Важным элементом конституционно-правового статуса ребенка являются принципы, в соответствии с которыми реализуются отношения в области детства.
Принципами могут считаться лишь такие правила, которые признаны со стороны общества и государства и отнесены к разряду важнейших идей и установок правового статуса человека и гражданина Российской Федерации.
Принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции России, в равной степени должны применяться при осуществлении прав и свобод ребенка. Такой всеобщий характер этих принципов объясняется их универсальностью, возможностью применения вне зависимости от возраста человека.
Особого внимания заслуживает точка зрения Л. В. Воеводина, который представляет принципы правового статуса личности как систему, включающую:
учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности;
неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина;
равноправие, то есть равенство в правах, свободах и обязанностях гражданина и человека вообще;
гуманистическую направленность прав и свобод;
общую доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.[1]
Существуют общие (конституционные) и отраслевые принципы. Для
правового статуса ребенка характерны общие (конституционные) принципы.
Конституционные принципы - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних.
Первым принципом правового статуса несовершеннолетнего является свобода личности. Она обеспечивается всем строем общества и государства, гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Свобода личности предполагает самостоятельность в выборе поступков и действий. Однако полной ясности содержания этой категории нет. В трактовке данного принципа надо исходить из следующих постулатов[2]:
Во-первых, абсолютной свободы личности быть не может. Любой человек, а тем более несовершеннолетний, существует не изолированно от семьи, коллектива, общества, государства, и поэтому должен считаться с ними.
Во-вторых, существующая в обществе и государстве свобода поведения личности предполагает выбор ею различных вариантов действий. Применительно к рассматриваемой категории субъектов права, мы говорим о личной свободе несовершеннолетнего самому определять, как проводить досуг, с кем общаться, в каких мероприятиях участвовать и т.п.
В-третьих, должно происходить соизмерение каждым индивидом свободы своего поведения с собственным благом и с интересами окружающих его лиц. То есть в данном случае, свобода личности предполагает гармонию интересов личности, общества и государства.
Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод личности как обязанности государства содержится в статье 2 Конституции РФ и конкретизируется в ряде других ее статей - ч. 1 ст. 17, ст. 45, ст. 46, ч. 1 ст. 55. Права и свободы несовершеннолетнего признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Как правило, в современном виде они находят закрепление в международных правовых документах: Декларации прав ребенка[3], Конвенции о правах ребенка[4], Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей[5].
Принцип неотчуждаемости прав и свобод нашел отражение в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В научных исследованиях и учебной литературе к числу неотъемлемых прав и свобод относят, в первую очередь, естественные (личные) права, а также права и свободы, характерные для гражданина. В условиях Российской Федерации рассматриваемый принцип означает принадлежность человеку от рождения и неотчуждаемость таких основных прав и свобод, которые зафиксированы в Основном законе нашего государства и текущем законодательстве.
Принцип непосредственного действия прав и свобод несовершеннолетних является одним из актуальных в любом государстве принципов. Провозглашенные в конституции демократические лозунги должны воплощаться в текущем законодательстве. Права и свободы личности должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием. Сформулированный в ст. 18 Конституции РФ принцип непосредственного действия прав и свобод личности находит свое дополнительное обоснование в ряде конституционных положений, к примеру, говорящих о прямом действии Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), о судебной защите прав и свобод (ч. 1 ст. 46), о проверке конституционности законов в случаях нарушения ими конституционных прав и свобод граждан (ст. 125).[6]
Принцип юридического равенства прав и свобод. Отмечая юридическое равенство прав и свобод, мы акцентируем внимание на невозможность законодательного закрепления физического равенства индивидов. Каждый человек от рождения обладает разными свойствами - здоровьем, умственными способностями, внешними данными. Также не стоит строить иллюзий по поводу общественного равенства - люди имеют разный достаток, все зависит от их потребностей, трудовой деятельности, и даже в какой-то степени везения. Государство и общество стараются обеспечить каждому человеку именно юридическое равенство прав и свобод, то есть правовое закрепление равных «стартовых» условий существования и деятельности для любой личности. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принцип недопустимости отмены или умаления прав и свобод несовершеннолетних. Данный принцип сформулирован в ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции
РФ, и как уже отмечалось ранее, не должно быть отрицания других общепризнанных прав и свобод, не нашедших прямого конституционного закрепления.
Принцип гарантированности прав и свобод выражается в необходимости материального обеспечения осуществления прав и свобод, исполнения обязанностей, создания процессуальных механизмов их реализации, защите интересов несовершеннолетних.
[1] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
[2] Авакьян С. А. Указ. соч.
[3] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
[4] Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.
[5] Дипломатический вестник. 1992. № 6.
[6] Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. М., 2010.
|