Модели влияния государства и права на трансакционные издержки могут быть разными. Право может подавлять некоторые из них и систематически пытаться сделать рыночный оборот максимально свободным и легким, стремясь добиться максимальной аллокативной эффективности. Например, оно может закреплять в гражданском кодексе множество диспозитивных норм, снимая с контрагентов риск оставления пробелов в заключаемом договоре, унифицировать систему мер и весов, вводить единую валюту для упрощения расчетов, снижать таможенные барьеры и унифицировать регулирование для упрощения трансграничных экономических контактов, оптимизировать судебную защиту договорных прав и т.п. Кроме того, право может вводить в правовое поле вырабатываемые в обороте в ответ на проблему трансакционных издержек модели экономических отношений (например, разрабатывать корпоративное право или вводить регулирование интернет-торговли).
Задача по снижению трансакционных издержек — это то, что двигало развитием многих областей права. Снижение таможенных, транспортных, языковых, правовых и иных преград, стоящих на пути торговли и выстраивания экономических связей, часто воспринималось и воспринимается как одна из основных задач правителей. Причем в той или иной степени осознавали это даже самые примитивные цари прошлого: ведь экономический рост, возникающий из-за интенсификации оборота, увеличивал материально-финансовый пирог, доля которого отходила монарху в виде налогов и сборов.
Но право может в ряде случаев и осознанно стимулировать увеличение трансакционных издержек, считая, что в данном конкретном случае презумпция эффективности рыночной свободы опровергается, или принимая за основу вовсе неэкономические цели (например, вводить лицензирование некоторых видов деятельности в целях пресечения случаев нарушения прав потребителей, устанавливать обязательную нотариальную форму сделок в целях минимизации случаев возникновения споров о содержании договоров или сложные процедуры таможенного оформления с целью исключения случаев уклонения от уплаты таможенных пошлин).
Так что было бы большой ошибкой считать, что право стремится снижать трансакционные издержки в любых случаях. Иногда трансакционные издержки блокируют абсолютно аномальные экономические взаимодействия или предотвращают какие-либо проблемы. Например, введение законом процедуры сдачи экзамена на получение водительских прав повышает трансакционные издержки во имя снижения уровня аварийности на дорогах. Также нередко повышение одного вида трансакционных издержек может в долгосрочном плане приводить к снижению других и в итоге влечь не повышение, а снижение общего уровня таких издержек. Например, практически повсеместное введение системы государственной регистрации прав на недвижимость или сделок с недвижимостью повышало трансакционные издержки на оформление сделок, но значительно сильнее снижало трансакционные издержки на проверку титула собственника и ожидаемые трансакционные издержки на судебную защиту в связи с общим снижением вероятности возникновения судебных споров в отношении титула.
Так что было бы абсолютно неверно считать, что трансакционные издержки сами по себе суть абсолютное зло. Наша задача здесь состоит лишь в том, чтобы зафиксировать важную роль этого феномена в объяснении экономического поведения и правовых институтов.
|