Неотъемлемым элементом правового статуса личности выступают правовые гарантии - категория, непосредственно описывающая потенциально возможные способы охраны и защиты прав человека в государстве.
Конституционные гарантии - совокупность условий и правовых средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии как элемент правового статуса несовершеннолетнего представляют собой все правовые средства, обеспечивающие осуществление, охрану и защиту прав и свобод ребенка. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Нами установлено, что для обеспечения реализации и защиты прав и свобод несовершеннолетних необходимо:
закрепить гуманистические принципы организации и функционирования всей правовой системы, устанавливающие приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе ценностей, неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод;
установить круг субъектов, обязанных предоставить возможность осуществления конституционных прав и свобод несовершеннолетних;
предусмотреть специальные средства осуществления и защиты прав и свобод несовершеннолетних, представляющие собой механизм, действующий на основе вышеуказанных принципов.
В юридической литературе традиционно выделяют общие и специальные гарантии.
Общие гарантии представляют собой экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды условий, выступающих по отношению к правам и свободам несовершеннолетних в качестве благоприятной среды их реализации. То есть, сущность общих гарантий заключается в наличии своеобразной среды, создающей лишь возможность реального осуществления прав и свобод личности.
В отличие от общих, специальные гарантии позволяют обеспечить реализацию и защиту прав и свобод несовершеннолетних. Н.В. Витрук предложил выделять две группы специальных гарантий: гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) . К гарантиям реализации Николай Васильевич относит:
конкретизацию пределов прав и свобод;
юридические факты, с которыми связывается их реализация;
процессуальные формы осуществления прав и свобод;
меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации.
Ко второй группе специальных гарантий исследователь относит следующие:
надзор и контроль за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления правонарушений;
правовую защиту;
профилактику и предупреждение правонарушений;
пресечение правонарушений;
процессуальные формы охраны прав и обязанностей;
юридическую ответственность.
Для реализации конституционных гарантий несовершеннолетних, органы государственной власти Российской Федерации, их должностные лица, наделены следующими полномочиями:
- установление основ федеральной политики в интересах детей;
- выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства;
- установление порядка судебной защиты прав и законных интересов ребенка;
- судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка. [1]
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к несовершеннолетнему, в случае нарушения им норм права.
Юридическая ответственность несовершеннолетних регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства.
Административной ответственности подлежит лицо не моложе 16летнего возраста, совершившее противоправное, виновное действие или бездействие, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ).
Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает за виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. В полном объёме нести ответственность за совершенное преступление может ребенок по достижении 16 лет. Однако законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности с 14 лет в случае совершения преступлений, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ.
В сфере гражданско-правовых отношений следует различать ответственность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет, отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если же у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074 ГК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации не решает в полном объеме тех задач, которые стоят перед ней в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего. Анализ действующих норм показал, что в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» понятие «ребенок» и «дети» упо-
требляются только в четырех статьях: ст. 7, в которой говорится об обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок лишь подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый».
Исходя из вышеизложенного, нам представляется, что признание несовершеннолетнего личностью, обладающей самостоятельным правовым статусом, возможно лишь формально, и, к сожалению, данный факт не решает проблемы охраны и защиты его прав, свобод и законных интересов. Именно поэтому, конституционные обязательства государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, целесообразно было бы дополнить федеральными и региональными нормативными актами об особом субъекте конституционно-правового института семьи и детства - о несовершеннолетних. Можно предположить, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития[2].
[1] Витрук Н.В. Указ. соч.
[2] Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовые нормы как способ фиксации правового статуса несовершеннолетнего // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013.
|