Проблема определения правового статуса ребенка находится в спектре приоритетных направлений государственной политики. Ее эффективное решение обеспечивает не только прогрессивное развитие любого общества, нормальный процесс социализации будущего поколения, но и является залогом успешной реализации в наступившем тысячелетии стратегической для дальнейшего развития России задачи - формирования здорового нового поколения, способного стать носителем гражданской идеи.
Определение понятия правового статуса несовершеннолетнего следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.
Термины «правовой статус», «правовое положение» часто употребляются в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют в том случае, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например, органа государства, организации, отдельной личности. При этом за редким исключением не делается
каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы7.
В конституционном праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами «общий (конституционный) статус» и «конституционно-правовой статус» часто употребляется понятие «основы правового положения личности». Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права как ведущей отрасли в системе российского права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.
Традиционно в конституционном праве различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий правовой статус - это базовый правовой статус человека, статус лица как гражданина государства и члена общества. В основе общего правового статуса лежит, прежде всего, конституционный статус, который является единым и одинаковым для всех. Ядром конституционно-правового статуса личности являются признаваемые Конституцией РФ основные права, свободы и обязанности.
Специальный правовой статус - это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (детей, пенсионеров, военнослужащих, депутатов и др.). В основе специального правового статуса лежит общий правовой статус, однако правовое положение этой категории может иметь свою специфику, в связи с наличием дополнительных прав и обязанностей, льгот или ограничений.
По мнению Н. И. Матузова, совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки8.
Индивидуальный статус - это статус конкретного лица, «отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности» (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.). Индивидуальный статус в отличие от общего правового статуса отличается изменчивостью и подвижностью.
Правовой статус ребенка должен быть рассмотрен как единство общего, особенного и единичного, поскольку именно такой подход позволит выявить специфику правового положения ребенка.
Конституционно-правовые основы статуса несовершеннолетнего отдельно не закреплены в Конституции Российской Федерации, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса личности, что позволяет нам говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека, независимо от возрастных признаков.
В юридической науке существует несколько подходов к определению правового статуса личности. По мнению В.Е. Чиркина, конституционноправовой статус физического лица - это основы его правового положения в [1] [2] обществе, государстве, его конституционные права и обязанности[3]. В.А. Черепанов под правовым статусом личности понимает «совокупность прав, обязанностей и ответственности человека в определенных правоотношениях»[4]. С.В. Нарутто дает следующее определение: «правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в обществе, складывающееся из совокупности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантии их реализации, ответственность»[5]. Н.В. Витрук разграничивает значение терминов «правовой статус» и «правовое положение», и считает, что «правовое положение личности - это широкая обобщающая категория, которая раскрывает все элементы закрепленного в праве состояния личности, обусловленные местом, которое занимает личность в обществе. Помимо прав и обязанностей, правовое положение включает гражданство, правосубъектность, юридические гарантии прав и свобод, принципы правового положения»[6] [7]. Е.А. Лукашева предлагает следующую точку зрения: «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности» .
С учетом специфики исследуемого нами субъекта правоотношений - несовершеннолетнего, мы считаем, что под конституционно-правовым статусом несовершеннолетнего следует понимать совокупность гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего возраста 18 лет.
Принципиальное значение для определения конституционно-правового статуса ребенка имеют, на наш взгляд, три группы конституционных норм.
Первую группу таких норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних.
Во-первых, Конституция РФ провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст.
, причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7).
Во-вторых, Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч.2 ст.7).
Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции РФ, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как и материнство и семья) находится под защитой государства (ч.1 ст.38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38).
Как видно, в этих принципиальных конституционных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. И, тем не менее, можно утверждать, что Конституция РФ уже считает ребенка самостоятельным участником конституционно-правовых отношений.
И, наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.
Названные статьи Конституции РФ можно рассматривать в качестве определяющих правовой статус несовершеннолетнего, но вместе с тем явно недостаточных для их непосредственного действия в связи с особенностями исполнения (вернее, неисполнения) законов в правоприменительной практике.
В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, составляющим элементом общеправового статуса любого гражданина России.
С одной стороны, это гарантирует обеспечение естественно равной защиты прав любого человека независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и возрастных.
С другой стороны, в силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценить как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей. Отсюда необходимость повысить степень защищенности правового статуса ребенка путем выделения его как самостоятельного субъекта защиты и внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ. Закрепление особой защиты прав несовершеннолетних в Конституции РФ придаст их статусу гарантированность. В этом будет состоять роль Основного Закона в систематизации прав и законных интересов несовершеннолетних, в поднятии защиты прав ребенка на отраслевой уровень, тем более что отечественная юриспруденция уже пошла по пути выделения специальных субъектов права.
Категория «несовершеннолетний» при ее правовом преломлении предполагает оформление в юридических нормах ряда условий существования и жизнедеятельности индивида. Они выражаются в следующих, применяемых в совокупности, параметрах:
существует определенный оформленный правом статус несовершеннолетнего - неотъемлемый атрибут его естественного состояния;
существование подобного статуса несовершеннолетнего, в свою очередь, является неотъемлемым и одной из характеристик общества и государства;
для несовершеннолетнего это состояние выражается в обладании определенным набором прав, свобод и обязанностей;
несовершеннолетний обладает способностью пользоваться своими правами, свободами, обязанностями;
неизбежно возникают связи несовершеннолетнего с обществом и государством, в том числе возможность требовать от государства обеспечения должного регулирования, реализации и защиты прав, свобод и обязанностей;
для несовершеннолетнего возникает необходимость, возможность и способность отвечать за свое поведение перед государством, а в определенной мере и перед обществом.
Таким образом, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего складывается из следующих элементов:
принципы конституционно-правового положения несовершеннолетнего;
гражданство;
правоспособность;
конституционные права и свободы;
конституционные обязанности;
конституционные гарантии;
юридическая ответственность.
[1] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. М., 1997.
[2] Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017.
[3] Чиркин В.Е. Конституционное право: учебник для бакалавриата. М., 2015.
[4] Черепанов В.А. Конституционное право России: учебник. М., 2016.
[5] Конституционное право России: учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. 2-е изд. М., 2017.
[6] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
[7] Права человека: учебник для вузов / под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999.
|