Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.
Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.
Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.
Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.
По мнению О.В. Батовой, «правовое обеспечение в области защиты прав детей - это совокупность законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению защиты прав детей» .
Практика показывает, что нормативные правовые акты и соответствующие правовые нормы в сфере защиты прав несовершеннолетних можно классифицировать по различным основаниям:
- по юридической силе;
- по назначению;
- по территории действия; [1]
- по отраслевой принадлежности;
- по методу правового регулирования и др.
Предлагаемая классификация, хотя и имеет условный характер, но помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования.
1. По юридической силе можно выделить:
международные нормативные правовые акты;
Конституцию Российской Федерации;
федеральные законы РФ;
подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);
законодательство субъектов РФ;
акты органов местного самоуправления.
Высшей юридической силой обладают международные правовые
акты.
Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:
- осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
По назначению нормы конституционной защиты прав несовершеннолетних подразделяются на:
а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции РФ и ряде отраслевых федеральных законов;
нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».
По территории действия можно выделить:
международные правовые акты:
- Всеобщую декларацию прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)[2];
- Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.1950 г.)[3];
- Декларацию прав ребенка (от 20.11.1959 г.)[4];
- Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.)[5];
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16.12.1966 г.)[6];
- Конвенцию ООН о правах ребенка (от 20.11.1989 г.)[7];
- Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (от 30.09.1990 г.)[8] [9];
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)
43
и др. ;
федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ:
- Конституция РФ[10];
- Семейный кодекс РФ[11];
- Гражданский кодекс РФ[12];
- Уголовный кодекс РФ[13] [14];
- Кодекс РФ об административных правонарушениях ;
- Кодекс административного судопроизводства[15];
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[16];
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[17] [18];
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.;
законодательство субъектов Федерации, включающее, например:
- Закон Воронежской области от 03 июня 2013 г. № 87-ОЗ (ред. от
«Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области»[19];
- Закон Воронежской области от 18.07.2016 № 100-ОЗ «О некоторых вопросах защиты прав детей, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры (действия) на территории Воронежской области»[20] и др.
По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.
По методу правового регулирования следует выделить два основных вида правовых норм:
императивные нормы - категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);
б) диспозитивные правовые нормы - предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).
Центральное место в определении правового статуса несовершеннолетних занимает Конституция Российской Федерации. Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В этом документе закреплена обязанность Российского государства защищать и поддерживать семью, материнство, отцовство и детство (ст. 7, 38).
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» по существу относится в полной мере и к детям, ибо, как указано в ч. 2 ст. 17 Конституции, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. На это указывает и ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поэтому несовершеннолетние граждане нашей страны должны рассматриваться как полноправные члены общества, обладающие всем комплексом конституционных прав и свобод человека и гражданина, с той лишь разницей, что некоторые из принадлежащих им прав и свобод они в силу возраста могут реализовывать с помощью своих родителей, а при отсутствии родителей - с помощью иных законных представителей и органов опеки и попечительства. Так, согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Вместе с тем в п. 2 ст. 56 Семейного кодекса подчеркнуто, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.
В статье 38 Конституции РФ отражены основные принципы отношений семьи и государства, согласно которым «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Эти принципы находят отражение и закрепление в федеральных законах, касающихся защиты прав родителей и детей. Например, в п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ указано, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Права несовершеннолетних, провозглашенные в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, находят свое отражение и закрепление в федеральных законах о правах несовершеннолетних. Укажем на некоторые наиболее значимые из них.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, такие как:
дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);
б) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);
в) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);
дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона);
д) судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Закона).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также предусматривает:
- меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 Закона). Подробнее эти вопросы регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об образовании»[21];
- обеспечение прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление (ст. 10, 12 Закона). Вопросы прав несовершеннолетних на охрану здоровья регулируются также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)[22];
- защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 Закона);
- защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 Закона);
- защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 Закона).
К другим федеральным законам, обеспечивающим защиту прав несовершеннолетних и их родителей, следует отнести:
- Семейный кодекс РФ, нормами которого регулируются:
права и обязанности родителей и детей;
алиментные обязательства родителей по отношению к детям;
в) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления (удочерения) детей, опеки и попечительства над ними, приемной семьи, патроната и др.;
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[23], нормы которого устанавливают единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и
воспитанием, обеспечивающую гарантированную государством минимальную материальную поддержку материнства, отцовства и детства;
- Трудовой кодекс РФ, которым установлены:
а) особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет;
б) гарантии и компенсации работникам, в том числе несовершеннолетним, совмещающим работу с обучением;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно ст. 2 которого основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Некоторые права несовершеннолетних установлены также в других федеральных законах, к которым следует отнести: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и иные федеральные законы, регулирующие вопросы предоставления и защиты прав несовершеннолетних.
Важную роль в законодательстве, регламентирующем права несовершеннолетних, играют Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства России. В частности:
- Указ Президента РФ от 13.04.2011 № 444 (ред. от 29.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» ,
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[24] [25],
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»[26],
- Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 № 548 (ред. от
«Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[27] и др.
Подводя итог вопросу правового регулирования защиты прав и свобод несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы:
во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;
во-вторых, выделяют три уровня законодательства, регламентирующего вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних: международный, федеральный, региональный;
в-третьих, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;
в-четвертых, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;
в-пятых, действующее законодательство Российской Федерации, в основном, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, однако для эффективности его реализации требуется искоренить имеющиеся пробелы.
[1] Батова О.В., Москаленко С.А., Степкин Р.М. Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних в России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1.
[2] Права человека: сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1978.
[3] Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
[4] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
[5] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
[6] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
[7] Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
[8] Дипломатический вестник. 1992. № 6.
[9] Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1999.
32
[10] Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
[11] Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
[12] Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
[13] Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[14] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[15] Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
[16] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
[17] Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
[18] Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
[19] Собрание законодательства Воронежской области. № 16 (часть I). Ст. 490
[20] Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет» // http://www.govvrn.ru. 19.07.2016.
[21] Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
[22] Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
[23] Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
35
[24] Собрание законодательства РФ. 2011. № 16. Ст. 2268.
[25] Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7860.
[26] Собрание законодательства РФ. 2014. № 22. Ст. 2887.
[27] Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3826.
36
|