Среда, 27.11.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Субъект права как правовая категория

С 15 сентября 1990 года Россия является участником Конвенции ООН «О правах ребенка». Она рассматривает несовершеннолетнего как личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельной реализации и защите.

Семейный кодекс Российской Федерации последовательно закрепил данный подход к ребенку в соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ и принятыми Россией обязательствами обеспечивать всемерную защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Соответственно, с 90-х годов нормативная правовая база по вопросам защиты прав детей в Российской Федерации начала претерпевать значительные изменения прогрессивного характера, отвечающие нормам международного права и позволяющие установить определенный правовой статус несовершеннолетних граждан, субъектов освоения правовой действительности.

Понятие субъекта права было разработано такими известными правоведами как А.И. Елистратов, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др. Под субъектами конституционного права принято понимать участников конституционно-правовых отношений, наделенных конституционной правосубъектно- стью[1].

Спецификой рассматриваемой отрасли права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях. Многим субъектам правоотношений не требуется предпринимать конкретные шаги для обозначения своего участия в них.

С учетом сказанного можно, прежде всего, отметить наличие таких субъектов как народ, нация, государство, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, религиозные объединения, международные организации, граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы, вынужденные переселенцы и др.

Исходным юридическим понятием выступает «человек». Закрепление данного субъекта права в Основном законе приводит в соответствие Конституцию РФ с такими международными правовыми актами, как Всеобщая декларация прав

 

и свобод человека 1948 года, международные пакты о правах и свободах человека, принятые ООН в 1966 году, свободными от принципа политической принадлежности человека к определенному государству.

Однако методологически правильное и эффективное с практической точки зрения исследование правового регулирования статуса подрастающих поколений объективно требует предварительной фиксации ведущих терминов «ребенок», «подросток», «несовершеннолетний», «молодой», «молодежь» и их взаимосвязи между собой . Не менее сложной является проблема юридического определения статусной категории «несовершеннолетний».

С теоретико-правовой точки зрения, по верному замечанию Э.Б. Мельниковой, несовершеннолетний - это «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей»[2] [3].

Международные правовые акты, посвященные проблемам несовершеннолетних, обычно определяют конечную границу несовершеннолетия в 18 лет, однако, зачастую делают и оговорку «если иной возраст не установлен национальным законодательством».

Таким образом, в юриспруденции понятие «несовершеннолетний», во многом является порождением национального законодательства, а потому можно встретить разные его синонимы: «ребенок», «дети», «подросток», «малолетний» и т.д. Так, например, в российском уголовном законодательстве несовершеннолетними признаются лица «...которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет»; в гражданском праве различают термин «малолетний», который относится к лицам в возрасте до 14 лет; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 1 определяет, что «ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)»[4], а Федеральный закон от 24 июля 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», содержит понятие «несовершеннолетний» - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет[5].

Возрастной критерий, выделяющий несовершеннолетнего в качестве специального субъекта конституционно-правовых отношений, дает нам возможность выделить ряд специфических признаков, позволяющих охарактеризовать и разграничить этот правовой институт от многих других, существующих в праве:

 

- во-первых, временные границы, определяющие период детства.

Закономерно, что конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в российском праве определен следующими временными рамками: с момента рождения до достижения возраста 18 лет;

- во-вторых, несмотря на правоспособность несовершеннолетнего, которой он обладает с момента рождения, усматривается ограничение возможности реализации установленных законодательством прав и свобод.

Представляется, что названные ограничения обусловлены рядом фактов, в том числе:

а) физиологической и социально-психологической беспомощностью несовершеннолетних;

б) полной либо частичной личной, правовой и социальной зависимостью от родителей (а также лиц, их заменяющих);

в) низкой гарантированностью и обеспеченностью правовых регламентаций, часто являющихся декларативными.

По мнению Е.Н. Микитовой, при решении первоочередных проблем формирования и укрепления статуса ребенка как специального субъекта правоотношений, следует разработать четкий механизм установления момента рождения человека как начала его жизни и правоспособности; расширить и ужесточить нормы, обеспечивающие право ребенка на жизнь на более ранних этапах его развития, а также внести некоторые дополнения в нормы права, устанавливающие равенство ребенка с иными субъектами права[6] [7] [8].

 

[1] Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2017.

[2] Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России (на примере Центрального федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Елец, 2010.

[3] Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие. М., 2000.

[4] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

[5] Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7

[6] Микитова Е.Н. Ребенок как специальный субъект правовых отношений // Право и

жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2001. № 43.

[8]

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (16.07.2017)
Просмотров: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%