Центральное место в содержании правового статуса личности принадлежит правам, свободам и обязанностям гражданина. Все другие элементы, образующие статус, группируются о и объединяются вокруг них. Этим объясняется широко распространенное представление о том, что права и обязанности исчерпывают содержание правового статуса или вообще отождествляются с ним.
Фактически же все составляющие правового статуса личности выражаются в форме прав, свобод, обязанностей. Так, например, гражданство можно обозначить в форме права на гражданство. Что касается принципов конституционно-правового статуса и правоспособности несовершеннолетних, то в их названии и содержании заложены права и свободы личности. Правоспособность, в частности, означает способность иметь права и обязанности. Это легкообъяснимо: норма может регулировать поведение людей путем дозволения или предоставления им определенных возможностей действовать по своей воле, т.е. приобретать права и свободы, а так же путем предписания определенных велений - возложения запретов и обязанностей.
Таким образом, в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
В отечественной юриспруденции сложилось практически единодушное мнение по вопросу разграничения терминов «права» и «свободы». Предполагается, что различие между ними в достаточной мере условно, так как по своей юридической природе и системе гарантий они идентичны. В то же время анализ законодательства и международных актов приводит к выводу об их различных смысловых нагрузках. Понятие «право», рассматриваемое в субъективном смысле, раскрывается в юридической литературе как гарантированная законом мера возможного поведения человека. Но эта возможность ничто при отсутствии самостоятельности личности и индивидуального выбора варианта поведения, гарантированных запретом умалять свободу человека.
Поэтому закономерно термин «свобода» иногда определяется посредством обозначения конкретных прав, в чьих рамках данную свободу можно реализовать, и соотносится с термином «права» как общее и особенное.
Совокупность прав и свобод несовершеннолетних опирается, прежде всего, на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации.
По мнению Ю.А. Черемухиной, можно выделить три аспекта проявления роли прав и свобод личности в правовом пространстве :
права и свободы выступают в качестве принципа конституционного строя: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ);
они определяют основной вектор деятельности государственных органов: «...определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ);
права и свободы личности раскрывают содержание основ правового статуса личности.
Конституционные права и свободы - закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие несовершеннолетним свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами, как в личных, так и в общественных интересах.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
жить и воспитываться в семье;
общаться с родителями и другими родственниками;
защищать свои права;
выражать своё мнение;
право на имя, отчество и фамилию;
изменение фамилии и имени;
право на имущество;
право на медицинское обслуживание;
право на образование и другие.
Права и свободы несовершеннолетних традиционно можно разделить на три группы: личные; политические; социально-экономические и культурные.
В первую очередь следует остановиться на личных правах и свободах ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства. [1]
Право ребенка на жизнь закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции и ч. 1 ст. 6 Конвенции о правах ребенка. В российском законодательстве данное право обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на максимально возможную степень выживания и здоровое развитие ребенка и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией, гарантии развития системы психолого-педагогических консультаций для детей и несовершеннолетних и другие меры [2] [3].
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и ч. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеет право на имя. Ребенок регистрируется сразу же после рождения, а право ребенка на имя реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица), они свободны в выборе имени для своего ребенка. Имя человека это не только признак его индивидуализации, это еще и необходимое условие осуществления гражданских прав и обязанностей. Под своим именем ребенок выступает как участник правоотношений.
Неприкосновенность личности (ст.ст. 22-25 Конституции РФ и ст. 16 Конвенции о правах ребенка) означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми и означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе . Государство обязано обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ч. 2 ст. 12 Конвенции о правах ребенка).
Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства вытекает из содержания ст. 27 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует. В данном случае право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ограничивается законом только в интересах безопасности и здоровья ребенка, а также в интересах безопасности общества, общественного порядка и здоровья граждан. Данное право получило свое развитие в ч. 2 ст. 10 Конвенции о правах ребенка, согласно которой государство должно уважать
право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Согласно ст. 20 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[4] [5] [6], в случае если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Статья 28 Конституции и ч. 1 ст. 14 Конвенции о правах ребенка гарантируют свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем, следует отметить, что свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.
Наряду с личными правами ребенок, как и любой другой гражданин РФ, обладает политическими правами и свободами, а именно - правом на участие в управлении государством и обществом, т.е. на социально-политическую активность.
Ребенок имеет право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Конвенция ООН «О правах ребенка» в ст. 16 возлагает на государства-участники обязанность признавать право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний вне зависимости от возрастного предела. Однако, в российском законодательстве, реализация права на объединение предусматривает ряд возрастных ограничений. Так, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» минимальный возраст членов и участников молодежных общественных объединений - 14 лет, а детских - 8 лет .
Право граждан проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ и ч. 1 ст. 15 Конвенции о правах ребенка) нашло свое развитие в ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , которая детально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация учебного заведения не вправе препятствовать этому. Место проведения собрания и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется на основании ст. 33 Конституции РФ и подтверждается возможностью обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Что касается такого политического права, как право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей, то оно у ребенка отсутствует в силу его возрастных, психических и интеллектуальных особенностей. Данное право реализуется только с достижением совершеннолетия.
Социально-экономические и культурные права и свободы несовершеннолетнего касаются таких сфер жизнедеятельности человека как собственность, здоровье, труд, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Данная категория прав направлена на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление перечисленных возможностей у несовершеннолетнего имеет важное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению его как члена общества.
Несовершеннолетний обладает правом заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34 Конституции РФ) в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (не обладающие полной дееспособностью) вправе заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителей.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с этим положением, ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности. Однако, в силу своих возрастных особенностей, владеть, пользоваться и распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении дееспособности. Конституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества, кроме как по решению суда.
Право несовершеннолетнего на жилище и его неприкосновенность (ст. 40 Конституции РФ, ст. 27 Конвенции о правах ребенка) гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребёнка субъектов РФ и включает себя право на приобретение жилого помещения по различным основаниям, а также возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления несовершеннолетними права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
стимулируют жилищное строительство;
обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях;
осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Кроме того, неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Законное проникновение в жилище возможно в следующих ситуациях: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах; б) при защите правопорядка.
Статья 41 Конституции РФ и ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляют право на охрану здоровья. Здоровье детей является важнейшим показателем санитарно-эпидемиологического благополучия страны. В Российской Федерации проживает около 40 млн. детей, а это примерно 27% общей численности населения страны. Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования, духовного развития. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Декларируемое в Конституции РФ право каждого на труд (ст. 37), в т. ч. несовершеннолетнего, фактически трудно реализуемое. Способствовать реализации данного права может квотирование рабочих мест, в том числе и для несовершеннолетних работников, осуществляемое предприятиями за определенные льготы. Однако полная реализация права на труд в условиях свободного рынка возможна лишь с развитием производства, созданием новых рабочих мест.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации[7].
Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно. Конвенция о правах ребенка в ст. 28 также закрепляет право несовершеннолетнего на образование, при этом предусмотрен ряд гарантий для постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, в частности:
бесплатное и обязательное начальное образование;
поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей;
обеспечение доступности высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
принятие мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Таким образом, рассмотрев основные права и свободы несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что Конституция Российской Федерации содержит ряд положений, разъясняющих значение и принципы осуществления конституционных прав и свобод личности:
во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления;
в-третьих, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам и свободам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться;
в-четвертых, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения, основанного на законе;
в-пятых, для реализации ряда конституционных прав и свобод требуется издание закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления.
Рассмотрение природы прав и свобод несовершеннолетних невозможно в отрыве от обязанностей, предусмотренных законодательством РФ.
Рассмотрение природы конституционных прав невозможно в отрыве от обязанностей.
Н. И. Матузов и Б. М. Семенеко, исследуя проблему обязанностей, подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка, и, в конечном счете, в обеспечении конституционных прав и свобод личности .
Г. В. Мальцев полагает, что «юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении».[8] [9] [10] Однако содержащееся в обязанности возможное поведение в отличие от возможности, заключенной в субъективном праве, является одновременно и государственно необходимым. «Обязанность, утверждает он, - есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е. возможное в поведении одновре-
32
менно является и необходимым».
Юридическая обязанность - это установленная государством мера общественно необходимого, ответственного поведения, направленная на удовлетворение интересов общества и личности, управомоченных и правообязанных граждан.
Особенность юридических обязанностей состоит в следующем:
они возникают у индивидуального лица непосредственно в связи с изданием нормы, минуя стадию юридического факта;
следует различать два вида обязанностей: одни из них носят прямой повелительный характер, другие - косвенный;
обязанности граждан и органов государственной власти (их должностных лиц), выступающих в качестве сторон взаимных правоотношений, абсолютны;
обязанности, осуществляемые воздержанием от действий, как правило, не свойственны двусторонним правоотношениям;
соблюдение запретов не вызывает правоотношений с другими лицами, в то время как нарушение запретов вызывает правоотношение между обязанным субъектом и органами государства. Запреты порождают односторонние юридические обязанности.
Конституционные обязанности - конституционно закрепленные правила должного поведения несовершеннолетних, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других лиц.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности несовершеннолетних, конкретизированные и детализированные в отраслевом законодательстве:
соблюдение Конституции и законов РФ (ч. 2 ст. 15);
уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17);
забота и воспитание детей родителями (ч. 2 ст. 38);
получение основного общего образования (ч.4 ст. 43);
забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории и культуры (ч.3 ст. 44);
уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);
охрана природы и окружающей среды (ст.58).
Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса, следует иметь в виду, что:
во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят не естественный (внезаконотворческий), а позитивный характер, т.е. устанавливаются нормативно;
во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч.2 ст.6), поэтому ни один подросток не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности.
[1] Черемухина Ю.А. Административно-правовой статус несовершеннолетних детей как объекта административной опеки: монография. Воронеж, 2004.
[2] Борисова Н.Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетних в современной России: монография. М., 2003.
[3] Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.
[4] Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
[5] Собрание законодательства РФ. 1995. № 20. Ст. 2232.
[6] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
21
[7] Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный) / С.В. Нарутто. М., 2012.
[8] Матузов Н.И., Семенеко Б.М. Исследование проблем юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12.
[9] Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. Теоретические вопросы. М., 1968.
[10] Там же.
|