

Именно поэтому институт банкротства является неотъемлемой частью рыночного «естественного отбора»1.

С рынка ежегодно сметаются тысячи предприятий и предпринимателей, не справившихся с конкурентной борьбой. Рыночная экономика, по меткому замечанию Йозефа Шумпетера, есть нескончаемое «созидательное разрушение»[4] [5]. Рыночный естественный отбор в этом плане очень похож на законы эволюции видов. Выживает сильнейший, и это создает мощнейшие стимулы делать выводы из своих ошибок, повышать свою квалификацию и эффективность труда.

Свободный рынок в краткосрочной перспективе может приводить к частным сбоям, заключению неэффективных или несправедливых контрактов, ошибочным инвестициям, разорению отдельных участников оборота и не способен в одночасье накормить всех голодных и решить все иные социальные проблемы. Но в долгосрочной перспективе именно либеральная организация экономической жизни по общему правилу способствует наиболее устойчивому экономическому росту и процветанию общества.

 

[1] См.: Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М., 2005. С. 236-237; Hayek F.A. The Use of Knowledge in Society // American Economic Review. 1945. Vol. 35. P. 526 ff. (перевод на русский язык см.: Хайек Ф.А. Использование знания в обществе // http://www.liberar- ium.ru/10062).

[2] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 126—127.

[3] Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов и справедливости и политики. М., 2006. С. 287—289.

[4] Stiglitz J.E. Freefall: America, Free Markets and the Sinking of the World Economy. W.W. Norton, 2010. P. 115.

[5] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2007. С. 460-461.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%